Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы
хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения
экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих
условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется
цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными
«архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
• привлечение долгосрочного
краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения
долгосрочной устойчивости.
В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности
подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую
устойчивость) [5, 63].
1.2.4. Факторный анализ показателей
рентабельности
На уровень и динамику
вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень
организации производства и управления; структура капитала и его
источников; степень использования производственных ресурсов; объем,
качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость
изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности
предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем
качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и
повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа
общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или
пятифакторную модель.
Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию
продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к
амортизации основных средств. Для практического применения модели к
затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и
полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых
сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия),
топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить
отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует
учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными
видами затрат.
В основе всех используемых
моделей лежит следующее
[pic] (1.14)
|где|
|R |- рентабельность
активов (капитала);
|Р |- прибыль
от реализации;
|К |- средняя
за период стоимость активов;
|F |- средняя
за период стоимость вне
|Е |- средние
остатки оборотных активов;
|[pi|- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости; |
|c] |
|[pi|- зарплатоемкость
продукции;
|c] |
|[pi|- материалоемкость
продукции;
|c] |
|[pi|- амортизациеемкость
продукции;
|c] |
|[pi|- фондоемкость
продукции по внеоборотным
|c] |
|[pi|- фондоемкость
продукции по оборотным
|c] |закрепления
оборотных активов).
Рентабельность активов тем
выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем
ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим
элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния
отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных
подстановок или
по интегральному методу оценки факторных
влияний.
1.2.5. Трехфакторная
модель анализа рентабельности
[pic], (1.15)
где [pic] - прибыль продукции
[pic]; (1.16)
[pic]- фондоемкость ( капиталоемкость) продукции по основному капиталу:
[pic]; (1.17)
[pic]- оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному
капиталу):
[pic]. (1.18)
В данной модели фактор
величиной [pic], обратной
среднему числу оборотов [2, 57].
1.2.6. Методы повышения
убыточности и
малорентабельности
Многообразие показателей
поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в
факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы
выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние
внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и
ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции,
прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в
тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь
этих показателей можно отразить следующим образом:
|Объем продукции|= |Объем продукции в |[| |
|в стоимостном | |физических единицах (q) |p|Цена единицы продукции |
|выражение (N) | | |i|(Ц) |
| | | |c| |
| | | |]| |
|Затраты на |= |Объем использованных | |Цена единицы ресурса (С) |
|производство в | |ресурсов (в натуральном | | |
|денежном | |выражение)(z) |[| |
|выражение(S) | | |p| |
| | | |i| |
| | | |c| |
| | | |]| |
|Доходность |= |Производительность |[|Возмещение затрат в цене |
|(N/S) | |ресурсов (q/z) |p|продукта (Ц/С) |
| | | |i| |
| | | |c| |
| | | |]| |
|Прибыль (N-S) |= |Объем продукции в |-|Затраты на производство в|
| | |стоимостном выражении | |денежном выражении |
|
| |(q[pic]Ц)
| |(z[pic]C)
|
Доходность производства
коэффициента
единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют
финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно
характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой
продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет
роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь
данных показателей в
появиться возможность обычным методами факторного анализа дать
количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности
на доходность предприятия и прибыль.
Имеем:
[pic] (1.19)
или в развернутом виде:
[pic], (1.20)
где J- индекс роста соответствующего показателя;
1;0- означают, что показатели исчислены за отчетный и базисный
периоды соответственно.
Влияние изменения
определяется методом цепных подстановок:
[pic], (1.21)
Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой
производительности:
[pic] (1.22)
В целом общее изменения доходности за период балансируется с
факторными отклонениями:
[pic]. (1.23)
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за
изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль
внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из
условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции
за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не
сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора
цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным
образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением
промышленной
материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин,
оборудования и т. д.)
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его
производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью
анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы: