Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – экономическая эффективность разработки туристических продуктов с использованием анимационных программ.
Цель работы – рассмотрение сущности производства общественных товаров и услуг, а также возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

Оглавление

Введение

1. Общественный сектор, как один из элементов производства товаров и услуг

1.1. Понятие общественного сектора

1.2. Государство и рынок

1.3. Общественная эффективность (оптимум по Парето)

1.4. Изъяны рынка и перераспределение

1.5. Формы общественных расходов

2. Общественное страхование

2.1. Понятие общественного страхования

2.2. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования

3. Анализ республиканского бюджета по статье “социальная политика”

Заключение

Доработка

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 465.50 Кб (Скачать)
Статьи  расходов Сумма финансирования (тыс. руб.)
Социальная  защита 5641121,0
Социальная  помощь 2378890,0
Пенсионное  обеспечение 1000614120,0
Пособия гражданам и        
семьям, имеющим детей
 
221000000,0
Молодежная  политика 9057452,0
Государственный фонд       
содействия занятости
 
146015000,0
Помощь  в обеспечении       
жильем
 
212315500,0
Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  
Республики Беларусь
 
8182417000,0
Другие  вопросы в области   
социальной политики
 
124005755,0
Всего 9903444838,0

     Примечания: Источник: собственная разработка на основе журнала “Консультант плюс” 

     Из  данных таблицы видим что, структура  статьи “Социальная политика” состоит  из 9 позиций. Большая часть расходов относится на “фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  
Республики Беларусь” и на “пенсионное обеспечение”. Также произошла реорганизация структуры расходов, появились статьи:  “фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  
Республики Беларусь”, “государственный фонд       
содействия занятости”, а так же “помощь в обеспечении       
жильем”. Позиции по пенсионному обеспечению объединились в единый пенсионный фонд.
 
 
 
 

   Таблица 3.- Расходы республиканского бюджета по статье социальная политика на 2007г.

Статьи  расходов Сумма финансирования (тыс. руб.)
Социальная  защита 6370233,0
Социальная  помощь 2592000,0
Пенсионное  обеспечение 1098106988,0
Помощь  семьям,        
воспитывающим детей
121899771,0
Молодежная  политика 11582582,0
Помощь  в обеспечении жильем 284595308,0
Фонд социальной  защиты населения      
Министерства труда  и социальной защиты   
Республики Беларусь
9973297630,0
Другие  вопросы в  области социальной    
политики
171523755,0
Всего 11669968267,0

     Примечания: Источник: собственная разработка на основе журнала “Консультант плюс” 

     Из  данных таблицы видим что, структура  статьи “Социальная политика” состоит  из 8 позиций. Большая часть расходов относится на “фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты  
Республики Беларусь” и “пенсионное обеспечение”.

     Ликвидировалась статья “государственный фонд       
содействия занятости”.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 4.- Расходы республиканского бюджета  по статье социальная политика на 2008г.

Статьи  расходов Сумма финансирования (тыс. руб.)
Социальная  защита 7324078,0
Социальная  помощь 4009000,0
Пенсионное  обеспечение 1287276613,0
Молодежная  политика 14846292,0
Помощь  в обеспечении жильем 355114800,0
Фонд  социальной защиты населения      
Министерства труда  и социальной защиты   
Республики Беларусь
12013109702,0
Другие  вопросы в области социальной    
политики
200046391,0
Всего 13881726876,0

     Примечания: Источник: собственная разработка на основе журнала “Консультант плюс” 

     Из  данных таблицы видим что, структура  статьи “Социальная политика” состоит  из 7 позиций. Большая часть расходов относится на “фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  
Республики Беларусь” и “пенсионное обеспечение”. Ликвидировалась статья “помощь семьям, воспитывающим детей”.

     Анализируя  суммы финансирования статьи “социальная политика” мы можем наблюдать рост финансирования, что и представлено ниже в диаграмме.

     

     Рисунок  - Динамика расходов республиканского бюджета на социальную политику по годам

     Примечания: Источник: собственная разработка 
 

     Также мы можем проследить постоянное изменение  статей расхода, в разрезе общей  статьи “социальная политика”, это  связано с упрощением формирования фондов денежных средств и нововведениями, такими, как обязательные отчисления в ФСЗН (обязательное страхование работающих).

     По  результатам проведенного анализа  используя положения “Оптимума по Парето” можно сделать вывод, что бюджетная статья “социальная политика” оптимизируется с учетом потребностей категорий лиц, охваченных действием данной статьи. Производство услуг общ сектор увеличилось на 12 562 622 689,0 руб. в 2008 по сравнению с 2005 годом. Что свидетельствует о реализации плана социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, в общественный сектор входят не только предприятия, владельцами которых выступает государство, но и все институты, в деятельности которых участвует государство. Целью экономики общественного сектора является  рациональное использование ограниченных общественных ресурсов.

