Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:23, курсовая работа
Цель работы – выявление резервов экономии расходов торговой организации.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- раскрыта экономическая сущность и классификация расходов торговой организации;
- проведён анализ формирования, эффективности использования расходов и факторов, влияющих на их динамику;
- предложены пути совершенствования управления расходами организации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАСХОДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ «ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА №5» ПЕРВОЙ МИНСКОЙ ПТИЦЕФАБРИКИ 13
2.1. Организационно экономическая характеристика «Фирменного магазина №5» 13
2.2. Анализ расходов по реализации товаров «Фирменного магазина №5» 16
2.3. Изучение и оценка влияния факторов на расходы по реализации товаров 22
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Чистые издержки обращения в связи с ростом затрат по улучшению торгового обслуживания населения и освобождением розничной торговли от ряда операций (предпродажная подготовка), имеют тенденцию к повышению, и их доля в общей сумме издержек обращения возрастает.
Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения различается по торговым организациям, так как зависит от их типа и местоположения, ассортиментной специализации, объема и структуры товарооборота, размеров торговых площадей, численности работников, а также величины собственного основного и оборотного капитала.
Деление издержек обращения на дополнительные и чистые имеет, главным образом, теоретическое значение, так как позволяет установить границу производства в сфере товарного обращения продукции и исчислить величину национального дохода, созданного производительным трудом торговых работников. На практике же торговые организации обычно не ведут раздельного планирования и учета дополнительных и чистых издержек обращения, однако для правильного управления процессом реализации необходимо знать суть экономических явлений, происходящих в сфере обращения. Практическая значимость такого деления помогает выявить пути разумной экономии труда и средств.
С развитием и совершенствованием размещения производительных сил, углублением общественного разделения труда повышается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных издержек в торговле и относительно возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.
В торговле издержки обращения направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.
Важнейшим условием сокращения издержек, связанных с реализацией товаров, является достижение соответствия между спросом и предложением, товарооборотом и покупательными фондами населения [27, с.234].
В развитых зарубежных странах издержки обращения связаны с функционированием торгового капитала, цель которого - получение максимальной прибыли. Преобладающую и все возрастающую часть их занимают чистые издержки обращения, порождаемые обострением проблемы сбыта товаров. Огромные непроизводительные расходы обусловлены скоплением чрезмерных запасов товаров, что обусловлено конкурентной борьбой [18, с. 256].
Ожесточенной конкуренцией обусловливаются также все увеличивающиеся издержки на рекламу. Существуют различия в уровне и составе издержек обращения торговли. Издержки обращения торговли обусловлены плановой организацией товарного обращения, что создает возможность развивать товарооборот при менее значительных текущих расходах.
В издержках торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровья работников.
Издержки обращения в торговле выражают качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий.
Существуют объективные условия для рационального ведения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин, порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов.
Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения [21, с.124].
В связи актуальностью проблемы снижения издержек обращения, которые являются основным фактором роста прибыльности, в настоящее время существует ряд возможностей сокращения издержек, которые предприятия могут применить в своей деятельности:
снижение расходов на оплату труда, за счет повышения производительности;
сокращение транспортных расходов за счет поступления товаров от местных поставщиков;
снижение транспортных расходов за счет развития централизованной доставки и ее совершенствования;
уменьшение издержек обращения за счет реализации излишних и неиспользуемых основных средств;
снижение издержек обращения за счет ускорения товарооборачиваемости и другие.
Каждое торговое предприятие имеет особенности своей номенклатуры издержек обращения. Однако в основе лежит единая учетная номенклатура статей издержек обращения, рекомендованная Министерством торговли РБ, которая включает следующие статьи затрат, согласно Приказу Министерства торговли Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №86 «Об утверждении методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания» [2]:
1. Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания.
2. Транспортные расходы по доставке товаров покупателям.
3. Расходы на оплату труда персонала.
4. Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов.
5. Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря.
6. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
7. Затраты и отчисления на ремонт основных средств.
8. Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
9. Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного питания.
10. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
11. Расходы на торговую рекламу.
12. Проценты за пользование кредитами и займами.
13. Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы.
14. Расходы на тару.
15. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства).
16. Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства).
17. Расходы по обеспечению условий труда персонала.
18. Расходы по управлению и функционированию торговой организации.
19. Прочие расходы.
Указанные статьи используются для планирования, учета и анализа издержек на предприятиях торговли независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. С целью детализации учета по однородным видам затрат могут вводиться соответствующие субстатьи в составе установленной номенклатуры статей издержек. Предприятиям необходимо обеспечить единство содержания статей издержек в планировании и учете, то есть одинаковые расходы надо относить в учете на те статьи, по которым они предусмотрены сметой издержек. Это является условием достижения сопоставимости плановых и отчетных данных по отдельным статьям.
3
РУСПП «1-ая Минская птицефабрика» – одно из крупных предприятий Беларуси. Специализируется она на выпуске в первую очередь куриного яйца, суповой птицы, полуфабрикатов из нее. На птицефабрике есть свой убойный цех, где производится убой не только птицы, но и крупно рогатого скота. На предприятии открыт молочный и коптильный цеха. Продукцией из данных цехов предприятия снабжаются фирменные магазины города и района.
В качестве объекта исследования выбран «Фирменнй магазин № 5», который расположен в Минском районе в поселке Лесной.
Торговая площадь магазина составляет 170,1 м2. Магазин имеет 3 отдела:
1—готовой продукции (мясомолочный, бакалея, мясные консервы),
2—яйцо и сырые полуфабрикаты, рыбная гастрономия и консервы
3—дополнительный (спиртные и безалкогольные напитки, табачные изделия, конфеты и кондитерские изделия).
В «Фирменном магазине № 5», как и на большинстве предприятий, применяется линейно-функциональная организационная структура управления.
Данная структура управления характеризуется:
- высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных,
- организацией директивных связей по однолинейному принципу,
- преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.
Заведующий магазином назначается на должность и освобождается от должности директором РУСПП «1-ая Минская птицефабрика», и работает на принципах единоначалия. При назначении руководителя магазина на должность с ним заключается контракт, в котором определяют права, обязанности и освобождения от должности.
Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности исследуемой организации.
Таблица 2.1. Основные экономические показатели «Фирменного магазина №5»
Показатели | 2010 | 2009 | Изменение | Темп роста, % |
Товарооборот в действующих ценах, млн. руб. | 884,8 | 1029,8 | 145,0 | 116,4 |
Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб. | 884,8 | 995,0 | 110,2 | 112,5 |
Товарооборот без учёта косвенных налогов, млн. руб. | 776,1 | 890,8 | 114,7 | 114,8 |
Товарооборот без учёта косвенных налогов в сопоставимых ценах, млн. руб. | 776,1 | 860,7 | 84,6 | 110,9 |
Стоимость покупных товаров, млн. руб. | 585,2 | 667,1 | 81,9 | 114,0 |
Стоимость покупных товаров в сопоставимых ценах, млн. руб. | 585,2 | 644,5 | 59,3 | 110,1 |
Доход от реализации, млн. руб. | 190,9 | 223,7 | 32,8 | 117,2 |
Доход от реализации в сопоставимых ценах, млн. руб. | 190,9 | 216,2 | 25,2 | 113,2 |
Доход от реализации, в % к товарообороту | 24,6 | 25,2 | 0,6 | 102,4 |
Расходы в действующих ценах, млн. руб. | 163,1 | 187,7 | 24,6 | 115,1 |
Расходы в сопоставимых ценах, млн. руб. | 163,1 | 181,4 | 18,3 | 111,2 |
Расходы, в % к товарообороту | 18,4 | 18,2 | -0,2 | 98,9 |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 27,8 | 36,0 | 8,2 | 129,4 |
Прибыль за отчётный период, млн. руб. | 30,8 | 41,0 | 10,2 | 133,0 |
Чистая прибыль, млн. руб. | 23,4 | 31,2 | 7,7 | 133,0 |
Среднесписочная численность, чел. | 18,0 | 19,0 | 1,0 | 105,6 |
Чистая прибыль на 1 работника в действующих ценах | 1,3 | 1,6 | 0,3 | 126,0 |
Чистая прибыль на 1 работника в сопоставимых ценах | 1,3 | 1,6 | 0,3 | 121,8 |
Фонд заработной платы работников списочного состава, млн. руб. | 74,5 | 86,4 | 11,9 | 116,0 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 959,9 | 1205,3 | 45,4 | 109,9 |
Товарооборот на 1 работника в действующих ценах, млн. руб. | 49,2 | 54,2 | 5,0 | 110,2 |
Товарооборот на 1 работника в сопоставимых ценах, млн. руб. | 49,2 | 52,4 | 3,2 | 106,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализ табл. 2.2 показывает, что за 2010 г. товарооборот «Фирменного магазина №5» вырос на 145 млн. руб. или на 16,4% в действующих ценах и на 110,2 млн. руб. или на 12,5% в сопоставимых.
Доход от реализации в действующих ценах вырос на 32,8 млн. руб. или на 17,2% и составил 223,7 млн. руб., в сопоставимых – на 25,2 млн. руб. или на 13,2% и составил 216,2 млн. руб. Уровень данного показателя по отношению к товарообороту вырос на 0,6% и составил 25,2% к товарообороту.
Расходы от реализации в действующих ценах выросли на 32,8 млн. руб. или на 15,1% и составили 187,7 млн. руб., в сопоставимых – на 18,3 млн. руб. или на 11,2% и составил 181,4 млн. руб. Уровень данного показателя по отношению к товарообороту снизился на 0,2% и составил 18,2% к товарообороту.
Таким образом, прибыль от реализации за анализируемый период выросла на 8,2 млн. руб. или на 29,4%. Прибыль за отчётный период выросла на 10,2 млн. руб. или на 33,0%. Чистая прибыль выросла на 7,7 млн. руб. или на 33,0%, чистая прибыль на одного работника выросла на 0,3 млн. руб. или на 26,0% и составила 1,6 млн. руб./чел.
Среднемесячная заработная плата работников «Фирменного магазина №5» выросла на 45,4 млн. руб. или на 9,9%.
Товарооборот, приходящийся на одного работника, вырос как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Товарооборот на одного работника в действующих ценах вырос на 5,0 млн. руб. или на 10,2% и составил 54,2 млн. руб., в сопоставимых – на 3,2 млн. руб. или на 6,4% и составил 52,4 млн. руб.
Анализ формирования прибыли исследуемого предприятия представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Показатели прибыли «Фирменного магазина № 5», млн. руб.
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | Абсолютное отклонение | Темп роста |
Выручка от реализации продукции (без учёта косвенных доходов) | 776,1 | 890,8 | 114,7 | 114,8 |
Стоимость товаров по покупным ценам | 585,2 | 667,1 | 81,9 | 114,0 |
Расходы на реализацию | 163,1 | 187,7 | 24,6 | 115,1 |
Прибыль от реализации | 27,8 | 36,0 | 8,2 | 129,6 |
Сальдо от операционных доходов (расходов) | 0 | 0 | 0,0 | - |
Сальдо по внереализационным операциям | 2 | 5 | 3,0 | 250,0 |
Прибыль за отчётный период | 30,8 | 41,0 | 10,2 | 133,2 |
Налоги, производимые из прибыли | 7,4 | 9,8 | 2,4 | 133,1 |
Чистая прибыль | 23,4 | 31,2 | 7,8 | 133,3 |
Информация о работе Расходы торговой организации и их экономическая характеристика