Разработка инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Оглавление

Введение
1.Теоретические основы инновационного менеджмента
1.1.Понятие инновации и инновационного процесса
1.2.Виды инноваций
2.Комплексная характеристика нововведения.
2.1. Показания к разработке инновационного проекта.
2.2. Краткая характеристика инновационного проекта.
3. Организационно-управленческий и экономический механизм реализации инновационного проекта.
3.1. Цели и задачи проекта.
3.2. Разработка плана реализации проекта.
3.3. Анализ затрат на проект.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

инн менедж курсовая моя2.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.

    Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных  структурах (академии наук, вузы, научные  общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы  услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Теоретические  основы инновационного  менеджмента

    1.1.Понятие инновации и инновационного процесса

    В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

    Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п.

    В литературе насчитываются сотни  определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

    Выделяются  такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

    Например, Б. Твист определяет инновацию как  процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.

    В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

    Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

    Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

    Анализ  различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а  главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

    1. Использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа).

    2. Внедрение продукции с новыми  свойствами.

    3. Использование нового сырья.

    4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

    5. Появление новых рынков сбыта.

    Эти положения И. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя  его как изменение с целью  внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

    В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

    Инновации свойственны как динамический, так  и статический аспекты. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла (НПЦ), эти результаты имеют  самостоятельный круг проблем.

    Научно-технические  инновации должны:

    а) обладать новизной;

    б)удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

    Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

    Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

    В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

    • инструментальная подготовка и организация производства;
    • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство;
    • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок);
    • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
    • приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
    • производственное проектирование.

    1.2.Виды инноваций

    Управление  инновационной деятельностью может  быть успешным при условии длительного  изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

    В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

    Продуктовые инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и  комплектующих; получение принципиально  новых продуктов.

    Процессные  инновации означают новые методы организации производства (новые  технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

    По  типу новизны для рынка инновации  делятся на: новые для отрасли  в мире; новые для отрасли в  стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

    Под инновационной политикой предприятия  сферы услуг следует понимать совокупность управленческих методов, обеспечивающих интеграцию всех видов  нововведений и создание условий, стимулирующих инновации во всех областях производственно-рыночной деятельности.

    Сначала процитируем отличительные свойства услуг от продуктов:

  • Услуги нематериальны: их нельзя потрогать или попробовать на вкус.
  • Услуги производятся и потребляются одновременно. Потребление услуг нельзя отложить на потом.
  • Услуги неотделимы от их провайдеров.
  • Качество услуг зависит от конкретного провайдера, а также времени, места и способа предоставления.

    Инновации в сфере услуг бывают двух различных  видов:

  • Улучшающие состояние данной отрасли. Как правило, такие улучшение планируемые и направлены на улучшение одного или нескольких KPI (критических показателей эффективности). К примеру, установка “умных” электрических счётчиков улучшает планирование выработки электроэнергии и снижает потери. Или использование компьютерного моделирования причёски (когда вам показывают, как вы будете выглядеть после стрижки) создаёт более предсказуемый результат, что выражается в более высоком удовлетворении клиента и, как результат, – увеличение выручки с клиента на протяжении его “жизни”.
  • Улучшающие состояние смежных отраслей. Подобные улучшения делались для решения каких-то конкретных задач, но альтернативные методы использования в других индустриях дали толчок для развития инновации. Подобные инновации являются использованием технологий из около-оборонной промышленности в гражданских целях. Примеры: интернет, GPS, ультразвук, СВЧ-излучение и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Комплексная характеристика нововведения.

    2.1. Показания к разработке инновационного проекта.

    В настоящее время в городе Москва достаточно мощное развитие получила такая область бизнеса, как производство сбытовых услуг населению. В данной работе речь пойдет в частности о химической чистке тканей, изделий из кожи и ковровых покрытий, а также услугах прачечной. 
       Анализ рынка указанного вида услуг показал, что основная часть объёма продаж принадлежит четырём достаточно молодым предприятиям, использующим западное оборудование и технологию. Крупные комбинаты сбытового обслуживания, оставшиеся с “советских” времен, обладающие изношенным оборудованием и устаревшими технологиями чистки оказались неконкурентоспособными. 
       Среди наиболее мощных представителей данного бизнеса находится и ЗАО “Диана” - фабрика-химчистка, обладающая современным итальянским оборудованием и новейшими технологиями чистки. Применение таких технологий позволяет обслуживать примерно 3 миллиона заказов в месяц. Однако приёмный пункт фабрики не способен обеспечить полную загрузку производственных мощностей и в настоящий момент оборудование загружено только на 45 %, несмотря на то, что фабрика расположена в жилом “спальном” районе Москвы.

Информация о работе Разработка инновационного проекта