Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:23, курсовая работа
Цель работы – выявление резервов экономии расходов торговой организации.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- раскрыта экономическая сущность и классификация расходов торговой организации;
- проведён анализ формирования, эффективности использования расходов и факторов, влияющих на их динамику;
- предложены пути совершенствования управления расходами организации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАСХОДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ «ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА №5» ПЕРВОЙ МИНСКОЙ ПТИЦЕФАБРИКИ 13
2.1. Организационно экономическая характеристика «Фирменного магазина №5» 13
2.2. Анализ расходов по реализации товаров «Фирменного магазина №5» 16
2.3. Изучение и оценка влияния факторов на расходы по реализации товаров 22
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Примечание. Источник: собственная разработка
Снижение расходов на реализацию «Фирменного магазина №5» также может быть связано со снижением потерь при разгрузке, содержания товаров в местах хранения и их выкладке. В исследуемом магазине это можно достичь усилением материальной ответственности. В настоящее время в магазине применяется индивидуальная материальная ответственность, договор о материальной ответственности заключён с заведующим магазином, заведующими отделами и товароведами. На мой взгляд, в Фирменном магазине №5» необходимо внедрении коллективной материальной ответственности. Данная мера обусловлена тем, что в магазине производится совместное выполнение работниками отдельных работ по хранению, обработке и продаже товаров, при этом невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника.
В «Фирменном магазине №5» существуют резервы снижения по статье «Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения». В магазине расходы по данной статье связаны в основном с обеспечением работников специальной одеждой. Для снижения расходов по данной статье рекомендуется проведение предприятием ПРУП «1-я Минская птицефабрика» тендера между предприятиями лёгкой промышленности на поставку специальной одежды для производственного персонала фабрики и своих фирменных магазинов.
В магазине также существуют резервы по снижению расходов по статье «Расходы по управлению и функционированию торговой организации». В «Фирменном магазине №5» по данной статье отражаются затраты, связанные с содержанием административно-
3
Доведение товаров от производства до потребителей связано определенными затратами общественного труда. Выраженные в денежной форме затраты общественного труда на транспортировку товаров, оплату труда, содержание зданий, помещений, инвентаря, амортизацию основных средств, нематериальных активов, хранение товаров, пользование кредитом, имущественное страхование и другие расходы, возникающие в сфере обращения, составляют издержки обращения торговой организации.
Важным в анализе, планировании и выявлении резервов издержек обращения торговой организации является их разделение по отношению к товарообороту на условно-постоянные и условно-переменные.
Постоянные издержки – это расходы, которые остаются относительно постоянными в течение определённого времени и не изменяются в связи с колебанием объёма товарооборота. Постоянные затраты существуют даже в том случае, если организация торговли не работает по каким-либо причинам.
Переменные издержки – это затраты, которые изменяются (пропорционально, дегрессивно или прогрессивно) в связи с колебаниями объёма товарооборота.
В настоящее время издержки на предприятиях торговли планируют, учитывают и изучают в разрезе следующих статей:
1. Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания.
2. Транспортные расходы на доставку товаров покупателям.
3. Расходы на оплату труда персонала.
4. Расходы на аренду (лизинг) основных средств и нематериальных активов.
5. Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря.
6. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
7. Затраты и отчисления на ремонт основных средств.
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
9. Расходы на рекламу.
10. Проценты за пользование кредитами и займами.
11. Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы.
12. Расходы на тару.
13. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства).
14. Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства).
15. Расходы на обеспечение условий труда персонала.
16. Расходы на управление и функционирование торговой организации.
17. Прочие расходы.
Анализ показывает, что розничный товарооборот «Фирменного магазина №5» за 2010 г. вырос на 145 млн. руб. или на 16,4% и составил 1029,8 млн. руб. Сумма расходов за этот же период выросла на 52,2 млн. руб. или на 23,9% и составила 270,9 млн. руб. Более высокий темп роста расходов на реализацию «Фирменного магазина №5» по сравнению с темпом роста розничного товарооборота обусловил рост уровня издержек к товарообороту. Так, за анализируемый период данный показатель снизился на 0,21% и составил 18,23% к товарообороту.
Показатель затратоотдачи, который характеризует сумму розничного товарооборота, приходящуюся на 1 руб. издержек, за анализируемый период вырос на 0,1 руб. или на 1,1% и составил 5,5 руб. Рост затратоотдачи говорит об улучшении использования финансовых ресурсов на обеспечение деятельности.
Условно-постоянные издержки в 2006 г. выросли на 19,7 млн. руб. Данное изменение обусловлено, в основном, ростом расходов на оплату труда и отчислений с фонда заработной платы.
Переменные издержки выросли соответственно на 4,9 млн. руб. Наибольшее влияние на изменение суммы переменных издержек исследуемой организации оказал рост транспортных расходов (на 3,4 млн. руб.).
