Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – экономическая эффективность разработки туристических продуктов с использованием анимационных программ.
Цель работы – рассмотрение сущности производства общественных товаров и услуг, а также возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

Оглавление

Введение

1. Общественный сектор, как один из элементов производства товаров и услуг

1.1. Понятие общественного сектора

1.2. Государство и рынок

1.3. Общественная эффективность (оптимум по Парето)

1.4. Изъяны рынка и перераспределение

1.5. Формы общественных расходов

2. Общественное страхование

2.1. Понятие общественного страхования

2.2. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования

3. Анализ республиканского бюджета по статье “социальная политика”

Заключение

Доработка

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

     Данная  особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В современном обществе это достигается посредством налогообложения [1].

       Экономика общественного сектора  с самого начала исходит из  того, что всякое принуждение  и в особенности принудительное перераспределение ресурсов целесообразно ограничивать необходимым минимумом. Вопрос состоит в том, в каких специфических случаях использование элементов принуждения оправдано с точки зрения экономической эффективности “Оптимума по Парето” и социальной справедливости.

     Если  поставить государство в один ряд с другими экономическими субъектами, то в отличие от них государство может пользоваться правом принуждения (например, налогообложение).

     Для дальнейшего рассмотрения темы необходимо разобраться с понятием “Оптимума по Парето” 
 
 

 

    1. Общественная эффективность (оптимум по Парето)
 

     Если  в экономике будет возможно провести изменения — перемены в комбинации производимых или потребляемых товаров или изменения в комбинации используемых факторов (труд, земля, капитал, ценные бумаги) — и если такие изменения приносят пользу отдельным людям без того, чтобы ухудшилось положение любого другого, экономисты описывают это как улучшение в общественной эффективности, или улучшение по Парето в честь Вильфредо Парето, итальянского ученого в области общественных наук.

     Когда сделаны все улучшения по Парето — другими словами, когда все дополнительные изменения в экономике принесут выгоду некоторым людям только за счет ухудшения положения других, — говорят, что экономика является общественно эффективной или оптимальной по Парето. При определенных условиях рынок совершенной конкуренции приведет к оптимуму по Парето.

     Если  социальная эффективность достигается только в определенной рыночной среде, это не обязательно делает анализируемую среду идеальной. Осуществление всех улучшений по Парето может быть необходимым условием для идеального распределения ресурсов: любое напрасное использование ресурсов устраняется. Однако это не является достаточным условием. Если, например, правительство перераспределяет доход от богатых к бедным, не произойдет никакого улучшения по Парето, поскольку богатые теряют. Поэтому и справедливое, и крайне несправедливое распределение дохода может быть оптимальным по Парето и все же может считаться, что с общественной точки зрения желательно более справедливое распределение дохода, в чем помогает государство.

     Проведем  простой анализ общественной эффективности, рассмотрим понятия предельная выгода и предельные издержки

     Рациональный  человек решит заняться какой-то деятельностью, если выигрыш от такого поведения превышает любые потребовавшиеся жертвы. Другими словами, будь он производитель, потребитель или рабочий, человек выиграет от расширения любой деятельности, предельная выгода (МB) которой превышает ее предельные издержки (MС), и от ограничения любой деятельности, чьи предельные издержки превышают ее предельную выгоду. Сейчас говорится об «альтернативных издержках»: другими словами, об отказе от альтернатив. Поэтому когда мы говорим, что предельная выгода от деятельности больше, чем ее предельные издержки, мы подразумеваем, что дополнительно приобретенная выгода превышает любую жертву в терминах отвергнутых альтернатив.

     Поэтому принцип рационального экономического поведения гласит:

       Что человек должен расширять или ограничивать уровень любой деятельности до тех пор, пока ее предельная выгода не сравняется с ее предельными издержками [2].

       В этой точке человек будет эффективно действовать в своих собственных, частных интересах. Только когда MB = MC, не может быть получено никакого дальнейшего выигрыша. Это положение известно как ситуация частной эффективности.

     По  аналогии общественная эффективность будет достигаться тогда, когда для любого вида деятельности предельная выгода для общества (МSВ) равняется предельным (альтернативным) издержкам для общества (МSС) [2].

                                              МSB = MSС

     Но  почему общественная эффективность (т. е. оптимум по Парето) достигается в этой точке? Если МSВ будет больше, чем МSС, то в случае расширения деятельности произойдет улучшение но Парето. Например, если выгоды для потребителей от дополнительного производства товара превышают издержки производителей, потребители могут полностью включить издержки производства в цену, которую они платят, и поэтому производитель ничего не теряет, а для потребителей все еще будет иметь место чистый выигрыш. Поэтому общество выигрывает. Аналогичным образом если МSС будет больше, чем МSB, общество выиграет от сокращения производства.

     При определенных обстоятельствах достижение частной эффективности будет достигаться и общественная эффективность. Однако для этого должны выполняться два важных условия.

  1. В экономике должна существовать совершенная конкуренция.
  2. Не должно быть никаких внешних эффектов. Внешние эффекты — это дополнительные издержки или выгоды для общества вдобавок к тем, которые несет отдельный производитель или потребитель.
  3. Неполнота информации

     Примером  внешних эффектов является загрязнение воздуха. Это издержки, которые несет общество в результате производства, но это не те издержки, которые должен оплачивать отдельный производитель. В отсутствие внешних эффектов единственными издержками или выгодами для общества являются те, которые несет отдельный производитель или потребитель, т. е. предельная общественная выгода (МSВ) совпадаете предельной частной выгодой (MPB), а предельные общественные издержки (МSС) совпадают с предельными частными издержками (МРС) [2].

     Общественная  эффективность на рынке: MSB = MSC

     Если  хотя бы выполняются два условия (1) совершенная конкуренция и (2) отсутствие внешних эффектов, будет достигаться оптимум по Парето (т. е. общественная эффективность). Рассмотрим каждое из условий по очереди.

  1. Совершенная конкуренция.

     Совершенная конкуренция будет гарантировать, что достигается частная эффективность: МU=МС (для всех производителей и всех потребителей).

  1. Отсутствие внешних эффектов.

       При отсутствии внешних эффектов МSВ = МU (т. с. выгоды потребителей в рамках общества ограничиваются прямыми потребителями) И МSС=MC (т. е. издержки производства для общества являются просто издержками, которые оплачивают производители) [2].

     Поэтому: МSВ =МU=Р=МС=МSС,

     т. е. МSВ= МSС.

     В случае отсутствия внешних эффектов общий излишек будет представлять собой общий общественный излишек.

     Все сказанное позволяет сделать  вывод о том, что неэффективность возникнет, если (1) конкуренция будет несовершенной, т.е. если предельный доход не будет равен цене и как результат этого, предельные издержки не будут равняться цене, если (2) будут иметь место внешние эффекты, и поэтому либо предельная общественная выгода будет отличаться от предельной полезности (т. е. предельной частной выгоды) или предельные общественные издержки будут отличаться от предельных (частных) издержек.

     Поскольку даже если совершенная конкуренция  достижима, от внешних эффектов практически  невозможно избавиться. В данном случае государство, а в частности общественный сектор, призваны “закрыть провалы ранка”. 

 

     

     1.4. Изъяны рынка и перераспределение 

     В смешанной экономике общественный сектор призван не подменять «невидимую руку» рынка, а участвовать в решении тех задач, которые не удается успешно решить на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Эти задачи можно с некоторой долей условности разделить на два типа.

     К первому относится достижение Парето улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка.

     Ко второму  перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

     Парето - улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников.

     Парето - оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию.

     Что же касается перераспределения, оно  предполагает улучшение положения  одних индивидов за счет ухудшения  положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно принимает сторону одной части общества в ущерб другой.

       Когда речь идет о Парето-оптимизации,  экономика общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигается повышение эффективности.

       Перераспределение же осуществляется  главным образом исходя из  социальных, культурных и этических  требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограничений при принятии экономически эффективных решений.

     Изъянами  рынка называются ситуации, в которых  свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето - оптимального использования ресурсов [1].

     Можно сделать вывод, что общественный сектор призван функционировать только в зонах изъянов рынка. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка. При этом изъяны рынка необходимо сопоставлять с возможными изъянами (провалами) государства. Дело в том, что действия государства, направленные на преодоление изъянов рынка, в свою очередь оборачиваются неоправданными потерями.

     Таким образом, изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации. 

 

     

     1.5. Формы общественных расходов 

     Общественные  расходы могут осуществляться в  формах:

  1. финансирования эксплуатационных расходов организаций общественного сектора;
  2. закупок товаров или услуг, субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок;
  3. денежных выплат и натуральных выдач лицам, охваченным программами социальной помощи и страхования (в нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.) [3].

       Перечисленные формы могут быть как взаимозаменяемы, так и сочетаться, дополняя друг друга.

     Например, программа помощи инвалидам может  предусматривать различные по характеру ассигнования.

     Это, во-первых, средства, направляемые на содержание домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов.

     Во-вторых, это ассигнования на закупку протезов, медикаментов, транспорта и, быть может, также услуг частных домов инвалидов и т.п. Когда речь идет о закупках, средства ассигнуются в увязке не с элементами затрат, а с рыночной ценой той продукции, которую предполагается приобрести.

     В-третьих, могут быть предусмотрены субсидии предприятиям, поощряющие, с одной стороны, использование труда инвалидов, а с другой — производство тех специфических товаров, в которых они нуждаются.

     В-четвертых, нужны средства на выплату пенсий и, возможно, организацию бесплатной выдачи тех же протезов и др.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг: возможности рынка и государства