     Экономика общественного сектора с самого начала исходит из того, что всякое принуждение и в особенности принудительное перераспределение ресурсов целесообразно ограничивать необходимым минимумом. Вопрос состоит в том, в каких специфических случаях использование элементов принуждения оправдано с точки зрения экономической эффективности “Оптимума по Парето” и социальной справедливости.

     Если  поставить государство в один ряд с другими экономическими субъектами, то в отличие от них  государство может пользоваться правом принуждения (например, налогообложение).

     Неэффективность деятельности рынка возникнет, если (1) конкуренция будет несовершенной,  т.е.  если предельный доход не будет равен цене и как результат этого, предельные издержки не будут равняться цене, если (2) будут иметь место внешние эффекты, и поэтому либо предельная общественная выгода будет отличаться от предельной полезности (т. е. предельной частной выгоды) или предельные общественные издержки будут отличаться от предельных (частных) издержек.

     Поскольку даже если совершенная конкуренция достижима, от внешних эффектов практически невозможно избавиться. В данном случае государство, а в частности общественный сектор, призваны “закрыть провалы ранка”.

     Общественный сектор призван функционировать только в зонах изъянов рынка. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка. При этом изъяны рынка необходимо сопоставлять с возможными изъянами (провалами) государства. Дело в том, что действия государства, направленные на преодоление изъянов рынка, в свою очередь оборачиваются неоправданными потерями.

     Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

     Следует сказать, что предпочтительность тех  или иных форм расходов для исполнителя может не совпадать с их предпочтительностью с точки зрения потребителей. Исполнитель, наделяемый правом расходовать общественные средства, должен быть поставлен в рамки программы, в которой желательно как можно яснее определить ожидаемые результаты и критерии, по которым надлежит принимать решения. Одной из таких программ является общественное страхование.

     Подводя итоги, следует сделать вывод, что  не имеет смысла противопоставлять  друг другу обычные сбережения, частное добровольное страхование, обязательное общественное страхование и социальную помощь. Задача состоит в том, чтобы на каждом этапе находить их сочетания, оптимальные для данного общества со свойственными ему институтами, уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой и нравственными ценностями.

     По  результатам проведенного анализа  используя положения “Оптимума по Парето” можно сделать вывод, что бюджетная статья “социальная политика” оптимизируется с учетом потребностей категорий лиц, охваченных действием данной статьи. Производство услуг общ сектор увеличилось на 12 562 622 689,0 руб. в 2008 по сравнению с 2005 годом. Что свидетельствует о реализации плана социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь. 
 

 

     

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Якобсон, Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории гос. финансов. – Москва: Аспект пресс, 1996. – 319 с.  
  2. Сломан Дж. Экономикс. Экспресс-курс. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.
  3. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  4. О бюджете Республики Беларусь на 2008 г.// Нац. реестр Правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. - № 1.
  5. Закон РБ от 26.12.2007 № 303 – 3 (с изменениями от 11.12.2008) “О бюджете РБ на 2008 год” // Журнал “Консультант плюс Беларусь”.
  6. Закон РБ от 29.12.2006 № 191 – 3 (с изменениями от 28.12.2007) “О бюджете РБ на 2007 год” // Журнал “Консультант плюс Беларусь”.
  7. Закон РБ от 11.07.2007 № 256 – 3  “Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год” // Журнал “Консультант плюс Беларусь”.
  8. Закон РБ от 12.07.2006 № 143 – 3  “Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год” // Журнал “Консультант плюс Беларусь”.
  9. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года. Минск: Мисанта, 2002.
  10. Национальная экономика / Под ред. В.Н.Шимова. Минск: БГЭУ, 2004.
  11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-ое издание., изм. – М.: Издательство “Норма” / издат. Группа норма – Инфра. М, 2001 – 572 с.
  12. Микроэкономика / М. Кац. Х. Роузен ; Пер. с ангд. И Пустовалова и др. – Мн.: Новое издание, 2004. – XX, 828 с.: ил.
  13. Хайман Д.Н. современная микроэкономика : анализ и применение. В 2-кх т. Т.П. Пер. с англ. – М. : Финансы и статистика, 1992. – 384 с. : таб., граф.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     ДОРАБОТКА

     1.2. Государство и рынок

     Чисто общественное благо (pure public good) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

     Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

     Свойство  неизбирательности в потреблении  означает, что потребление чисто  общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, т.к. предельные издержки для дополнительного потребления равны нулю

     Свойство  неисключаемости означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за него платить. Чисто общественное благо обладает положительным внешним эффектом – как только кто-то начинает его потреблять, оно становиться доступно всем.

     Чтобы глубже понять особенности чисто  общественного блага сравним  его с чисто частным благом.

     Чисто частное благо (pure private good)- это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличии от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления, и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага определяет особенности определения совокупного спроса.  
 

     

     рис. 1 

     Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев — рис. 1) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

     Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна В нашем примере индивиды получают различную выгоду: наименьшую — Андреев, наибольшую — Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства