Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы
хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения
экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих
условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется
цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными
«архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности
по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на
предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы
прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и
нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой
прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей,
процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от
реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т.
п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности
объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных
производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым''
предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при
планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет
рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной
себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных
видов продукции производится по формуле:
|где |Р —
уровень рентабельности, %;
| |О —
оптовая цена предприятия на
изделие;
| |С —
полная себестоимость изделия.
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат
живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности
рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом
стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов,
полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована
формула:
|где |[pic]— расчетный
норматив рентабельности к
| |материальных
затрат;
| |[pic]—
производственные фонды
| |[pic]—
норматив рентабельности к
С-М - себестоимость товарной
затрат.
Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в
обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в
себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их
колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими
возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
При определении норматива
продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат
исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только
прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции
вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие
изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и
энергия на технологические цели» [16, 108].
Основные пути роста
прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий,
повышение удельного веса специализированного производства, применение
современные методов организации производства и труда в соответствии с
требованиями научно-
новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда,
снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима
экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и
повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего
труда [4, 53].
1.2.2. Система показателей
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и
эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность
предприятия с
различных позиций и
участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности
среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при
проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния
предприятия. При анализе производства показатели рентабельности
используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие
группы:
1) показатели рентабельности
2) показатели рентабельности
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных
средств.
Первая группа показателей
прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее
важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал
(собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный
(собственный) капитал:
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям
характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для
повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все
участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия
интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала);
потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал;
собственников и учредителей - доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных
зависимостям. Рассмотрим
следующую очевидную зависимость:
[pic][pic] (1.4)
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов,
рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь,
заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения
рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к
ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную
модель рентабельности:
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала
зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота
совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала
Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния
различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости
следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала
повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного
капитала.
Вторая группа показателей
рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности
предприятий. Например:
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного
([pic]) и отчетного ([pic]) периодов. Например, рентабельность продукции по
прибыли от реализации:
или:
[pic]; (1.8)
[pic]; (1.9)
[pic], (1.10)
где - [pic] -прибыль от реализации
отчетного и базисного
[pic]- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного
периодов;
[pic]- себестоимость продукции (
периодов;
[pic]- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с
базисным периодом.
Влияние фактора изменения
методу цепных подстановок):
[pic] (1.11)
Соответственно влияние
Сумма факторных отклонений дает
общее изменение
отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично
первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый
приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
Данные показатели дают представление о степени возможности
предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными
средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока.
Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств,