Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – экономическая эффективность разработки туристических продуктов с использованием анимационных программ.
Цель работы – рассмотрение сущности производства общественных товаров и услуг, а также возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

Оглавление

Введение

1. Общественный сектор, как один из элементов производства товаров и услуг

1.1. Понятие общественного сектора

1.2. Государство и рынок

1.3. Общественная эффективность (оптимум по Парето)

1.4. Изъяны рынка и перераспределение

1.5. Формы общественных расходов

2. Общественное страхование

2.1. Понятие общественного страхования

2.2. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования

3. Анализ республиканского бюджета по статье “социальная политика”

Заключение

Доработка

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

     Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Макроэкономика

на тему: Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства 
 
 
 
 
 
 

                                                             

                                                                                   
 
 
 

МИНСК 2010

 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая работа: 49 с., 6 рис., 4 табл., 13 источников. 

     Объект исследования – экономическая категория общественные товары и услуги.

     Предмет исследования –   экономическая эффективность разработки туристических продуктов с использованием анимационных программ.

     Цель  работы – рассмотрение сущности производства общественных товаров и услуг, а также возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

     Методы  исследования: анализ литературных источников, документов, метод обобщения, сравнения.

     Исследования  и разработки: было дано понятие и рассмотрена классификация затрат, входящих в себестоимость туристического продукта, проанализированы новые туристические анимационные продукты, разрабатываемые в ООО «Разма-М», с точки зрения эффективности и рентабельности его производства.

     Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Общественный сектор, как один из элементов производства товаров и услуг

1.1. Понятие общественного сектора

1.2. Государство и рынок

1.3. Общественная  эффективность (оптимум по Парето)

1.4. Изъяны рынка и перераспределение

1.5. Формы  общественных расходов

2. Общественное  страхование

2.1. Понятие  общественного страхования

2.2. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования

3. Анализ  республиканского бюджета по  статье “социальная политика”

Заключение

Доработка

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Макроэкономика - наука, изучающая функционирование национальной экономики как единого целого и использующая для этого термин агрегированные показатели.

     Агрегированные показатели - это своего рода абстракция, позволяющая мысленно объединить в некое целое совокупность явлений, имеющих родственные индивидуальные характеристики (ВВП, рыночная ставка процента, темп роста цен, совокупный спрос и предложение)

     С макроэкономической точки зрения в национальном хозяйстве выделяют четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, сектор заграницы

     Государственный сектор представлен совокупностью  всех институтов и учреждений. Государство занимается производством общественных благ, способствует оптимальному функционированию национальной экономики. Как макроэкономический субъект государство закупает средства производства, созданные в предпринимательском секторе, оплачивает труд государственных служащих. Понесенные при этом затраты называются государственными расходами, основным источником покрытия которых являются налоги. Государство осуществляет также выплаты домашним хозяйствам в виде государственных пенсий, пособий и предпринимателям в виде дотаций.  Важной функцией государства также является создание денег.

     Все мы нуждаемся в обеспечении национальной безопасности, достижениях науки, здравоохранении, природоохранных мероприятиях, зачастую, эти общественные блага поставляются лишь государством.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности производства общественных товаров и услуг, а также возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

     В данной курсовой работе мы будем рассматривать  один из видов общественных благ, такой как социальное страхование. Один из плюсов данного вида социальной защиты по сравнению с другими является в том, что все субъекты программы непосредственно участвуют в формировании фонда денежных средств, за счет которого она и функционирует. Таким образом, задачами курсовой работы являются:

  1. рассмотрение категорий входящих в понятие общественный сектор;
  2. изучение особенностей общественного страхования;
  3. проведение анализа статьи “социальная политика” республиканского бюджета за период с 2005 по 2008 год

     При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: анализ литературных источников, метод обобщения и  сравнения. 

1. Общественный сектор, как один из элементов производства товаров и услуг 

     Для того что бы раскрыть вопрос производства общественных товаров и услуг необходимо сначала рассмотреть, что же вообще понимается под категорией общественный сектор. 

