Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:56, курсовая работа
Целью данной работы является составление бизнес-плана проекта на основе изучения теоретических основ разработки бизнес-плана инновационного проекта.
В связи с выработанной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущностные характеристики бизнес-плана инновационного проекта;
- рассмотреть методики составления бизнес-плана инновационного проекта;
Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты оценки эффективности инновационных проектов 5
1.1. Цели и задачи оценки инновационных проектов 5
1.2. Методики оценки инновационных проектов
1.3. Российские особенности использования критериев оценки инновационных проектов
2.
3. Предложения по оптимизации критериев оценки инновационных проектов
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Готовя
бизнес-план проекта, который уже
получил принципиальное одобрение
инвесторов, требуются более детальные
маркетинговые исследования и финансовые
расчеты на их основе. Крайне важно
отметить, что все финансовые предположения
должны в обязательном порядке иметь
под собой фактические
Итак, бизнес-план - то документ для переговоров с инвесторами, а также руководство к действию для команды проекта.
Бизнес-план
разрабатывается командой проекта
при содействии консультантов.
1.2.
Методики составления
бизнес-плана инновационного
проекта
Важно отметить, что структура бизнес-плана может быть различной, однако в обязательном порядке необходимо отметить следующие позиции.
Рис. 1.2.1
Основные позиции составления бизнес-
В начале следует максимально четко описать цели инновационного проекта. Авторы бизнес-плана должны убедиться в своем понимании текущей стадии инновационного проекта. Определение стадии проекта очень важно, поскольку требования к наполнению бизнес-планов различаются на первой стадии коммерциализации и на стадии массового производства самым существенным образом. Мы будем говорить об общих вопросах разработки бизнес-плана с некоторыми комментариями об особенностях бизнес-планов на различных стадиях процесса коммерциализации.
На
первых страницах бизнес-плана
Самая важная часть любого бизнес-плана или бизнес-предложения – Резюме. Аналогично аннотации к научной статье, в резюме бизнес-плана необходимо максимально кратко изложить все основные положения и преимущества документа, с тем, чтобы наиболее емко охарактеризовать предлагаемый инновационный проект и обоснование его прибыльности. Как правило, данный раздел пишется в последнюю очередь, когда все остальные разделы бизнес-плана уже составлены, проверены и просчитаны.
Следующая необходимая часть любого бизнес-плана – Описание предприятия и отрасли. Здесь важно отметить нынешнюю фактическую ситуацию на предприятии и в отрасли в целом, проанализировать текущее финансовое и организационное состояние компании, ситуацию с кадрами и прочими ресурсами, отношения с клиентами и поставщиками. Фактически, речь тут идет о «мгновенной фотографии» вашей компании, о том фундаменте, фоне, на который ляжет инициируемый проект. От объективности изложения материала в данном разделе зависит в какой-то мере достоверность следующих разделов. Например, от уровня развития отдела продаж компании будет напрямую зависеть эффективность реализации новой продукции, от наличия или отсутствия опыта маркетинговых коммуникаций – эффективность мероприятий по продвижению нового товара или услуги на рынок. Не менее важно дать грамотную оценку всей отрасли в целом, в каком состоянии находятся большинство предприятий, растет или падает спрос и так далее. Авторы должны описать всех игроков на поле вокруг проекта, сотрудничество между ними и с внешними сторонами (это могут быть Правительство, конкуренты, национальное и международное сообщество). Целью этого раздела является формирование у лиц, изучающих бизнес-план и принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии, как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта, и об отрасли, как игровом поле, на котором планируется реализация проекта[7, c.124-129].
Далее, также чрезвычайно важная часть проекта – Описание продукта. Конечно, употребляя термин «Продукт» мы будем говорить о новых услугах или товарах. В этом разделе авторы документа «бизнес-план» должны детально описать новый продукт. При коммерциализации новых технологий зачастую это не так просто, как кажется на первый взгляд. Что будет являться продуктом проекта? Новый потребительский товар массового спроса? Или новая услуга, основанная на применении новой технологии? Или сама технология, как товар для промышленных предприятий, заинтересованных в технологическом перевооружении? Они должны описать ключевые особенности будущих клиентов, ключевое превосходство по сравнению с продуктами конкурентов и т.д.
План
маркетинговых мероприятий
Инвестиционный план в проекте бизнеса играет существенную роль. В этом разделе бизнес-план должен содержать детальный план инвестирования средств те или иные формы собственности, обоснования необходимости вложения денег, в том числе в нематериальные активы. Инвестиционный план описывает обоснованную стратегию вложения денежных средств в проект на всех стадиях его развития.
Бизнес-план классической структуры содержит так называемый Производственный план. Согласно данным маркетингового анализа, в соответствии с возможностями сбыта новой продукции, авторы планируют, какого объема товаропоток новый бизнес должен генерировать. В этой секции бизнес-план описывает характер и объем производства в оптимистических и пессимистических сценариях. Этот прогноз должен соответствовать фактической ситуации на потенциальном рынке и должен быть основан на реальных, объективных исследованиях. В этом же разделе рассчитываются издержки производства, оценивается себестоимость нового продукта с учетом характера и масштабов будущего производства.
Организационный план является, в какой-то мере, следствием Производственного плана. В разделе «организационный план» необходимо описать модель будущей организации или нового подразделения в рамках существующего предприятия. Данное описание может быть оценочным, в случае, если бизнес-план составляется на ранних стадиях коммерциализации, когда еще не до конце понятно, где будет размещено предприятие, какова будет форма собственности, когда проект будет инициирован и запущен и т.д. Если бизнес-план готовится на стадии реализации инвестиционного проекта, когда перечисленные вопросы решены, данный раздел должен содержать исчерпывающую информацию о штатном составе предприятия, принимаемой системе мотивации, конкретных величинах компенсаций и условиях «социального пакета». Также в этом разделе приводится деловое расписание, или план-график выполнения проекта в целом, что позволяет привязать выполнение проекта к шкале времени.
В
разделе «Финансовый план»
Очень важная часть, которую должен содержать любой бизнес-план – Анализ Рисков. Эта секция должна содержать детальные прогнозы о возможных путях развития проекта и о том, какие препятствия ожидают команду проекта на каждом из этих путей. В этой части бизнес-план сопоставляет все имеющиеся фактические и прогнозные данные и содержит правильные выводы о проектных рисках. Безусловно, заслуживают внимания все типы рисков – политические, экономичные, социальные и прочие глобальные риски, также различные типы внутренних рисков, такие, как технологические и т.д. Важно не забывать о том, что под рисками, как правило, подразумевают некие события, влияние которых негативно сказывается на успехе проекта, а возникновение этих событий никак не зависит от команды проекта. Очень важно не только классифицировать и перечислить риски, но и разработать систему мероприятий по предотвращению негативных последствий возникновения событий, относящихся к рискам.
Несмотря на то, что есть некая классическая структура, конкретный бизнес-план может отличаться от нее, разделы быть смешаны, их порядок может отличаться от вышеприведенного, но общая логика документа должна быть той же.
Когда авторы готовят бизнес-план инновационного проекта в начальной стадии его реализации, они должны сосредоточить внимание на описание самого продукта, рынка, окружающей бизнес-среды и глубоком анализе рисков. План производства – наименее предсказуемая часть бизнес-плана на данной стадии реализации проекта коммерциализации.
Вообще говоря, бизнес-план имеет свободную форму и может быть подготовлен с применением любого программного обеспечения. Документ может быть написан от руки и при этом оставаться формальным, если этому соответствует его структура. Самое важное – подготовить ясный, понятный документ, чтобы его действительно можно было назвать «бизнес-план».
Существуют стандарты различных национальных и международных организаций. Все они имеют рекомендательный характер, что объясняет существование множества локальных стандартов бизнес-плана различных кредитных организаций и других институциональных инвесторов. Среди получивших наибольшую известность стандартов считаем целесообразным рассмотреть следующие:
– UNIDO;
– TACIS;
– KPMG;
– стандарт Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
Первый
из них разработан специализированным
учреждением Организации
В дополнение к стандарту и в соответствии с ним UNIDO разработаны программные продукты COMFAR и PHAROS, первый из которых является электронной моделью для проведения финансовой оценки инвестиционных проектов и служит инструментарием создания раздела «Финансовая оценка» стандарта составления бизнес-плана, а второй – инструментом мониторинга и последующей оценки достигнутых результатов реализации инвестиционных проектов.
Другим стандартом, получившим значительное распространение в России, является структура бизнес-плана, разработанная в рамках проекта TACIS Европейского Союза для Новых Независимых Государств. Несмотря на то, что в связи с фактом неэффективного расходования значительной части средств программы (5 млрд долл.), установленным проверкой ревизионной комиссии, проект TACIS в настоящее время остановлен и возобновление его по причине продолжающегося мирового финансового кризиса маловероятно, стандарт до сих пор используется на практике.
Следующий стандарт разработан Ассоциацией KPMG International Cooperative (“KPMG International”), зарегистрированной по законодательству Швейцарии, и адаптирован и переведен на русский язык ЗАО «КПМГ» – компанией-членом сети независимых фирм KPMG, входящих в ассоциацию
KPMG International. В настоящее время Ассоциация является международной сетью фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги в 146 странах мира, в которой работают более 140000 сотрудников[13].
Также заслуживает внимания стандарт, разработанный ныне упраздненным Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства – в настоящее время его функции выполняют Министерство экономического развития РФ и ОАО «Российский банк раз-вития» – 100 % дочернее предприятие госкорпорации «Внешэкономбанк», а также фонды поддержки малого предпринимательства субъектов РФ и муниципалитетов[16].
Помимо перечисленных стандартов, существуют требования к раскрытию информации для предоставления финансирования Европейского банка реконструкции и развития как через кредитование, так и через прямые инвестиции, однако они регламентируют лишь содержательный аспект бизнес-плана, а именно, минимум сведений о проекте, не указывая конкретную структуру. Объяснением в данном случае служит то обстоя тельство, что в России де-факто ЕБРР работает с потенциальными заемщика-