Расходы торговой организации и их экономическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявление резервов экономии расходов торговой организации.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- раскрыта экономическая сущность и классификация расходов торговой организации;
- проведён анализ формирования, эффективности использования расходов и факторов, влияющих на их динамику;
- предложены пути совершенствования управления расходами организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАСХОДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ «ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА №5» ПЕРВОЙ МИНСКОЙ ПТИЦЕФАБРИКИ 13
2.1. Организационно экономическая характеристика «Фирменного магазина №5» 13
2.2. Анализ расходов по реализации товаров «Фирменного магазина №5» 16
2.3. Изучение и оценка влияния факторов на расходы по реализации товаров 22
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Расходы ИПД.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Чистые издержки обращения в связи с ростом затрат по улучшению торгового обслуживания населения и освобождением розничной торговли от ряда операций (предпродажная подготовка), имеют тенденцию к повышению, и их доля в общей сумме издержек обращения возрастает.

Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения различается по торговым организациям, так как зависит от их типа и местоположения, ассортиментной специализации, объема и структуры товарооборота, размеров торговых площадей, численности работников, а также величины собственного основного и оборотного капитала.

Деление издержек обращения на дополнительные и чистые имеет, главным образом, теоретическое значение, так как позволяет установить границу производства в сфере товарного обращения продукции и исчислить величину национального дохода, созданного производительным трудом торговых работников. На практике же торговые организации обычно не ведут раздельного планирования и учета дополнительных и чистых издержек обращения, однако для правильного управления процессом реализации необходимо знать суть экономических явлений, происходящих в сфере обращения. Практическая значимость такого деления помогает выявить пути разумной экономии труда и средств.

С развитием и совершенствованием размещения производительных сил, углублением общественного разделения труда повышается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных издержек в торговле и относительно возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.

В торговле издержки обращения направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

Важнейшим условием сокращения издержек, связанных с реализацией товаров, является достижение соответствия между спросом и предложением, товарооборотом и покупательными фондами населения [27, с.234].

В развитых зарубежных странах издержки обращения связаны с функционированием торгового капитала, цель которого - получение максимальной прибыли. Преобладающую и все возрастающую часть их занимают чистые издержки обращения, порождаемые обострением проблемы сбыта товаров. Огромные непроизводительные расходы обусловлены скоплением чрезмерных запасов товаров, что обусловлено конкурентной борьбой [18, с. 256].

Ожесточенной конкуренцией обусловливаются также все увеличивающиеся издержки на рекламу. Существуют различия в уровне и составе издержек обращения торговли. Издержки обращения торговли обусловлены плановой организацией товарного обращения, что создает возможность развивать товарооборот при менее значительных текущих расходах.

В издержках  торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровья работников.

Издержки обращения в торговле выражают качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий.

Существуют объективные условия для рационального ведения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин, порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов.

Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения [21, с.124].

В связи актуальностью проблемы снижения издержек обращения, которые являются основным фактором роста прибыльности, в настоящее время существует ряд возможностей сокращения издержек, которые предприятия могут применить в своей деятельности:

      снижение расходов на оплату труда, за счет повышения производительности;

      сокращение транспортных расходов за счет поступления товаров от местных поставщиков;

      снижение транспортных расходов за счет развития централизованной доставки и ее совершенствования;

      уменьшение издержек обращения за счет реализации излишних и неиспользуемых основных средств;

      снижение издержек обращения за счет ускорения товарооборачиваемости и другие.

Каждое торговое предприятие имеет особенности своей номенклатуры издержек обращения. Однако в основе лежит единая учетная номенклатура статей издержек обращения, рекомендованная Министерством торговли РБ, которая включает следующие статьи затрат, согласно Приказу Министерства торговли Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №86 «Об утверждении методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания» [2]:

1.              Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания.

2.              Транспортные расходы по доставке товаров покупателям.

3.              Расходы на оплату труда персонала.

4.              Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов.

5.              Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря.

6.              Амортизация основных средств и нематериальных активов.

7.              Затраты и отчисления на ремонт основных средств.

8.              Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

9.              Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания.

10.              Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

11.              Расходы на торговую рекламу.

12.              Проценты за пользование кредитами и займами.

13.              Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы.

14.              Расходы на тару.

15.              Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства).

16.              Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства).

17.              Расходы по обеспечению условий труда персонала.

18.              Расходы по управлению и функционированию торговой организации.

19.              Прочие расходы.

Указанные статьи используются для планирования, учета и анализа издержек на предприятиях торговли независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. С целью детализации учета по однородным видам затрат могут вводиться соответствующие субстатьи в составе установленной номенклатуры статей издержек. Предприятиям необходимо обеспечить единство содержания статей издержек в планировании и учете, то есть одинаковые расходы надо относить в учете на те статьи, по которым они предусмотрены сметой издержек. Это является условием достижения сопоставимости плановых и отчетных данных по отдельным статьям.

 

3

 



 

2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ «ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА №5» ПЕРВОЙ МИНСКОЙ ПТИЦЕФАБРИКИ

 

2.1. Организационно экономическая характеристика «Фирменного магазина №5»

 

РУСПП «1-ая Минская птицефабрика» – одно из крупных предприятий Беларуси. Специализируется она на выпуске в первую очередь куриного яйца, суповой птицы, полуфабрикатов из нее. На птицефабрике есть свой убойный цех, где производится убой не только птицы, но и крупно рогатого скота. На предприятии открыт молочный и коптильный цеха. Продукцией из данных цехов предприятия снабжаются фирменные магазины города и района.

В качестве объекта исследования выбран «Фирменнй магазин № 5», который расположен в Минском районе в поселке Лесной.

Торговая площадь магазина составляет 170,1 м2. Магазин имеет 3 отдела:

1—готовой продукции (мясомолочный, бакалея, мясные консервы),

2—яйцо и сырые полуфабрикаты, рыбная гастрономия и консервы

3—дополнительный (спиртные и безалкогольные напитки, табачные изделия, конфеты и кондитерские изделия).

В «Фирменном магазине № 5», как и на большинстве предприятий, применяется линейно-функциональная организационная структура управления.

Данная структура управления характеризуется:

-              высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных,

-              организацией директивных связей по однолинейному принципу,

-              преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.

Заведующий магазином назначается на должность и освобождается от должности директором РУСПП «1-ая Минская птицефабрика», и работает на принципах единоначалия. При назначении руководителя магазина на должность с ним заключается контракт, в котором определяют права, обязанности и освобождения от должности.

Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности исследуемой организации.

Таблица 2.1. Основные экономические показатели «Фирменного магазина №5»

  Показатели

2010

2009

Изменение

Темп роста, %

Товарооборот в действующих ценах, млн. руб.

884,8

1029,8

145,0

116,4

Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб.

884,8

995,0

110,2

112,5

Товарооборот без учёта косвенных налогов, млн. руб.

776,1

890,8

114,7

114,8

Товарооборот без учёта косвенных налогов в сопоставимых ценах, млн. руб.

776,1

860,7

84,6

110,9

Стоимость покупных товаров, млн. руб.

585,2

667,1

81,9

114,0

Стоимость покупных товаров в сопоставимых ценах, млн. руб.

585,2

644,5

59,3

110,1

Доход от реализации, млн. руб.

190,9

223,7

32,8

117,2

Доход от реализации в сопоставимых ценах, млн. руб.

190,9

216,2

25,2

113,2

Доход от реализации, в % к товарообороту

24,6

25,2

0,6

102,4

Расходы в действующих ценах, млн. руб.

163,1

187,7

24,6

115,1

Расходы в сопоставимых ценах, млн. руб.

163,1

181,4

18,3

111,2

Расходы, в % к товарообороту

18,4

18,2

-0,2

98,9

Прибыль от реализации, млн. руб.

27,8

36,0

8,2

129,4

Прибыль за отчётный период, млн. руб.

30,8

41,0

10,2

133,0

Чистая прибыль, млн. руб.

23,4

31,2

7,7

133,0

Среднесписочная численность, чел.

18,0

19,0

1,0

105,6

Чистая прибыль на 1 работника в действующих ценах

1,3

1,6

0,3

126,0

Чистая прибыль на 1 работника в сопоставимых ценах

1,3

1,6

0,3

121,8

Фонд заработной платы работников списочного состава, млн. руб.

74,5

86,4

11,9

116,0

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

959,9

1205,3

45,4

109,9

Товарооборот на 1 работника в действующих ценах, млн. руб.

49,2

54,2

5,0

110,2

Товарооборот на 1 работника в сопоставимых ценах, млн. руб.

49,2

52,4

3,2

106,4

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Анализ табл. 2.2 показывает, что за 2010 г. товарооборот «Фирменного магазина №5» вырос на 145 млн. руб. или на 16,4% в действующих ценах и на 110,2 млн. руб. или на 12,5% в сопоставимых.

Доход от реализации в действующих ценах вырос на 32,8 млн. руб. или на 17,2% и составил 223,7 млн. руб., в сопоставимых – на 25,2 млн. руб. или на 13,2% и составил 216,2 млн. руб. Уровень данного показателя по отношению к товарообороту вырос на 0,6% и составил 25,2% к товарообороту.

Расходы от реализации в действующих ценах выросли на 32,8 млн. руб. или на 15,1% и составили 187,7 млн. руб., в сопоставимых – на 18,3 млн. руб. или на 11,2% и составил 181,4 млн. руб. Уровень данного показателя по отношению к товарообороту снизился на 0,2% и составил 18,2% к товарообороту.

Таким образом, прибыль от реализации за анализируемый период выросла на 8,2 млн. руб. или на 29,4%. Прибыль за отчётный период выросла на 10,2 млн. руб. или на 33,0%. Чистая прибыль выросла на 7,7 млн. руб. или на 33,0%, чистая прибыль на одного работника выросла на 0,3 млн. руб. или на 26,0% и составила 1,6 млн. руб./чел.

Среднемесячная заработная плата работников «Фирменного магазина №5» выросла на 45,4 млн. руб. или на 9,9%.

Товарооборот, приходящийся на одного работника, вырос как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Товарооборот на одного работника в действующих ценах вырос на 5,0 млн. руб. или на 10,2% и составил 54,2 млн. руб., в сопоставимых – на 3,2 млн. руб. или на 6,4% и составил 52,4 млн. руб.

Анализ формирования прибыли исследуемого предприятия представлен в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. Показатели прибыли «Фирменного магазина № 5», млн. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста

Выручка от реализации продукции (без учёта косвенных доходов)

776,1

890,8

114,7

114,8

Стоимость товаров по покупным ценам

585,2

667,1

81,9

114,0

Расходы на реализацию

163,1

187,7

24,6

115,1

Прибыль от реализации

27,8

36,0

8,2

129,6

Сальдо от операционных доходов (расходов)

0

0

0,0

-

Сальдо по внереализационным операциям

2

5

3,0

250,0

Прибыль за отчётный период

30,8

41,0

10,2

133,2

Налоги, производимые из прибыли

7,4

9,8

2,4

133,1

Чистая прибыль

23,4

31,2

7,8

133,3

Информация о работе Расходы торговой организации и их экономическая характеристика