По одним статьям расходов магазин достиг относительного их снижения, по другим – допустил их относительный перерасход. Так по сравнению с 2009 г. за 2010 г. произошёл относительный рост расходов на налоги и отчисления на 1,2 млн. руб. (1029,8 х 0,11 / 100), транспортных расходов – на 1,2 млн. руб. (1029,8 х 0,11 / 100), прочих нормируемых затрат – на 0,7 млн. руб. (1029,8 х 0,06 / 100). За анализируемый период произошло относительное снижение расходов на оплату персонала на 0,3 млн. руб. (1029,8 х 0,03 / 100), расходов на управление и функционирование труда персонала – на 1,9 млн. руб. (1029,8 х 0,18 / 100), расходов на содержание помещений – на 0,2 млн. руб. (1029,8 х 0,02 / 100), прочих расходов – на 2,7 млн. руб. (1029,8 х 0,26 / 100).
Общее относительное снижение расходов за анализируемый период составило (1029,8 х 0,21 / 100).
За 2010 г. структура расходов исследуемой организации изменилась незначительно. Рост удельного веса зафиксирован по таким статьям издержек как расходы на торговую рекламу (на 1,43%), прочие нормируемые затраты, включаемые в расходы (на 1,42%), расходы на управление и функционирование труда персонала (на 0,74%), прочие расходы (на 1,19%).
В то же время снизился удельный вест таких статей как транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организацию торговли (на 0,01%), расходы на оплату персонала (на 2,2%), расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря (на 0,39%), амортизация основных средств и нематериальных активов на (0,16%), затраты и отчисления на ремонт основных средств (на 0,4%), расходы на хранение товаров (на 0,95%), расходы на обеспечение условий труда персонала (на 1,26%), налоги, отчисления и сборы, включаемые в расходы (на 0,53%).
Следует обратить внимание на достаточно высокий уровень расходов организации по отношению к товарообороту. Анализ показал, что, несмотря на увеличение рентабельности расходов на оплату труда, организации, прежде всего, необходимо обратить внимание на данную статью расходов как занимающий наибольший удельный вес в общих расходах организации. Также следует подчеркнуть, что вследствие роста удельного веса более издержкоёмких товаров увеличились расходы магазина вследствие изменения структуры товарооборота.
Необходимо отметить, что основными резервами снижения общей суммы расходов на реализацию товаров является рост производительности труда торговых работников, увеличение товарооборота, изменение его структуры.
Выявленные резервы снижения расходов «Фирменного магазина №5» можно разделить на 2 группы:
1. Рост товарооборота вследствие улучшения эффективности использования трудовых ресурсов за счёт:
- совершенствования организации труда;
- улучшения контроля над непроизводительными потерями рабочего времени;
- внедрения сканеров для штрих-кодов.
2. Оптимизация общего уровня и отдельных статей расходов за счёт:
- увеличения в товарообороте менее издержкоёмких непродовольственных товаров;
- ускорения товарооборачиваемости;
- усиление ответственности за порчу товаров;
- поиск новых оптовых поставщиков.
- усиления контроля над затратами, связанные с содержанием административно-
3
1. Постановление Минтруда Республики Беларусь от 17.04.1998 г. № 39 «Об утверждении типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей».
2. Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденном постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. N 187/110/96/18.
3. Приказу Министерства торговли Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №86 «Об утверждении методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания».
4. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособ. – М.: Дело и сервис, - 2007. – 512 с.
5. Акулич В.В. Подходы к исследованию издержек обращения в торговых организациях // Планово-экономический отдел. 2008. №4. С. 25-30.
6. Валевич. Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб., Мн.: Выш. школа, 2006. 367 с.
7. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юнити, 2008.–795 с.
8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе - М.: 2000-442с.
9. Долбилин А.С., Пронина Л.А. Издержки, доходы и прибыль торговых предприятий и потребительских обществ: Учеб. пособие/ А.С. Долбилин, Л.А.Пронина. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 168 с.
10. Калинина Л.А. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: Инфра-М, 2010. 375 с.
11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Новое знание, 2004. 569 с.
12. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.Л., Гаврилов А.В. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособ. – Мн.: Новое знание, 2002. – 240 с.
13. Организация и технология торговли / Под ред. С.Н.Виноградовой, Мн.: Выш. школа, 2002. – 276 с.
14. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие / Виноградова С.Н., Гурская С.П., Пигунова О.В. и др. - Мн., 2000.
15. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
16. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М., 2000.
17. Платонов В.Н. Организация торговли. Мн.: БГЭУ, 2002. 287 с.
18. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М., 2000.
19. Санько Л. Н., Крумм Э.В. Экономика предприятия: Учеб. пособ. - Мн.: Выш. школа, 2002. – 224 с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.-2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА- М, 2008.- 342с.
21. Торговое дело: Учеб. / Л.А. Брагин, Данько Т.Г., Иванов Г.Г. и др. М-: ИНФРА-М, 2000.- 560 с.
22. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Уч. для студ. вузов / Под ред. Л.А. Брагина. М.: Инфра-М, 2008. 559 с.
23. Чернов В.А. Экономический анализ торговли, общественного питания, туристического бизнеса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 686 с.
24. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Уч. пос. / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2010. 295 с.
25. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.Л. – М.: Юнити, 2007. – 718 с.
26. Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. Карлика А.Е., Шульгальтер М.Л. М.: Инфра-М, 2008.-432 с.
3
Информация о работе Расходы торговой организации и их экономическая характеристика