Экономика торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.

Оглавление

Теоретические вопрос 1. Прибыль и рентабельность торгового предприятия
Теоретические вопрос 2. Анализ и планирование издержек обращения. Расчет и выявление влияния основных факторов на их уровень
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР ЭКОНОМИКА ТОРГ ОРГ В 9.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Планирование издержек обращения торговых предприятий и организаций начинается с плановых расчетов отдельных статей расходов по элементам затрат, после чего определяется их будущий размер и уровень.

Следует отметить, что плановые задания по издержкам об­ращения сверху не устанавливаются, как это было раньше. Но самим потребительским обществам отказываться от их нормирования никак нельзя. На основе данных анализа издержек обращения прошлых периодов, а также знаний об экономиче­ском пространстве прогнозируется будущий уровень издержек обращения к товарообороту.

План издержек обращения целесообразно составлять еже­месячно и по центрам ответственности.

При составлении плана издержек обращения исходят из:

-         задач по повышению качества торгового обслуживания и обеспечения режима экономии;

-         объема и структуры товарооборота на планируемый пе­риод;

-         показателей   развития   и   использования   материально-технической базы;

-         материалов анализа издержек обращения за текущий период.

Сумма расходов по статьям определяется методом технико-экономических расчетов по тарифам, ставкам, расценкам и другим расчетным нормам, штатной числен­ности работников, договорам на аренду и другим, а также экономико-статистическим  методом,  исходя  из уровня издержек обращения в базисном периоде и с учетом влияния различных факторов на изменения их размера и уровня в планируемом периоде.

После расчета по отдельным статьям определяют общую плановую сумму издержек обращения по центру ответствен­ности и их уровень в процентах к товарообороту.

Далее путем суммирования плановых сумм издержек об­ращения по всем центрам ответственности можно высчиты­вать общую сумму издержек обращения торгового предприятия.

Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы расходов является мультипликативная модель зависимости расходов от объема товарооборота и уровня затрат:

И = Np * Уи,  (5)

где И - сумма расходов на продажу; Np - товарооборот; Уи - уровень расходов (издержкоемкость продаж).

На основе этой модели рассчитывают изменение расходов под влиянием:

- товарооборота:

И(Np) =  Np * Уио   (6)

- изменения уровня расходов:

И(Уи) =  Уи * Np1  (7)

Однако модель не учитывает разную степень зависимости от­дельных статей расходов от объема товарооборота. Достоверность информационного обеспечения процесса управления возрастает, если разделить расходы на продажу на зависящие от объема товаро­оборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные) статьи издержек.

Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель (5):

И = Уипер * Np + Ипост                              (8)

Теоретически в краткосрочном периоде условно-переменные расходы изменяются пропорционально изменению товарооборота, а сумма условно-постоянных расходов остается неизменной при эли­минировании влияния прочих факторов.

Для количественной оценки влияния товарооборота на расходы сумма расходов за базисный период пересчитывается на фактиче­ский товарооборот:

И(Np1) = ,  (9)

где И(Np1) - расходы, пересчитанные на фактический товарооборот,

или:

И(Np1) = Ипер0 * Т(Np) + Ипост0,   (10)

где T(Np) - темп роста товарооборота.

Изменение расходов на продажу под влиянием товарооборота определяется вычитанием из пересчитанной суммы расходов суммы за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами показывает влияние прочих факторов на расходы.

Изменение суммы расходов на продажу под влиянием прочих факторов представляет собой сумму относительной экономии или перерасхода издержек.

Изучая динамику расходов на продажу, необходимо абстрагиро­ваться от изменения цен, которое проявляется двояко: с одной сто­роны, рост цен на товары увеличивает влияние товарооборота на сумму расходов на продажу и, таким образом, искажает размер от­носительной их экономии или перерасхода, с другой стороны, рост цен на услуги и ресурсы завышает величину расходов на продажу по причинам, не зависящим от организации. Поэтому для объек­тивной оценки экономии или перерасхода расходов на продажу не­обходимо исключить влияние на них цен на услуги, ресурсы и то­вары. Для этого необходимо определить товарооборот и сумму рас­ходов на продажу в сопоставимых ценах.

Расчет влияния факторов на сумму расходов на продажу:

1)  товарооборот в сопоставимых ценах:

Nс1 =  Np / Iр,  (11)

где Iр – индекс розничных цен,

Ipусл - средний индекс цен на услуги и ресурсы.

2)  расходы на продажу, пересчитанные на товарооборот за от­четный период в сопоставимых ценах:

И(Nс1) = ,  (12)

3) изменение расходов на продажу под влиянием фактического объема товарооборота:

И(Nр1) = И(Nс1) - И(Nр0),  (13)

4)  расходы в сопоставимых ценах:

Ис = И1 / Ipусл,  (14)

5) изменение расходов на продажу под влиянием цен на услуги:

И(русл ) = И1 - Ис,  (15)

6) изменение расходов на продажу под влиянием прочих факторов:

И(ПР) = Ис - И(Nс1),  (16)

7) общая сумма влияния факторов на изменение расходов на продажу:

И =  И(Nс1) + И(русл ) + И(ПР).  (17)

Относительная экономия расходов свидетельствует об эффек­тивном использовании совокупности ресурсов в организации, а аб­солютный перерасход обусловлен опережающим ростом цен на ре­сурсы и услуги по сравнению с ростом цен на товары.

Методика расчетов, проиллюстрированная выше, основана на предположении, что все переменные расходы зависят от объема товарооборота и не зависят от изменения цен на товары. Однако это не всегда справедливо. В отдельных случаях сумма расходов является функцией товарооборота в текущих ценах, например, при определении заработной платы на основе единых расценок за 1000 руб. товарообо­рота или расходов на рекламу в процентах от объема продаж. Различия в подходах к оценке суммы расходов на продажу, пересчитанных на объем продаж, следует учитывать при анализе затрат по статьям.

Анализ влияния факторов на уровень расходов на продажу. В числе прочих факторов, влияющих на расходы, прежде всего, следует выде­лить структурные сдвиги в ассортименте. Ассортимент реализуемых товаров влияет на многие статьи расходов (транспортные расходы, убыль товаров, расходы по таре и др.). Различия в условиях транс­портировки, хранения и продажи отдельных товаров, различная ско­рость обращения по товарным группам обусловливают разный уро­вень издержкоемкости отдельных групп товаров. Уровень расходов отдельных товаров (товарные издержки) определяется расчетным пу­тем. Если в организации не ведется учет прямых затрат по отдельным товарным группам, то расходы на реализацию товарной группы рас­считывают пропорционально структуре продаж. Другой способ определения расходов — по данным выборочного наблюдения за опреде­ленные периоды времени. Третий способ - установление регресси­онной зависимости между общим уровнем затрат и удельным весом данной товарной группы в товарообороте:

УИ1 = ƒ(Di).   (18)

Возрастание в объеме товарооборота удельного веса издержкоемких товаров и услуг ведет к увеличению уровня расходов, а рост продажи товаров с низкой издержкоемкостью — к их снижению.

Сумму расходов можно выразить следующим образом:

И = УИ(п) * Nр(п) + УИ(н) * Nр(н),  (19)

где И  - общая сумма расходов на продажу по всем товарам;

УИ(п), УИ(н) - уровень расходов соответственно по продовольст­венным и непродовольственным товарам;

Nр(п), Nр(н) - товарооборот соответственно продовольственных и непродовольственных товаров.

Обе части уравнения разделим на общий объем товарооборота Nр = Nр(п) + Nр(н):

,  (20)

отсюда

УИ = УИ(п)*D(п) + УИ(н)*D(н),  (21)

где DП, H - доля каждой товарной группы.

Аналогичным образом можно представить зависимость общего уровня расходов от издержкоемкости товаров по всему ассортимен­ту реализуемых товаров:

Уи = ,  (22)

где n - количество ассортиментных товарных групп.

Влияние структурных сдвигов на уровень расходов на продажу рассчитывается как сумма произведений нетоварных уровней на изменение доли соответствующей группы за отчетный период.

Изучая динамику уровня расходов на продажу, необходимо аб­страгироваться от влияния изменения цен на товары и услуги. Рост среднего уровня цен на товары снижает уровень, а рост цен на ус­луги увеличивает его. Чтобы исключить влияние цен на уровень расходов на продажу, следует отчетный уровень умножить на ин­декс цен на товары и разделить на индекс цен на услуги и ресурсы. Это выражение получается в результате несложного преобразования формулы расчета уровня расходов на продажу:

УИс = Ис1 / Nс1,  (23)

где Уцс - уровень расходов на продажу с учетом изменения цен;

Ис1 - расходы на продажу отчетного периода в сопоставимых це­нах по формуле (13);

Nc1 - товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах по формуле (12),

тогда

УИс =   (24).

Размер влияния на расходы на продажу прочих факторов рас­считывают балансовым методом: из общего отклонения уровня вы­читают размер влияния структурных сдвигов и размер влияния цен.

На уровень расходов на продажу влияют многочисленные фак­торы, связанные с организацией торгово-технологического процес­са. Показателями качества работы торговой организации являются: нагрузка 1 м2 площади, товарооборачиваемость, производительность труда, фондоотдача основных средств и т.д. Количественно влияние перечисленных факторов на уровень расходов оценивается с при­менением методов корреляционно-регрессионного анализа. В част­ности, зависимость уровня расходов от товарооборота на 1 м2 пло­щади обычно моделируется уравнением гиперболы, что отображает наличие оптимального предела концентрации товарооборота, после которого дальнейшее снижение уровня издержек замедляется или прекращается.

Изучение зависимости уровня расходов от производительности труда показывает наличие логарифмической связи между показате­лями. Зависимость уровня издержек от скорости обращения това­ров характеризуется формой связи, близкой к прямолинейной.

Исходя из практических задач конкретных предприятий могут быть выявлены и измерены любые другие зависимости абсолютной и относительной величины расходов как в целом по предприятию, так и по отдельным статьям.

 

Задача 1

 

Выявить размер влияния количества магазинов сети и средней тор­говой площади магазина на объем розничного товарооборота предприятия на основе приведенных ниже данных.

Показатели

Единица измере­ния

Базовый год

Отчет­ный год

+,-

1. Розничный товарооборот

тыс. руб.

98340

106141

 

2. Количество магазинов в сети

ед.

33

35

 

3. Средняя торговая площадь 1 магазина

м2

205

257

 

4. Общая торговая площадь сети

м2

 

 

 

5. Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади

тыс. руб.

 

 

 

6. Средний товарооборот одного магазина

тыс. руб.

 

 

 

Информация о работе Экономика торговой организации