Критерии оценки инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление бизнес-плана проекта на основе изучения теоретических основ разработки бизнес-плана инновационного проекта.
В связи с выработанной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущностные характеристики бизнес-плана инновационного проекта;
- рассмотреть методики составления бизнес-плана инновационного проекта;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты оценки эффективности инновационных проектов 5
1.1. Цели и задачи оценки инновационных проектов 5
1.2. Методики оценки инновационных проектов
1.3. Российские особенности использования критериев оценки инновационных проектов
2.
3. Предложения по оптимизации критериев оценки инновационных проектов
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Основные критерии оценки инновационных проектов и особенности их применения в российских условиях.docx

— 173.45 Кб (Скачать)

ми через  посредников, в роли которых выступают  кредитные организации и фонды акционерного капитала, имеющие различные требования к структуре и содержанию бизнес-планов. Следовательно, как полноценный стандарт указанные требования рассматривать нецелесообразно, и необходимость их изучения является спорной. 
 

Таблица 1.2.1

Структура бизнес-плана в стандартах РФ и  международных организаций и  объединений

 Следует заметить, что все вышеперечисленные стандарты  не определяют методику разработки бизнес-плана, за исключением расчета показателей  эффективности проекта. В них  лишь задается логика и структура

представления информации по инновационному проекту.

      Таким образом, бизнес-план инновационного проекта  – двоякий документ. С одной  стороны, есть целый ряд формальных требований к нему, с другой –  требования эти носят скорее рекомендательный характер.

 

1.3. Российские особенности  бизнес - планирования  инновационного проекта 
 

      Многое  бизнесмены, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с не указанными в них, да и не известными на Западе трудностями. В отличие от западных стран деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес- планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяет им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другом условиям нашей страны.

      Российское  законодательство в настоящее время  не закрепляет обязательность разработки бизнес-планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана  и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием «глубин» отечественного бизнеса  и интуицией[9, c.123].

      В современных условиях такая позиция  не является достаточной для получения  или выделения инвестиций под  конкретные проекты. Условия рынка  диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда труднопредсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например, общая инфляция, инфляция на сбыт, себестоимость продукции, заработная плата, основные фонды и т.д.; плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей; недостаточность информационных и статистических данных).

      Реформирование  российской экономики обусловило коренные изменения в ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей народного хозяйства. Во главу угла в настоящее время ставится обеспечение не только самоокупаемости и безубыточности хозяйствующих субъектов и проектов, но и выполнение финансовых обязательств перед государством, а также создание предпосылок долгосрочного, устойчивого развития. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы бизнес-планирования в России.

      Значимость  бизнес-плана инвестиционного проекта  как инструмента повышения эффективности управления общепризнанна.

      Однако  единый подход к его структуре  и содержанию до сих пор отсутствует. Некоторые элементы содержания недостаточно либо избыточно конкретизированы, что  приводит к затрудненному восприятию потенциальным инвестором информации об инновационном проекте. Также нет единого подхода к учету рыночного спроса при составлении бизнес-плана. Следствием является низкая инвестиционная активность в современной России, усугубляемая кризисными явлениями, а также недостатком доверия в деловой среде. Данные обстоятельства обусловливают необходимость создания стандарта на базе отечественных и зарубежных разработок. Причиной разнообразия точек зрения часто называют отсутствие законодательно закрепленной формы бизнес-плана проекта. Считаем данный довод неосновательным, поскольку в Приложении  1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов  приведен законодательно утвержденный макет бизнес-плана. Тем не менее данный макет отвечает целям и требованиям исключительно государственных структур, поскольку может полноценно использоваться лишь для принятия решения о предоставлении государственного финансирования под инициируемые инновационные проекты, конкретнее – для предоставления различных налоговых льгот и субсидий предприятиям[11].  

      Также он не рекомендуется для целей привлечения капитала стороннего инвестора, как банка, так и некредитной организации, в основном ввиду того, что данные в нем отражают в первую очередь те аспекты хозяйственной деятельности предприятия, которые относятся к бюджетной эффективности проекта.

      Коммерческой  эффективности в макете уделено  существенно меньшее внимание, равно как и анализу чувствительности проекта. Следовательно, де-юре законодательно закрепленная форма бизнес-плана в Российской Федерации существует, де-факто она разработана для пользования государственными органами и не является полноценной для практического использования менеджментом компании, а также частными инвесторами.  Кроме того, как смысл Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов, так и приложенный макет бизнес-плана предполагает рассмотрение именно инновационного проекта без учета текущей деятельности предприятия, таким образом, не учитывается кумулятивный эффект от его реализации.

 

2. Анализ бизнес-плана

2.1. Краткая характеристика  проекта 

     Название  проекта: Производство тары и преформ из полиэтилентерефталата (ПЭТ). 

     Суть  проекта:

     Проект  предусматривает организацию производства одноразовой ПЭТ-тары, а также  полусырьевого продукта – преформ из данного полимерного сырья.

     Планируемое производство будет основано на переработке  полиэтилентерефталата методами литья  под давлением и вытяжно-выдувного формования. Организация производства осуществляется «с нуля».

     Цель:

     - Краткосрочная цель проекта: предложить на рынке России уникальный по своим качествам и конкурентоспособной цене продукт, открыть рынок одноразовой ПЭТ-тары в Российской Федерации.

     - Долгосрочная цель проекта: завоевание 10% российского развивающегося рынка ПЭТ-тары для бутилированной воды.

     В последние годы потребление минеральной  и бутилированной воды в Российской Федерации развивается бурными  темпами. По оценкам компании «Бизнес  Аналитика», в прошлом году оно  достигло 2,2 млрд. литров. По усредненным  данным производителей, в денежном выражении это 0,9-1,1 млрд. долларов. В  Москве рост рынка составляет порядка 10% в год, в регионах – 13-15%. Особенно быстро увеличивается потребление  очищенной бутилированной воды. Это  напрямую связано с качеством  водопроводной воды и позволяет  говорить о частичном или даже полном переходе на питьевую воду, добытую  из экологически чистых источников.

     По  оценкам экспертов «РосБизнесКонсалтинг» на российском рынке в категории питьевой бутилированной воды работают от 600 до 650 производителей. В поисках дополнительных источников заработка и из-за ограничений на рекламу алкогольной продукции пивные заводы, а также производители спиртных напитков начали выпуск воды под собственными брендами.

     Высокая конкуренция вынуждает производителей обращаться к маркетингу, разрабатывая стратегические и тактические решения  в области ценовой политики, качества товара, его упаковки, распределения  и продвижения товара.

     Основными игроками на рынке ПЭТ-преформ являются российские предприятия. Еще в 2009 году на этом рынке обозначились лидеры, определяющие развитие отрасли. Компания «НБ-Ретал» являлась крупнейшим производителем еще в 2010 году с долей рынка 30%, в 2010 году она отвоевала себе еще 5% и получила 35% российского рынка ПЭТ-преформ. За ней следует компания «Европласт» (17% на 2010 г.). Остальные российские компании ориентированы на работу с региональными клиентами. Немалую долю рынка также имеют «Ботлеры» (15% на 2010 год).

     Основная  статья расходов при производстве ПЭТ-тары – это стоимость сырья: 88% приходиться  на изготовление преформ и только 12% - на обслуживание оборудования, электроэнергию, на зарплаты персоналу и амортизацию.

     Наименование  предприятия: ООО «Галлон»

     Уставной  капитал: 10 000 (Десять тысяч) рублей

     Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Королева, д. 26

     Телефон  89876543210

     Руководитель  проекта: Балканский А.А.

     Месторасположение производства, в которое вкладываются средства: Республика Татарстан, г. Казань, технополис “ Химград”,ул.Восстания,100.

     Осваиваемой продукцией являются одноразовые бутыли емкостью 19л. и 10л.  Характерные особенности  емкостей заключаются в том, что  область применения одноразовой  ПЭТ-тары совпадает с областью применения многоразовой ПЭТ-тары – продажа  бутилированной питьевой воды. Прослеживая тенденции рынка ПЭТ-тары и являясь одним из лидирующих производителей оборотных емкостей в Российской Федерации, отмечены направления перехода к одноразовой ПЭТ-таре в виду ряда ее конкурентных преимуществ.

     Перенимая зарубежный опыт первых производителей одноразовых емкостей (19л. и 10л.), в  данном бизнес-плане выдержаны основные технико-экономические показатели производства позволяющие конкурировать с многоразовой тарой.

     Продукцией, производимой предприятием являются одноразовые  ПЭТ-емкости: 19л. и 10л. бутыли для питьевой воды с горловой частью, подходящей ко всем ручным помпам, куллерам - диспенсерам и т.д.

     Кроме того, в долгосрочной перспективе  планируется производить  на продажу  преформы для выдува одноразовых бутылей на 19л. и 10л. – это полусырьевой продукт, полученный первым циклом производства методом литья под давлением для производства самих емкостей.

     Предлагаемая  продукция рассчитана на производителей и продавцов питьевой бутилированной воды. Продажи будут осуществляться путем оптовых продаж потребителям (крупным  предприятиям).

     В виду низкой себестоимости ПЭТ-тары и подтвержденными намерениями  в приобретении производителями  питьевой воды – обеспечивается активный выход на рынок как Республики Татарстан, так и других субъектов  РФ.

     Конечная  цена продукции обеспечивается  составом и конечным весом:

  1. Полиэтилентерефталат (ПЭТ) «Texpet», «Papet» – 99,7%
  2. Краситель «Clariant» – 0,3 %

     Технологичность продукции определяется передовой  зарубежной технологией производства, основывающейся на методе вытяжно-выдувного формования. Само оборудование универсально, оснастка индивидуальна. При смене видов продукции меняется только оснастка.

     В настоящий момент проведены подготовительные работы с потенциальными потребителями  – крупными предприятиями-продавцами питьевой бутилированной воды РТ и  РФ для осуществления проекта, которые  заключаются в определении требований к продукции, а также заключении протоколов о намерениях, об объемах  закупки готовой продукции, ее номенклатуре.

     В данный момент осваиваемая продукция  прошла стадию рабочего проекта. Конкретная номенклатура производимой продукции (бутыли по 19л. и 10л.) определена после  заключения офтейкерских  договоров с заказчиками.

     Возможности для дальнейшего развития  продукта заключается в освоении новых  изделий при имеющемся парке  оборудования. 

2.2. Оценка основных  финансовых показателей 

     Все расчеты производились при следующих  макроэкономических условиях:

     - Предполагаемый ежемесячный темп внутренней инфляции – 1,0 %;

Информация о работе Критерии оценки инновационных проектов