Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:16, контрольная работа
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
Теоретические вопрос 1. Прибыль и рентабельность торгового предприятия
Теоретические вопрос 2. Анализ и планирование издержек обращения. Расчет и выявление влияния основных факторов на их уровень
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
Планирование издержек обращения торговых предприятий и организаций начинается с плановых расчетов отдельных статей расходов по элементам затрат, после чего определяется их будущий размер и уровень.
Следует отметить, что плановые задания по издержкам обращения сверху не устанавливаются, как это было раньше. Но самим потребительским обществам отказываться от их нормирования никак нельзя. На основе данных анализа издержек обращения прошлых периодов, а также знаний об экономическом пространстве прогнозируется будущий уровень издержек обращения к товарообороту.
План издержек обращения целесообразно составлять ежемесячно и по центрам ответственности.
При составлении плана издержек обращения исходят из:
- задач по повышению качества торгового обслуживания и обеспечения режима экономии;
- объема и структуры товарооборота на планируемый период;
- показателей развития и использования материально-технической базы;
- материалов анализа издержек обращения за текущий период.
Сумма расходов по статьям определяется методом технико-экономических расчетов по тарифам, ставкам, расценкам и другим расчетным нормам, штатной численности работников, договорам на аренду и другим, а также экономико-статистическим методом, исходя из уровня издержек обращения в базисном периоде и с учетом влияния различных факторов на изменения их размера и уровня в планируемом периоде.
После расчета по отдельным статьям определяют общую плановую сумму издержек обращения по центру ответственности и их уровень в процентах к товарообороту.
Далее путем суммирования плановых сумм издержек обращения по всем центрам ответственности можно высчитывать общую сумму издержек обращения торгового предприятия.
Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов является мультипликативная модель зависимости расходов от объема товарооборота и уровня затрат:
И = Np * Уи, (5)
где И - сумма расходов на продажу; Np - товарооборот; Уи - уровень расходов (издержкоемкость продаж).
На основе этой модели рассчитывают изменение расходов под влиянием:
- товарооборота:
И(Np) = Np * Уио (6)
- изменения уровня расходов:
И(Уи) = Уи * Np1 (7)
Однако модель не учитывает разную степень зависимости отдельных статей расходов от объема товарооборота. Достоверность информационного обеспечения процесса управления возрастает, если разделить расходы на продажу на зависящие от объема товарооборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные) статьи издержек.
Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель (5):
И = Уипер * Np + Ипост
Теоретически в краткосрочном периоде условно-переменные расходы изменяются пропорционально изменению товарооборота, а сумма условно-постоянных расходов остается неизменной при элиминировании влияния прочих факторов.
Для количественной оценки влияния товарооборота на расходы сумма расходов за базисный период пересчитывается на фактический товарооборот:
И(Np1) = , (9)
где И(Np1) - расходы, пересчитанные на фактический товарооборот,
или:
И(Np1) = Ипер0 * Т(Np) + Ипост0, (10)
где T(Np) - темп роста товарооборота.
Изменение расходов на продажу под влиянием товарооборота определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами показывает влияние прочих факторов на расходы.
Изменение суммы расходов на продажу под влиянием прочих факторов представляет собой сумму относительной экономии или перерасхода издержек.
Изучая динамику расходов на продажу, необходимо абстрагироваться от изменения цен, которое проявляется двояко: с одной стороны, рост цен на товары увеличивает влияние товарооборота на сумму расходов на продажу и, таким образом, искажает размер относительной их экономии или перерасхода, с другой стороны, рост цен на услуги и ресурсы завышает величину расходов на продажу по причинам, не зависящим от организации. Поэтому для объективной оценки экономии или перерасхода расходов на продажу необходимо исключить влияние на них цен на услуги, ресурсы и товары. Для этого необходимо определить товарооборот и сумму расходов на продажу в сопоставимых ценах.
Расчет влияния факторов на сумму расходов на продажу:
1) товарооборот в сопоставимых ценах:
Nс1 = Np / Iр, (11)
где Iр – индекс розничных цен,
Ipусл - средний индекс цен на услуги и ресурсы.
2) расходы на продажу, пересчитанные на товарооборот за отчетный период в сопоставимых ценах:
И(Nс1) = , (12)
3) изменение расходов на продажу под влиянием фактического объема товарооборота:
И(Nр1) = И(Nс1) - И(Nр0), (13)
4) расходы в сопоставимых ценах:
Ис = И1 / Ipусл, (14)
5) изменение расходов на продажу под влиянием цен на услуги:
И(русл ) = И1 - Ис, (15)
6) изменение расходов на продажу под влиянием прочих факторов:
И(ПР) = Ис - И(Nс1), (16)
7) общая сумма влияния факторов на изменение расходов на продажу:
И = И(Nс1) + И(русл ) + И(ПР). (17)
Относительная экономия расходов свидетельствует об эффективном использовании совокупности ресурсов в организации, а абсолютный перерасход обусловлен опережающим ростом цен на ресурсы и услуги по сравнению с ростом цен на товары.
Методика расчетов, проиллюстрированная выше, основана на предположении, что все переменные расходы зависят от объема товарооборота и не зависят от изменения цен на товары. Однако это не всегда справедливо. В отдельных случаях сумма расходов является функцией товарооборота в текущих ценах, например, при определении заработной платы на основе единых расценок за 1000 руб. товарооборота или расходов на рекламу в процентах от объема продаж. Различия в подходах к оценке суммы расходов на продажу, пересчитанных на объем продаж, следует учитывать при анализе затрат по статьям.
Анализ влияния факторов на уровень расходов на продажу. В числе прочих факторов, влияющих на расходы, прежде всего, следует выделить структурные сдвиги в ассортименте. Ассортимент реализуемых товаров влияет на многие статьи расходов (транспортные расходы, убыль товаров, расходы по таре и др.). Различия в условиях транспортировки, хранения и продажи отдельных товаров, различная скорость обращения по товарным группам обусловливают разный уровень издержкоемкости отдельных групп товаров. Уровень расходов отдельных товаров (товарные издержки) определяется расчетным путем. Если в организации не ведется учет прямых затрат по отдельным товарным группам, то расходы на реализацию товарной группы рассчитывают пропорционально структуре продаж. Другой способ определения расходов — по данным выборочного наблюдения за определенные периоды времени. Третий способ - установление регрессионной зависимости между общим уровнем затрат и удельным весом данной товарной группы в товарообороте:
УИ1 = ƒ(Di). (18)
Возрастание в объеме товарооборота удельного веса издержкоемких товаров и услуг ведет к увеличению уровня расходов, а рост продажи товаров с низкой издержкоемкостью — к их снижению.
Сумму расходов можно выразить следующим образом:
И = УИ(п) * Nр(п) + УИ(н) * Nр(н), (19)
где И - общая сумма расходов на продажу по всем товарам;
УИ(п), УИ(н) - уровень расходов соответственно по продовольственным и непродовольственным товарам;
Nр(п), Nр(н) - товарооборот соответственно продовольственных и непродовольственных товаров.
Обе части уравнения разделим на общий объем товарооборота Nр = Nр(п) + Nр(н):
, (20)
отсюда
УИ = УИ(п)*D(п) + УИ(н)*D(н), (21)
где DП, H - доля каждой товарной группы.
Аналогичным образом можно представить зависимость общего уровня расходов от издержкоемкости товаров по всему ассортименту реализуемых товаров:
Уи = , (22)
где n - количество ассортиментных товарных групп.
Влияние структурных сдвигов на уровень расходов на продажу рассчитывается как сумма произведений нетоварных уровней на изменение доли соответствующей группы за отчетный период.
Изучая динамику уровня расходов на продажу, необходимо абстрагироваться от влияния изменения цен на товары и услуги. Рост среднего уровня цен на товары снижает уровень, а рост цен на услуги увеличивает его. Чтобы исключить влияние цен на уровень расходов на продажу, следует отчетный уровень умножить на индекс цен на товары и разделить на индекс цен на услуги и ресурсы. Это выражение получается в результате несложного преобразования формулы расчета уровня расходов на продажу:
УИс = Ис1 / Nс1, (23)
где Уцс - уровень расходов на продажу с учетом изменения цен;
Ис1 - расходы на продажу отчетного периода в сопоставимых ценах по формуле (13);
Nc1 - товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах по формуле (12),
тогда
УИс = (24).
Размер влияния на расходы на продажу прочих факторов рассчитывают балансовым методом: из общего отклонения уровня вычитают размер влияния структурных сдвигов и размер влияния цен.
На уровень расходов на продажу влияют многочисленные факторы, связанные с организацией торгово-технологического процесса. Показателями качества работы торговой организации являются: нагрузка 1 м2 площади, товарооборачиваемость, производительность труда, фондоотдача основных средств и т.д. Количественно влияние перечисленных факторов на уровень расходов оценивается с применением методов корреляционно-регрессионного анализа. В частности, зависимость уровня расходов от товарооборота на 1 м2 площади обычно моделируется уравнением гиперболы, что отображает наличие оптимального предела концентрации товарооборота, после которого дальнейшее снижение уровня издержек замедляется или прекращается.
Изучение зависимости уровня расходов от производительности труда показывает наличие логарифмической связи между показателями. Зависимость уровня издержек от скорости обращения товаров характеризуется формой связи, близкой к прямолинейной.
Исходя из практических задач конкретных предприятий могут быть выявлены и измерены любые другие зависимости абсолютной и относительной величины расходов как в целом по предприятию, так и по отдельным статьям.
Задача 1
Выявить размер влияния количества магазинов сети и средней торговой площади магазина на объем розничного товарооборота предприятия на основе приведенных ниже данных.
Показатели | Единица измерения | Базовый год | Отчетный год | +,- |
1. Розничный товарооборот | тыс. руб. | 98340 | 106141 |
|
2. Количество магазинов в сети | ед. | 33 | 35 |
|
3. Средняя торговая площадь 1 магазина | м2 | 205 | 257 |
|
4. Общая торговая площадь сети | м2 |
|
|
|
5. Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади | тыс. руб. |
|
|
|
6. Средний товарооборот одного магазина | тыс. руб. |
|
|
|