Прибыль и рентабельность предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей работы любого предприятия или организации есть получение прибыли. Это один из главных факторов, влияющих на:
- расширение производства;
- внедрение более усовершенствованных технологий;
-экономическую стабильность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия
1.1. Основное понятие прибыли предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли………5-7
1.2. Планирование прибыли ……………………………………………..…..8-13
1.3. Распределение прибыли …………………………………………….…14-15
Глава II. Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия
2.1. Понятие рентабельности, ее виды и экономическое содержание.......16-23
2.2. Запас финансовой прочности……...…………………………………….…24
Глава III. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «МГТС»
3.1. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО «МГТС».........25-30
Заключение …………………………………………………………………..31-32
Список использованной литературы …………………………..…33
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая-эк теория.docx

— 133.72 Кб (Скачать)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

   «Академия труда и социальных  отношений»


 

Заочный факультет  

Кафедра  экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Прибыль и рентабельность предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил:

 Студентка 1 курса 

группы 3м-с11

 Карпова О.Е.

                                                                                                                                            

  

Проверил:

Иванов В.Т.

 

 

 

 

Москва – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия

1.1. Основное понятие прибыли предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли………………………………………………………………5-7

1.2. Планирование прибыли ……………………………………………..…..8-13

1.3. Распределение прибыли …………………………………………….…14-15

Глава II. Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия

2.1. Понятие рентабельности, ее виды и экономическое содержание.......16-23

2.2. Запас финансовой прочности……...…………………………………….…24

Глава III. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «МГТС»

3.1. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО «МГТС».........25-30

Заключение  …………………………………………………………………..31-32

Список  использованной литературы ………………………………………..…33

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Основной задачей работы любого предприятия или организации  есть получение прибыли. Это один из главных факторов, влияющих на:  
- расширение производства;  
- внедрение более усовершенствованных технологий;  
-экономическую стабильность.  
        Но при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.

Актуальность данной темы состоит в том, что для обеспечения выживаемости предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Цель данного исследования является раскрытие основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- определить значение прибыли и рентабельности организации;

- выявить факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельность организации;

- рассмотреть механизм распределения и использования прибыли и рентабельности в современных условиях;

- дать краткую характеристику экономических элементов деятельности изучаемого субъекта исследования.

Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.

Субъектом исследования является открытое акционерное общество «московская городская телефонная сеть».

В данной работе я рассмотрела основные понятия прибыли и рентабельности, опираясь на их прямое взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия

1.1.  Основное понятие прибыли предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли

 

Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с  получением валового дохода.  
        Валовой доход – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, то есть включающий в себя оплату труда и прибыль (приложение 1-рис.1). 
        Конечный финансовый результат (валовая прибыль или валовой убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.  
        Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы (приложение 1-рис.2).  
        Вторая составляющая валовой прибыли предприятия – прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (приложение 2-рис.3). Третья составляющая валовой прибыли – прибыль от внерелизационных операций, то есть от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др. [1, стр. 23] 
        Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (приложение 2-рис.4).  
        К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.  
        Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.  
        Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.  
        Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.  
        К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др. [1, стр. 41] 
        При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.  
        В индустриально развитых странах (США, Канада, Германия, Англия, Франция, Италия и др.) широкое распространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия с помощью метода «затраты – выпуск». В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного, финансового и чрезвычайного результатов. По каждому из видов деятельности производится соизмерение затрат с выпуском продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат. Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой – деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в капитале сторонних предприятий, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной – деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.). [4, стр. 52]

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Планирование прибыли

 

Определяющая роль прибыли требует  правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность предприятия.  
        Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом. [5, стр. 39] 
        Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:  
1)    прибыль от реализации товарной продукции;  
2)    прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;  
3)    прибыль от реализации имущества;  
4)    прибыль от внерелизационных доходов. [5, стр. 42] 
        Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.  
        Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:  
П = (В х Ц) – (В х С),        (1)  
где П – плановая прибыль;  
    В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;  
    Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);  
    С – полная себестоимость продукции.  
        Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.     
        Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.  
        Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.  
        Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.  
        При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:  
1)    определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;  
2)    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;  
3)    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.  
        При этом методе прибыль по сравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и коней периода.  
        Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).  
        В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.  
        Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.  
        Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.  
        Кроме вышеназванных, существуют методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость -объем -прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства. [5, стр. 44] 
        Ключевыми элементами операционного анализа служат:  
1)  производственный (операционный) рычаг;  
2)  порог рентабельности;  
3)    запас финансовой прочности предприятия.  
        Использование этих ключевых элементов в системе операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.  
        Известно, смешанные затраты в среднем составляют небольшой удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изме6нения переменных или постоянных затрат.  
        На использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде.  
        Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под которым в предпринимательской терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.  
        То есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.  
        Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, то есть каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.  
        При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.  
        Сила воздействия «производственного рычага» в значительной степени зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.  
        Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности. [9, стр. 432] 
        Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть  
Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0,        (2)  
или, 
Порог рентабельности = Постоянные затраты/ Валовая маржа в относительном выражении.                                                      (3) 
        Разница достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть  
Запас финансовой прочности =  
= Выручка от реализации – Порог рентабельности.        (4) [2, стр. 763] 
        Сила воздействия операционного «рычага», как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных издержек.  
        Так, для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.  
        Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития. [6, стр. 32]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Распределение прибыли

 
        Распределение и использование прибыли является важным процессом, обеспечивающим как потребности развития предприятия, так и формирование доходов государственного бюджета.  
        Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.  
        В зависимости от объективных условий на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли – как до перехода к рыночным отношениям, так и условиях их развития – является обеспечение оптимального соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.  
        Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрения, кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, возникает объективная необходимость в оптимальной системе распределения прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. [11, стр. 128] 
        Экономически обоснованная система распределении прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать финансовыми ресурсами потребности предприятия ( приложение 3- табл.1). 
       Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли.  
        Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим чистая прибыль направляется:  
- на финансирование НИОКР;  
- модернизацию производства;  
- улучшение качества продукции;  
- техническое перевооружение и реконструкцию производства. [5, стр. 63] 
        За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды налогов и сборов.  
        Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских нужд. Так, из прибыли выплачиваются единовременные пособия и вознаграждения; дивиденды по акциям и вкладам членов трудовых коллективов и т.д.  
        Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только базой финансирования производственного и социального развития, но и является источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых предприятиями в случае нарушения действующего законодательства.  
        В условиях рыночных отношений у предприятий возникает необходимость резервировать часть средств в связи с проведением рисковых операций. Поэтому предприятия вправе создавать финансовый резерв, то есть рисковый фонд.  
        По мере развития предприятия, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсорской деятельности, благотворительные нужды.  
        Итак, рост чистой прибыли, создающий условия хозяйственного развития предприятия, является важнейшим фактором укрепления предпринимательской деятельности. [10, стр. 322]

 

Глава II.  Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия

2.1.  Понятие рентабельности, ее виды и экономическое содержание

 

Одним из важнейших показателей  деятельности предприятия является рентабельность.  
        Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.  
        К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:  
1.     Рост объема производства продукции;  
2.     Снижение ее себестоимости;  
3.     Сокращение времени оборота основных производственных фондов и        оборотных средств;  
4.     Рост массы прибыли;  
5.     Лучшее использование фондов;  
6.     Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;  
7.     Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. [3, стр. 337] 
        Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.  
        По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий( Рпр. )и рентабельность продукции (Рпрод.).   Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов(Фоп) и

оборотных средств (Фоб):  
Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) х 100%        (5)  
        Второй показатель рентабельности выражается отношением балансовой прибыли (П) к себестоимости готовой продукции (С):  
Рпр = (П / С) х 100%        (6) [4, стр. 77] 
        Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.  
        В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.  
        Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.  
        Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет. [7, стр. 132] 
        Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает влияние еще ряд факторов – изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно резкие основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с повышением качества продукции или снижения из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка потребителей некоторыми изделиями или в связи с переходом на новую технику и технологию производства). Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждый рубль авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.  
        Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. [5, стр. 112] 
        Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.  
        Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:  
- показатели рентабельности продукции;  
- показатели рентабельности капитала (активов);  
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.  
        Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например:  
 
Рис. 2.1. Пример формирования показателей рентабельности первой группы  
Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (Ко) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации  
        Ко = По / Ро ;        (7)           
        К1 = П1 / Р1         (8)  
        или  
        Ко = (Ро - Со) / Ро;        (9)  
        К1 = (Р1 – С1) / Р1;        (10)  
          К = К1 – Ко,        (11)  
где По, П1 – прибыль от реализации в отчетном и базисном периодах соответственно;  
        Р1, Ро – реализация продукции (работ, услуг) соответственно;  
        С1, Со – себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;  
          К – изменение рентабельности за анализируемый период.  
        Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок)  
КN = (Р1 – Со) / Р1 – (Ро – Со) / Ро.        (12)  
        Соответственно влияние изменения себестоимости составит  
КS = (Р1 – Со) / Р1 – (Р1 – Со) / Р1.        (13)  
        Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал.  
   
Рис. 2.2. Пример формирования показателей рентабельности второй группы  
        Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.  
        Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д.  
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.  
Рассмотрим следующую очевидную зависимость:                                        

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятий