Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – экономическая эффективность разработки туристических продуктов с использованием анимационных программ.
Цель работы – рассмотрение сущности производства общественных товаров и услуг, а также возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

Оглавление

Введение

1. Общественный сектор, как один из элементов производства товаров и услуг

1.1. Понятие общественного сектора

1.2. Государство и рынок

1.3. Общественная эффективность (оптимум по Парето)

1.4. Изъяны рынка и перераспределение

1.5. Формы общественных расходов

2. Общественное страхование

2.1. Понятие общественного страхования

2.2. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования

3. Анализ республиканского бюджета по статье “социальная политика”

Заключение

Доработка

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

     Многие  товары и услуги по своим характеристикам  находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими пользователями. В других случаях потребление благ неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы. Эти блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен.

     Примером  перегружаемых благ является дорога. Дополнительные пользователи не уменьшают  доступность услуг шоссе вплоть до "точки перегрузки". В этой точке дополнительный пользователь уменьшает скорость движения существующих пользователей и делает шоссе более опасным. Пример исключаемого блага - телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров позволяет воспрепятствовать получению полезности теми, кто отказывается платить. Когда ограничение доступа к благу связано с относительно низкими затратами, возможно рыночное предложение блага конкурирующими фирмами.

     Перегружаемые общественные блага

     Предельные  издержки предоставления возможности  дополнительному потребителю получать полезность от чистого общественного блага равны нулю. Например, предположим, что устраивается один фейерверк при затратах в 500 долларов. Если фейерверк — чистое общественное благо, то эта сумма представляет собой издержки предоставления данного блага любому потребителю. Каковы предельные издержки предоставления второму или третьему потребителю права посмотреть фейерверк? Ответ -  нулевые, если фейерверк действительно чистое общественное благо. Это следует из того факта, что потребление чистого общественного блага неизбирательно. Дополнительные зрители не уменьшают полезности для существующих зрителей. Чистое общественное благо невозможно разделить на единицы для индивидуального потребления. Когда устроен один фейерверк, все люди могут получить пользу; нет необходимости производить еще одну единицу.

     На  графике А, рис. 6. , показано, как предельные издержки предоставления дополнительным потребителям права посмотреть фейерверки изменяются в зависимости от числа зрителей. Предельные издержки показа фейерверка одному зрителю - 500 долларов. Однако предельные издержки оказания этой услуги второму и всем остальным дополнительным зрителям падают до нуля. Неограниченное число дополнительных зрителей может воспользоваться данным объемом чистого общественного блага.

     

     рис. 6.

     График  А построен исходя из предположения, что фейерверки – чистое общественное благо. Одно представление стоящее 500 $ может посмотреть любое кол-во зрителей при нулевых издержках. На график B после того как число зрителей превышает кол-во N*, наступает перегрузка. 

     Не  нужно смешивать издержки предоставления дополнительному потребителю права получить полезность от блага с затратами на организацию еще одного фейерверка. Он обойдется еще в 500 $, а издержки предоставления блага дополнительным потребителям всегда равны нулю.

     Предположим, что полезность фейерверков подвержена перегрузке, после сбора определенного кол-ва людей они начнут уменьшать полезность, получаемую другими. В "точке перегрузки" предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю положительны. После достижения этой точки для обеспечения эффективности необходимо взимать цену, равную предельным издержкам. Если это осуществимо, цена будет побуждать потребителей принимать во внимание вызываемое ими уменьшение полезности для других.

     На  графике В, рис. 6., показано, как изменяются предельные издержки предоставления дополнительным зрителям права посмотреть фейерверк, когда последний является благом, для которого возможна перегрузка. Точка перегрузки - число потребителей, при котором предельные издержки предоставления услуг новым потребителям выше нуля. На графике В это имеет место при N* зрителях. Если число зрителей превысит N*, для достижения эффективности необходимо взимать цену, равную предельным издержкам, которые дополнительные зрители налагают на других. Если ожидается менее N* зрителей, для обеспечения эффективности цена должна быть равна нулю. "Цена перегрузки" необходима для нормирования числа потребителей чистого общественного блага после достижения точки перегрузки.

     Пример  перегружаемого блага - шоссе. Для шоссе данной ширины существует предел количества пользователей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Когда доступ на шоссе возможен в ограниченном числе пунктов, издержки операции по взиманию пошлины весьма низки.

     Аналогично  мост или туннель имеют только один "вход" и "выход". Это  облегчает введение пошлины для  нормирования использования данного  сооружения. Пошлины могут варьироваться  в зависимости от интенсивности  движения. В тех случаях, когда  в определенное время суток интенсивность движения резко возрастает и эти "приливы" возможно предсказать, пошлина может меняться в течение дня. Так, более высокая пошлина взималась бы в часы "пик". В нерабочее время, в выходные дни пошлина уменьшалась бы. При отсутствии перегрузки пошлина могла бы равняться нулю.

     Таким образом, можно нормировать использование  даже городских улиц. Большое число  пунктов, через которые можно  проникнуть на улицу, в прошлом делало издержки операции по взиманию пошлин слишком высокими. Однако положение меняется с появлением электронной техники. Можно легко обязать водителей устанавливать на автомобилях электронные устройства слежения. Улицы можно было бы оснастить электронными сенсорными устройствами. Дисплей в каждом автомобиле, управляемый небольшим компьютером, предупреждал бы водителей о размере пошлин на различных улицах. Каждый водитель получал бы затем месячный счет, базирующийся на количестве миль пробега и соответствующих пошлинах.

     Плата за пользование дорогами не только нормирует их использование, но и обеспечивает доход. Этот доход можно использовать вместо налогов для ремонта и обслуживания дорог и финансирования строительства новых, расширения действующих сооружений.

     Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом

     Исключаемые общественные блага, или общественные блага с ограниченным доступом - это такие блага, на которые легко назначить цену. Примером такого блага являются прививки. Другой пример — школьное обучение. Хотя возможно нормирование использования этих благ с помощью взносов и сборов, положительные внешние эффекты, связанные с данными благами, делают это нежелательным. Поэтому прививки обычно делаются бесплатно, а затраты на них финансируются за счет общества. Они приносят пользу всем, помогая искоренить болезнь. Аналогично бесплатное школьное обучение можно наблюдать практически во всех странах. Затраты на школьное обучение финансируются в основном за счет налогов.

     Еще один пример исключаемых благ—знания. Знания могут либо бесплатно распределяться обществом, либо продаваться за плату. Ясно, что вполне возможно исключить отдельных лиц из числа получателей выгоды от ноу-хау, хотя потребление знаний неизбирательно. Позволив какому-либо человеку получить знания о том, как изготовить компьютер, мы не лишаем этих знаний остальных. Тем не менее патенты используют для того, чтобы лишить всех лиц, кроме изобретателей, возможности использовать некоторые знания. Фактически тем самым образуется имеющая большую ценность собственность изобретателя. Считается, что это побуждает людей вкладывать свои ресурсы в производство новых знаний.

     Исключаемые блага могут производиться в  частном порядке фирмами, предлагающими блага для продажи на рынке. И, напротив, они могут производиться правительством. Частное предложение этих благ подразумевает, что затраты на них финансируются за счет доходов от продажи продукции. Правительственное предложение таких благ может финансироваться за счет налогов, при бесплатном распределении соответствующих услуг (как в случае с публичными школами). Кроме того, правительство само может взимать плату за свои услуги. Государственные больницы и университеты обычно взимают плату за свои услуги, которая из-за субсидий зачастую ниже, чем была бы в противном случае. Конечно, правительство могло бы субсидировать частные фирмы для производства тех же самых услуг. Это привело бы к снижению цен, что стимулировало бы потребление таких услуг, как школьное обучение и услуги в области здравоохранения,  и при этом допускалось бы частное предпринимательство.

     Даже  если считается, что доступ к некоторым  благам нельзя исключить, предприниматели ухитряются найти способ назначить на них цену. Использование услуг маяка неизбирательно. До тех пор пока маяк светит, чтобы предупредить один корабль об опасностях, он также светит и для всех остальных кораблей в районе. Как ни странно, есть возможность воспрепятствовать получению полезности кораблями при низких издержках этой операции.

     В Англии в XVIII веке и в начале XIX века маяки были частной собственностью и служили для получения дохода. Каким образом получали плату с судовладельцев? Плата назначалась исходя из тоннажа судна и взималась, когда оно находилось в соседних портах и доках. Фактически в районе маяка в каждый отдельный момент времени редко появлялось более одного корабля. Владельцы маяка легко могли распознать судно по его флагу. Если корабль, находящийся в поле зрения, не заплатил за услугу, она ему не предоставлялась в последующем. Отказавшиеся платить лишались возможности воспользоваться услугами маяка. 

     Аналогично  люди часто организуют клубы, ассоциации для обеспечения самих себя благами  совместного пользования. Они устанавливают  сборы и другие платежи так, чтобы  избежать перегрузки этих благ. Подобный метод применяется, например, для  обеспечения услугами таких сооружений, как плавательные бассейны, площадки для игры в гольф, теннисные корты. Вступив в клуб, люди выигрывают, получая возможность использовать сооружения для активного отдыха. При этом они решают не покупать подобные сооружения для собственного исключительного пользования. Вступив в клуб, они уплачивают только часть затрат на его сооружение и содержание.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства