Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа
Основной задачей работы любого предприятия или организации есть получение прибыли. Это один из главных факторов, влияющих на:
- расширение производства;
- внедрение более усовершенствованных технологий;
-экономическую стабильность.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Прибыль как основной показатель финансовой деятельности предприятия
1.1. Основное понятие прибыли предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли………5-7
1.2. Планирование прибыли ……………………………………………..…..8-13
1.3. Распределение прибыли …………………………………………….…14-15
Глава II. Рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия
2.1. Понятие рентабельности, ее виды и экономическое содержание.......16-23
2.2. Запас финансовой прочности……...…………………………………….…24
Глава III. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «МГТС»
3.1. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ОАО «МГТС».........25-30
Заключение …………………………………………………………………..31-32
Список использованной литературы …………………………..…33
Приложение
Рис. 2.3. Связь между рентабельностью
и фондоотдачей
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью
всех активов (или производственных активов),
рентабельностью реализации и фондоотдачей
(показателей оборота производственных
фондов). Экономическая связь заключается
в том, что формула прямо указывает пути
повышения рентабельности: при низкой
доходности продаж необходимо стремиться
к ускорению оборота производственных
активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель
рентабельности.
Рис. 2.4. Факторная модель рентабельности
Как видим, рентабельность собственного
(акционерного) капитала зависит от изменений
уровня рентабельности продукции, скорости
оборота совокупного капитала и соотношения
собственного и заемного капитала. Изучение
подобных зависимостей имеет большое
значение для оценки финансового состояния
предприятия, оценки степени результатов
его деятельности. Из этой зависимости
следует, что при прочих равных условиях
отдача акционерного капитала повышается
при увеличении доли заемных средств в
составе совокупного капитала.
Третья группа показателей рентабельности
формируется на базе расчета уровня рентабельности
аналогично показателям первой и второй
групп, однако вместо прибыли в расчет
принимается приток денежных средств.
Например:
Рис. 2.5. Формирование показателей рентабельности
третей группы
Данные показатели дают представление
о степени возможности предприятия обеспечить
кредиторов, заемщиков и акционеров наличными
денежными средствами в связи с использованием
имеющегося у него производственного
потенциала. Концепция рентабельности,
исчисляемая на основе притока денежной
наличности, широко применяется в странах
с развитой рыночной экономикой. Она более
приоритетна, потому что операции с денежными
потоками являются существенным признаком
интенсивного типа производства, признаком
«здоровья» экономики и финансового состояния
предприятия. Переход на использование
этой концепции требует перестройки отчетности
предприятий. Эта работа в настоящее время
находится лишь в начальной стадии.
Многообразие показателей рентабельности
определяет альтернативность поиска путей
ее повышения. Каждый из исходных показателей
раскладывается в факторную систему с
различной степенью детализации, что задает
границы выявления и оценки производственных
резервов. При анализе путей повышения
рентабельности важно разделять влияние
внешних и внутренних факторов. Такие
показатели, как цена продукта и ресурса,
объем потребляемых ресурсов и объем производства
продукции, прибыль от реализации и рентабельность
(доходность) продаж находятся между собой
в тесной функциональной связи. [7, стр.
204]
Рентабельность большинства промышленных
предприятий страны (как к фондам, так
и к себестоимости) заметно падает. Причем
рентабельность к фондам падет значительно
быстрее, чем этот показатель, исчисленный
по отношению к себестоимости. Подобное
положение объясняется тем, что стоимость
основных фондов, которые представляют
определяющую часть в знаменателе формулы
уровня рентабельности к фондам, растет
более высокими темпами, чем себестоимость
продукции. Основные фонды оказывают как
непосредственное (через амортизацию),
так и косвенное (через производительность
труда) влияние на себестоимость продукции.
Более низкие темпы роста себестоимости
со стоимостью основных фондов определяются
также тем, что повышение себестоимости
в определенной степени компенсируется
роста производительности труда.
Рост рентабельности объективно свидетельствует
о повышении эффективности работы предприятия,
увеличение не только получаемой суммы
прибыли, но и относительного повышения
доходов на каждый рубль затрат.
Достижение положительных результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда. [4, стр. 86]
2.2. Запас финансовой прочности
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.
1. В абсолютном выражении:
Зфин = Qплан – Qmin
2. В относительном выражении:
Зфин = (Qплан – Qmin) / Qплан
где Q — количество единиц продукции.
Показатель финансовой прочности, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.
3. В стоимостном выражении:
Зфин = Qплан * Р – Qmin* Р
где Р — цена изделия.
Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер. [12, стр. 460]
Глава III. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «МГТС»
3.1. Анализ прибыли и
ОАО “МГТС” - одна из крупнейших телефонных компаний в мире. Основным видом деятельности компании является предоставление услуг телефонной связи на территории Москвы и ближайшего Подмосковья.
Компания ОАО «МГТС» занимает одну из ведущих позиций на Московском рынке фиксированной связи и предоставляет телекоммуникационные услуги физическим лицам, бюджетным организациям, а также предприятиям города Москвы.
Основная цель компании– обеспечение растущего рынка комплексом как традиционных, так и новых услуг связи на более высоком качественном уровне, отвечающем современным требованиям абонентов. Реализация данного подхода даст возможность не только генерировать устойчивые денежные потоки, но и обеспечит стабильный рост доходов акционеров.
МГТС является коммерческой организацией, с организационно-правовой формой – Открытое Акционерное Общество
- уставный капитал – 3 831 802 000 рублей.
- количество размещенных акций – 95 795 050 штук, в том числе:
- обыкновенные именные акции – 79 829 200 штук,
- привилегированные именные акции – 15 965 850 штук.
- номинальная стоимость одной акции – 40 рублей.
Прибыль.
В 2010 году МГТС получена выручка в размере 28 663 682 тыс. руб., что на 4,4% выше уровня 2009 года. Основную часть выручки (81,3%) составляют доходы от предоставления услуг связи.
Выручка от реализации прочих работ и услуг в отчетном году составила 5 365 760 тыс. руб., в т. ч. 2 714 355 тыс. руб. получено по договорам на аренду места в кабельной канализации и 1 213 142 тыс. руб. – от предоставления комплекса ресурсов сторонним организациям, размещающим технологическое оборудование на производственных площадях МГТС.
Структура и динамика доходов
№ п/п |
Наименование показателя |
2009 год, тыс. руб. |
2010 год, тыс. руб. |
Темп роста/ снижения, % |
1 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
27 466 273 |
28 663 682 |
104,4 |
1.1 |
Доходы от услуг связи – всего, в т. ч.: |
22 668 282 |
23 297 922 |
102,8 |
1.1.1 |
Городская телефонная связь – всего, в т. ч.: |
13 996 633 |
14 683 124 |
104,9 |
|
390 857 |
258 929 |
66,3 | |
|
6 689 686 |
7 236 811 |
108,2 | |
– от переменной составляющей |
3 352 680 2 349 634 |
3 507 545 2 406 446 |
104,6 102,4 | |
|
1 213 776 |
1 273 393 |
104,9 | |
1.1.2 |
Внутризоновые соединения |
3 363 825 |
3 949 909 |
117,4 |
1.1.3 |
Документальная электросвязь |
2 014 475 |
1 790 798 |
88,9 |
|
1 856 163 |
1 286 788* |
69,3 | |
|
155 633 |
501 154 |
322,0 | |
|
2 679 |
2 856 |
106,6 | |
1.1.4 |
Соединения, предоставленные с использованием всех типов таксофонов |
10 776 |
5 812 |
53,9 |
1.1.5 |
Присоединение и пропуск трафика |
3 282 573 |
2 868 279 |
87,4 |
|
1 305 366 |
840 981* |
64,4 | |
|
1 977 207 |
2 027 298 |
102,5 | |
1.2 |
Прочие валовые доходы, из них: |
4 797 991 |
5 365 760 |
111,8 |
|
2 420 852 |
2 714 355 |
112,1 | |
|
966 055 |
1 213 142 |
125,6 |
В 2010 году доходы от услуг связи увеличились по сравнению с 2009 годом на 2,8%, или на 629 640 тыс. руб., в основном за счет:
Основная часть доходов от услуг связи 13 877 327 тыс. руб. (59,6%) получена от предоставления услуг связи населению. Юридическим лицам оказано услуг на сумму 9 420 595 тыс. руб. (40,4%).
Расходы.
Общая сумма израсходованных средств на персонал МГТС в 2010 году составила 5 419,4 млн руб. против 5 778,9 млн руб. в 2009 году.
Компания проводит политику, направленную на создание благоприятных условий труда и отдыха работников, формирование положительного имиджа «предпочтительного работодателя. Несмотря на кризисные процессы, происходящие в экономике, в 2011 году было запланировано повышение уровня заработной платы работников МГТС.
Эффект финансового рычага – это прирост к рентабельности собственного капитала, полученный в результате использования заемного капитала в структуре финансирования.
Рассчитаем эффект финансового рычага для компании ОАО «МГТС» за 3 года по формуле:
ЭФР=(1-Нпр)*(ЭкRe-%ФИЗК)* |
ЗК |
СК |
Для начала рассчитаем показатели, участвующие в расчете ЭФР:
Нпр
2008 год 23,5%
2009 год 42,5%
2010 год 17,8%
%ФИЗК= |
∑ФИзк |
*100% |
∑ЗК |
2008 год 16,19%
2009 год 16,79%
2010 год 0,08%
ПФР
2008 год 0,16
2009 год 0,13
2010 год 0,10
Дифференциал = ЭкRe - %ФИЗК
2008 год 15,89% - 16,19% = -0,3%
2009 год 14,27% - 16,79% = - 2,52%
2010 год 15,10% - 0,08% = 15,02%
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Нпр |
23,5 |
42,5 |
17,8 |
ПФР |
0,16 |
0,13 |
0,1 |
Дифференциал |
-0,3 |
-2,52 |
15,02 |
ЭФР |
-3,67 |
-18,84 |
123,46 |
Так как дифференциал по двум годам 2008-09 меньше 0, то для функционирования развития и реализации проектов, целесообразно использовать собственный капитал в виде накопленной нераспределенной прибыли. [8, стр. 351]
Рентабельность собственного капитала за анализируемый период менялась, к 2010 году показатель увеличился.
Заключение
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Исходя из курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. прибыль - конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность - доходность, прибыльность предприятия;
2. При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли - рентабельность.
3. Прибыль компании ОАО «МГТС» идет на выплату дивидендов акционерам, развитие основного производства в целях увеличения имущества предприятия, а также на финансовые вложения для получения прибыли, на выплату единовременных поощрений и др.. Судя по показателю рентабельности , предприятие ОАО «МГТС» является рентабельным.
4. Устойчивое финансовое положение ОАО “МГТС”, прогнозируемый стабильный рост прибыли, успешная реализация инвестиционных проектов компании и действия ее руководства, направленные на повышение привлекательности ОАО “МГТС”(успешное размещение еврооблигаций, вывод акций на внешний фондовый рынок и т. п.) позволяют прогнозировать рост рыночной стоимости компании в долгосрочной перспективе. В краткосрочной же и среднесрочной перспективах акции ОАО “МГТС” нельзя расматривать в качестве привлекательного объекта инвестирования - вследствие нестабильности общерыночной конъюнктуры и инертности курсовой стоимости акций 0АО.
Рентабельность и прибыль тесно связаны между собой. Рост рентабельности объективно свидетельствует об увеличении получаемой прибыли. Другими словами, при росте прибыли создаются условия для увеличения рентабельности.