Экономика торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.

Оглавление

Теоретические вопрос 1. Прибыль и рентабельность торгового предприятия
Теоретические вопрос 2. Анализ и планирование издержек обращения. Расчет и выявление влияния основных факторов на их уровень
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР ЭКОНОМИКА ТОРГ ОРГ В 9.doc

— 149.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

Теоретические вопрос 1. Прибыль и рентабельность торгового     предприятия

Теоретические вопрос 2. Анализ и планирование издержек обращения. Расчет и выявление влияния основных факторов на их уровень

Задача 1

Задача 2

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические вопрос 1. Прибыль и рентабельность торгового предприятия

 

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок • как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние до­ходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заёмного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В упрошенном виде прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.

Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свиде­тельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.

Как уже отмечалось, прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Расчет общей экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле

Рο = П/Т * 100, (1)

где Рο – общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П – сумма прибыли (валовой или чистой);

Т – объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета применима и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получим два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:

 

Рο = П/К * Т/Т = П * Т/ Т * К = П/Т *Т/К или Рο = Рт * Ок, (2)

где Рт – рентабельность товарооборота (продаж);

Ок – оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно боле точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.

Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ее ценных бумаг.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1 руб. вложенного капитала.

Чем выше объем товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих ее показателя – рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале (собственных средств) по соотношению прибыли (П) и средней величины собственного капитала (Кс):

Рк = П / Кс (3)

 

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие (1 / Рк).

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:

Рф = [П/ (ОФ + МС) * 100], (4)

где Рф – рентабельность основных фондов, %;

П – сумма прибыли (валовой или чистой), руб.;

ОФ – средняя стоимость основных средств (фондов), руб.;

МС – средняя стоимость материальных оборотных средств, руб.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников – больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника.

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 м² площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли.

 

Теоретические вопрос 2. Анализ и планирование издержек обращения. Расчет и выявление влия­ния основных факторов на их уровень

 

Коммерческая деятельность может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществле­ние. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие макси­мальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная инфор­мация о его расходах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчет­ности. Такими расходами в сфере обращения являются издержки.

Данные бухгалтерского учета и отчетности являются ин­формационной базой для анализа издержек обращения.

Объектом экономического анализа является не только об­щий объем издержек, но и их структура. Под структурой из­держек обращения следует понимать соотношение отдельных статей издержек в их общей сумме.

В рыночной экономике анализ издержек обращения приоб­ретает еще одно значение. Выводы, сделанные в результате анализа издержек обращения, оказывают влияние на принятие тех или иных управленческих решений.

Рыночные экономические отношения ставят перед потре­бительским обществом следующие задачи анализа хозяйст­венной деятельности:

-         проверку выполнения плана сметы издержек обращения по общему объему;

-         анализ издержек обращения по статьям затрат, при выяв­лении перерасхода производится анализ по элементам за­трат;

-         анализ издержек обращения с делением их на условно-переменные и условно-постоянные;

-         выявление факторов, вызвавших те или иные изменения объема и уровня издержек обращения;

-         разработку мероприятий изыскания резервов по разум­ному сокращению издержек обращения.

Анализ издержек обращения предполагает:

•     изучение динамики расходов в целом по организации и по статьям в соответствии с динамикой товарооборота;

•     изучение структурных сдвигов в составе расходов и отдель­ных статей;

•     выявление суммы относительной экономии или превыше­ния расходов;

•     количественную оценку влияния факторов на сумму и уро­вень расходов на продажу.

Для решения аналитических задач применяется система стати­стических показателей, основными из которых являются сумма рас­ходов на продажу, уровень расходов и структура расходов по стать­ям. Наиболее значимым оценочным показателем служит уровень расходов, он характеризует издержкоемкость продажи товаров. Уровень расходов является обобщающим показателем оценки эффективно­сти использования ресурсов: основных и оборотных средств, труда. Оптимальное значение этого показателя соответствует наиболее рациональному сочетанию используемых ресурсов. Не следует стремиться к обязательному снижению уровня расходов, так как это может привести к снижению качества обслуживания и в конечном итоге к снижению объема продаж и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, если это способствует ускорению обора­чиваемости товаров, росту объема продаж, повышению престижа и расширению доли организации на рынке.

Информация о работе Экономика торговой организации