Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы
хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения
экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих
условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется
цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными
«архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 127.99 Кб (Скачать)

широко  применяется  в  странах  с   развитой   рыночной   экономикой.   Она

приоритетна, потому,  что  операции  с  денежными  потоками,  обеспечивающие

платежеспособность, является существенным  признаком  состояния  предприятия

[1, 49]. 

       1.2.3. Анализ рентабельности предприятия 

       Показатели рентабельности  и   эффективности  использования   имущества

характеризуют прибыльность деятельности  предприятия  и  рассчитывается  как

отношение полученной прибыли к различным видам  или статьям затрат.

       Это важнейшая группа  показателей,  так  как  результаты  их  анализа

позволят принять  решения  вложениях  собственных  средств  в  тот  или  иной

бизнес,  характеризует  целесообразность  деятельности  компании,   является

результирующей  ее ценой.

       Рентабельность  оборота,  характеризует   эффективность   операционной

(производственно-хозяйственной)  деятельности  предприятия.   Она   призвана

оценить прибыльность производства в целом, но также может  быть  использована

для сравнения  прибыльности отдельных  видов  продукции.  Рассчитывается  как

отношение операционного  дохода к валовой выручке.

       Средний уровень рентабельности  продаж  колеблется  в  зависимости   от

отрасли и поэтому  не имеет какого-либо норматива.  Данный  показатель  важен

при сравнении  его с соответствующими показателями однотипных предприятий,  в

динамике или  по сравнению с плановыми показателями.

       Формирование показателя рентабельности  продаж показано на рис 3: 

Рис. 3. Формирование показателя рентабельности продаж 

       Рентабельность собственного капитала - самый  значимый  показатель  в

деятельности  предприятия,   характеризующий   эффективность   использования

имущества, находящегося в его  собственности.  На  основе  этого  показателя

собственник  активов  может  выбрать  место   их   вложения.   При   расчете

принимается во внимание не операционный доход, а конечная,  чистая  прибыль,

которая  будет  образом   распределена   между   владельцами   (акционерами)

предприятия. Рассчитывается как отношение  чистой  прибыли  к  среднегодовой

стоимости собственного капитала.

       Следовательно, для повышения  эффективности вложении можно  действовать

в двух основных направлениях:

       •   Увеличение  чистой  прибыли  -   увеличение   объемов   сбыта   и

рентабельности  продаж.

       •  Уменьшение собственного  капитала - эффективное управление  текущими

активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.

       В общем случае   для оценки  целесообразности вложения средств   в  тот

или иной бизнес следует  сравнить прогнозируемую рентабельность  собственного

капитала с  альтернативными  возможностями   размещения  свободных  ресурсов

(например, депозит)  с учетом фактора риска [13, 48].

       Для того чтобы понять,  как   и  за  счет  чего  формируется   итоговый

показатель рентабельности  собственного  капитала  следует  рассмотреть  ряд

промежуточных показателей:

       Рентабельность чистых активов  - показатель эффективности операционной

деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного  дохода

к среднегодовой  величине чистых активов где:

       Чистые  активы  =  Собственный   капитал  +   Кредиты   (долго   –   и

краткосрочные)

       С другой стороны рентабельность  чистых активов формируется за  счет их

оборачиваемости и рентабельности продаж:

       (Операционная прибыль / Объем  продаж) * (Объем продаж/Чистые  активы)

= (Операционная  прибыль / Чистые активы)

       Рентабельность чистых активов  используется при  оценке  эффективности

финансового рычага:

       Финансовый  рычаг-  соотношение   собственных  и  заемных   средств   в

структуре   чистых   активов   характеризует   влияние    кредитования    на

эффективность   деятельности   предприятия.   Основной    критерий    оценки

эффективности  финансового  рычага  -  ставка  банковского   кредита.   Если

кредитная  ставка  ниже  показателя  рентабельности   чистых   активов,   то

увеличение  доли  кредитов  повысит  значение  рентабельности   собственного

капитала, и наоборот.

       Значение  финансового  рычага  показывает  на  сколько  увеличится  /

уменьшится значение рентабельности собственного капитала  при  увеличении  /

уменьшении рентабельности чистых активов.

        Финансовый рычаг  рассчитывается  по  следующей  формуле:  =  Чистые

активы                 /                 Собственный                 капитал 
 

        Используя приведенные выше показатели  мы  можем  получить  следующую

формулу:

       Рентабельность продаж * Оборачиваемость  чистых активов  *  Финансовый

рычаг = (Операционный доход  /  Объем  продаж)  *  (Объем  продаж  /  Чистые

активы) * (Чистые активы / Собственный  капитал)  =  (Операционный  доход  /

Собственный капитал) 

       Теперь   для   получения   окончательной    формулы    рентабельности

собственного  капитала  необходимо  ввести  поправку,  чтобы   в   числители

фигурировала чистая прибыль.

       (Операционный доход/ Собственный  капитал)*

       (((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного  капитала, 

|где |ОД - операционный  доход;                                            |

|    |I - сумма  процентов по кредитам;                                    |

|    |Т - ставка налога на прибыль                                        | 
 

         Это значение отличается от  полученного  ранее,  так   как  здесь  не

учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов  и  затрат

из отчета о  прибылях и убытках.

       Схематично  формирование   показателя   рентабельности   собственного

капитала показано на рисунке 4. 

|Поправка на       | |   |               |   |   |                      |

|кредиты и налоги  | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|Финансовый рычаг  | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |Рентабельность        |

|                  | |   |               |   |   |собственного капитала |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|Оборачиваемость   | |   |               |   |   |                      |

|чистых активов    | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |Рентабельность |   |   |                      |

|                  | |   |чистых активов |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      |

|Рентабельность    | |   |               |   |   |                      |

|продаж            | |   |               |   |   |                      |

|                  | |   |               |   |   |                      | 
 
 

       Рис.4  Схема  формирования  показатели  рентабельности   собственного

капитала 

       Основными факторами, формирующими  частные  показатели  и  через   них

влияющими    на    рентабельность    собственного     капитала     являются: 

       Факторы операционной деятельности:

       •   рентабельность продаж;

       •  оборачиваемость чистых  активов.

       Факторы финансовой деятельности:

       •  финансовой рычаг;

       •   проценты и налоги.

       Рентабельность  активов  показывает  прибыль,  приносимую  всеми   без

исключения средствами предприятия,  независимо  от  их  вида  или  источника

формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли  к  общей  величине

актинов. Служит для  оценки  эффективности  бизнеса  в  целом  (а  не  только

эффективности собственного капитала).

       Коэффициент  реинвестирования  прибыли  -  характеризует  дивидендную

политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся  на  предприятии,

и, следовательно, служащий  дальнейшему  его  развитию.  Рассчитывается  как

отношение чистой  нераспределенной  прибыли  (реинвестированной  прибыли)  к

чистой прибыли  предприятия.

       Иногда,  для  сравнения   реинвестированной  прибыли   с   собственным

капиталом используют другую формулу этого показателя:

       Кг =  Реинвестированная  прибыль  /  Собственный  капитал   на  начало

периода

        Непосредственно для акционеров  компании будут предоставлять   интерес

следующие показатели рентабельности предприятия:

       Доходность  акционерного  капитала  -  объем   распределяемой   между

акционерами  прибыли  (дивидендов)  приходящийся  на  1  тенге  акционерного

капитала.

       Чистая  прибыль  на  акцию  -  величина  чистой  прибыли,  полученной

предприятием, приходящаяся на одну акцию.

       Дивиденд  на  акцию  -  прибыль   распределяемая  между   акционерами,

приходящаяся на одну акцию.

       Финансовые показатели предприятия  взаимосвязаны и улучшение одних   из

них может вызвать  ухудшение других, например:

       •   привлечение   заемного   капитала,   увеличивает   рентабельность

собственного  капитала,  но  понижает  финансовую   устойчивость   компании: 

       •  повышение оборачиваемости   влечет  за  собой  сокращение  величины

оборотных активов  и, следовательно, ухудшает ликвидность;

Информация о работе Прибыль и рентабельность