Расходы торговой организации и их экономическая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявление резервов экономии расходов торговой организации.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:
- раскрыта экономическая сущность и классификация расходов торговой организации;
- проведён анализ формирования, эффективности использования расходов и факторов, влияющих на их динамику;
- предложены пути совершенствования управления расходами организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАСХОДЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ «ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА №5» ПЕРВОЙ МИНСКОЙ ПТИЦЕФАБРИКИ 13
2.1. Организационно экономическая характеристика «Фирменного магазина №5» 13
2.2. Анализ расходов по реализации товаров «Фирменного магазина №5» 16
2.3. Изучение и оценка влияния факторов на расходы по реализации товаров 22
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

Расходы ИПД.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации товаров выросла с 27,8 млн. руб. за 9 мес. 2005 году до 36,0 млн. руб. в 2006 году. На данный показатель, в основном, повлиял более высокий темп роста выручки от реализации продукции по сравнению с покупной стоимостью и расходами на реализацию. За 2010 г. положительное сальдо по внереализационным операциям выросло с 2 млн. руб. до 5 млн. руб. Прибыль за отчётный период выросла с 30,8 млн. руб. до 41,0 млн. руб.

Рассмотрим методику расчёта и динамику показателей рентабельности предприятия за 2009-2010 гг. (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3. Динамика показателей рентабельности «Фирменного магазина №5» в 2009-10 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение

1. Выручка от реализации продукции

884,8

1029,8

145

2. Расходы на реализацию

585,2

667,1

81,9

3. Прибыль от реализации

27,8

36,0

8,2

4. Чистая прибыль

23,4

31,2

7,8

5. Чистая прибыль к расходам на реализацию (стр.4:стр.2*100)

14,4

16,6

2,2

6. Рентабельность продаж (стр.3:стр.1*100)

3,1

3,5

0,4

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как видно из табл. 2.3, рост чистой прибыли организации за 2010 г. оказал влияние на рентабельность основных показателей, обусловив их увеличение. Так, за анализируемый период отношение чистой прибыли к стоимости покупных товаров выросло на 2,2%, рентабельность продаж – на 0,4%.

 

 

2.2. Анализ расходов по реализации товаров «Фирменного магазина №5»

 

 

Анализ расходов на реализацию товаров занимает очень важное место в анализе хозяйственной деятельности организаций торговли. Целью проведения экономического анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию товаров является оценка их рациональности и выявление возможностей экономии с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговых организаций.

Для достижения указанной цели необходимы постановка и практическая реализация следующих задач:

-              оценка общей суммы и уровня расходов на реализацию торговых организаций за отчётный период, в динамике;

-              изучение расходов на реализацию в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и по уровню (в процентах к товарообороту), оценка их доли в совокупных расходах за отчётный период и в динамике;

-              выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию товаров;

-              оценка эффективности затрат и её влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций;

-              поиск и расчёт резервов экономии расходов на реализацию товаров, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.

Анализ расходов розничного торгового пред­приятия (организации) обычно начинают с сопоставления фак­тических данных с плановыми и данными прошлых периодов.

При этом необходимо иметь в виду, что расходы торговых предприятий измеряются в сумме и по их уровню. Уровень расходов представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей оцен­ки хозяйственной деятельности торговых предприятий и пока­зывает, сколько процентов занимают расходы в роз­ничной (продажной) стоимости товаров.

Расходы «Фирменного магазина №5» за 2009-2010 гг. характеризуются следующими данными (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4. Информация о динамике расходов по «Фирменному магазину №5» за 2009-2010 гг. гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

Изменение

Темп роста, %

Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. руб.

884,8

1029,8

145

116,4

Общая сумма расходов, млн. руб.

163,1

187,7

24,6

115,1

Средний уровень расходов в % к обороту

18,43

18,23

-0,21

-

Затратоотдача, руб.

5,4

5,5

0,1

101,1

 

Примечание. Источник: собственная разработка

Анализ табл. 2.4 показывает, что розничный товарооборот «Фирменного магазина №5» за 2010 г. вырос на 145 млн. руб. или на 16,4% и составил 1029,8 млн. руб. Сумма расходов за этот же период выросла на 52,2 млн. руб. или на 23,9% и составила 270,9 млн. руб. Более высокий темп роста расходов на реализацию «Фирменного магазина №5» по сравнению с темпом роста розничного товарооборота обусловил рост уровня издержек к товарообороту. Так, за анализируемый период данный показатель снизился на 0,21% и составил 18,23% к товарообороту.

На практике по размеру снижения или повышения уровня расходов определяют сумму их относительной экономии или перерасхода и дают оценку соблюдения сметы торговых расходов. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер снижения (повышения) уровня расходов и делением полученного итога на 100:

 

                                                            (2.1)

 

где               ТОф – фактический товарооборот, млн. руб.,

              РИ – размер изменения уровня издержек.

 

Рассчитаем по формуле (2.1) сумму относительной экономии (или перерасхода) расходов (ОЭ)

 

млн. руб.

 

Таким образом, по торговой организации сумма относительной экономии расходов за 2010 год составила 2,2 млн. руб.

Данные таблицы 2.4 также показывают, что показатель затратоотдачи, который характеризует сумму розничного товарооборота, приходящуюся на 1 руб. издержек, за анализируемый период вырос на 0,1 руб. или на 1,1% и составил 5,5 руб. Рост затратоотдачи говорит об улучшении использования финансовых ресурсов на обеспечение деятельности.

Общий анализ состава расходов исследуемой организации представлен в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5. Анализ состава расходов «Фирменного магазина №5»

Статья издержек

2009 г.

2010 г.

Изменение

сумма, млн. руб.

уровень, в % к ТО

сумма, млн. руб.

уровень, в % к ТО

суммы, млн. руб.

уровня, в % к ТО

1

2

3

4

5

6

7

Расходы на оплату персонала

74,5

8,42

86,4

8,39

11,9

-0,03

Налоги, отчисления и сборы, включаемые в расходы

31,4

3,55

37,7

3,66

6,3

0,11

Расходы на управление и функционирование труда персонала

11,4

1,29

11,4

1,11

0

-0,18

Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря

10,3

1,16

11,8

1,15

1,5

-0,02

Всего условно-постоянных расходов

127,6

14,42

147,3

14,30

19,7

-0,12

Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организацию торговли

13,7

1,55

17,1

1,66

3,4

0,11

Прочие нормируемые затраты, включаемые в расходы

6,4

0,72

8,1

0,79

1,7

0,06

Прочие расходы

15,4

1,74

15,2

1,48

-0,2

-0,26

Всего условно-переменных расходов

35,5

4,01

40,4

3,92

4,9

-0,09

Всего

163,1

18,43

187,7

18,23

24,6

-0,21

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Анализ табл. 2.5 показывает, что условно-постоянные издержки в 2010 г. выросли на 19,7 млн. руб. Данное изменение обусловлено, в основном, ростом расходов на оплату труда и отчислений с фонда заработной платы.

Переменные издержки выросли соответственно на 4,9 млн. руб. Наибольшее влияние на изменение суммы переменных издержек исследуемой организации оказал рост транспортных расходов (на 3,4 млн. руб.).

По одним статьям расходов магазин достиг относительного их снижения, по другим – допустил их относительный перерасход. Так по сравнению с 2009 г. за 2010 г. произошёл относительный рост расходов на налоги и отчисления на 1,2 млн. руб. (1029,8 х 0,11 / 100), транспортных расходов – на 1,2 млн. руб. (1029,8 х 0,11 / 100), прочих нормируемых затрат – на 0,7 млн. руб. (1029,8 х 0,06 / 100). За анализируемый период произошло относительное снижение расходов на оплату персонала на 0,3 млн. руб. (1029,8 х 0,03 / 100), расходов на управление и функционирование труда персонала – на 1,9 млн. руб. (1029,8 х 0,18 / 100), расходов на содержание помещений – на 0,2 млн. руб. (1029,8 х 0,02 / 100), прочих расходов – на 2,7 млн. руб. (1029,8 х 0,26 / 100).

Общее относительное снижение расходов за анализируемый период составило (1029,8 х 0,21 / 100).

Рассмотрим структуру расходов «Фирменного магазина №5» (табл. 2.6).

 

Таблица 2.6. Структура расходов «Фирменного магазина №5»

Статья издержек

2009 г.

2010 г.

Изменение

сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

суммы, млн. руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Расходы на оплату персонала

74,5

45,68

86,4

46,03

11,9

0,35

Налоги, отчисления и сборы, включаемые в расходы

31,4

19,25

37,7

20,09

6,3

0,83

Расходы на управление и функционирование труда персонала

11,4

6,99

11,4

6,07

0

-0,92

Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря

10,3

6,32

11,8

6,29

1,5

-0,03

Всего условно-постоянных расходов

127,6

78,23

147,3

78,48

19,7

0,24

Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организацию торговли

13,7

8,40

17,1

9,11

3,4

0,71

Прочие нормируемые затраты, включаемые в расходы

6,4

3,92

8,1

4,32

1,7

0,39

Прочие расходы

15,4

9,44

15,2

8,10

-0,2

-1,34

Всего условно-переменных расходов

35,5

21,77

40,4

21,52

4,9

-0,24

Всего

163,1

100,0

187,7

100,0

24,6

0,00

Информация о работе Расходы торговой организации и их экономическая характеристика