1.1 Понятие  общественного сектора 

     В общем смысле, общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства [1].

     Ресурсы, которыми распоряжается государство, - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Соответственно, общественный сектор не равен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы более всего определяют, что такое общественный сектор. Значит, экономика общественного сектора уделяет преимущественное внимание бюджетным проблемам.

     Сравним условия деятельности двух предприятий, каждое из которых является по своему статусу акционерным обществом.

       Первое предприятие производит  обычные товары народного потребления, поставляемые на конкурентный рынок, однако единственным владельцем акций этого предприятия является государство.

       Второе предприятие специализируется  на изготовлении компонентов для военно-промышленного комплекса и его единственным заказчиком выступает государство, а единственным источником финансирования — государственный бюджет. В то же время акционерами предприятия являются частные лица. Первое предприятие находится в государственной собственности, а второе — в частной. Однако для описания проблем, с которыми сталкивается первое предприятие, объяснения его экономического поведения, прогнозирования объема производства и уровня цен в общем и целом достаточно тех же знаний и навыков, которые требуются для решения аналогичных задач применительно к частным производителям потребительских товаров. А во втором случае требуются специфические знания, касающиеся формирования государственных заказов, оценки программ бюджетных расходов и их финансирования с помощью налогов [1].

     Данный  пример помогает понять, что наиболее сложные и своеобразные проблемы, связанные с участием государства в экономической жизни, далеко не всегда непосредственно относятся к управлению государственными предприятиями и организациями. Это естественно, поскольку создание организации, в том числе предприятия, - лишь конкретная форма, способ целесообразного использования ресурсов.

     Для экономиста в первую очередь важен  вопрос о рациональном размещении ограниченных ресурсов, в том числе ресурсов государства. Создавать ли для решения той или иной задачи новое государственное предприятие или некоммерческую организацию, профинансировать существующие государственные структуры либо заключить договор на поставку нужных государству услуг с частным предприятием или независимой некоммерческой организацией - проблема конкретной политики расходования общественных средств. Экономика общественного сектора призвана обосновать общие принципы аккумулирования и использования этих средств, не ограничивая изначально сферу исследования отдельными, пусть и важными, организационно-хозяйственными формами [1].

     Следовательно, предприятия и организации, владельцем которых выступает государство, не могут рассматриваться в качестве единственных компонентов общественного сектора, в него также входят и все денежные средства в различных формах, которые находятся в распоряжении государства и идут на удовлетворения общественных потребностей.

     Итак, в общественный сектор входят не только предприятия, владельцами которых  выступает государство, но и все институты в деятельности которых участвует государство. Целью экономики общественного сектора является  рациональное использование ограниченных общественных ресурсов. 

     1.2. Государство и рынок 

     Даже  в рамках наиболее абстрактного представления  о рыночной системе фактически предполагается наличие государства как гаранта выполнения взаимных обязательств, которые берут на себя свободно взаимодействующие индивиды. Отсутствие правового порядка парализовало бы «невидимую руку» рынка.

     Более широкое понимание роли государства  становится необходимым, когда в поле зрения попадают макроэкономические процессы. Возникают вопросы, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики и т.д. Однако и на этом уровне участие государства в экономической жизни еще не воспринимается как функционирование особого сектора хозяйства. Государство предстает скорее в качестве регулирующей «над экономической» структуры, чем в качестве одного из производителей, предлагающих свои услуги потребителям.

     В стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных средств. Особенность экономики общественного сектора состоит в том, что она рассматривает государство в общем ряду субъектов экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения и концентрирует внимание на тех конкретных экономических благах, поставку которых берет на себя общественный сектор, и на эффективности производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана объяснить, каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства используются рационально.

     Помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, необходимо, разумеется, учитывать его принципиальное отличие от других субъектов рыночного хозяйства. Рыночная система, вообще говоря, строится на базе добровольно заключаемых сделок. Однако из этого правила есть исключение. Государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства