Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение прибыли и рентабельности торгового предприятия.
Исходя из цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность прибыли и рентабельности;
показать особенности формирования прибыли и рентабельности на предприятиях розничной торговли;
раскрыть механизм распределения и использования прибыли на предприятиях розничной торговли;
раскрыть значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности;
провести анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой прибыли розничной торговли;
провести анализ использования балансовой прибыли;
произвести расчет резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности торгового предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие прибыли, подход к ее формированию и ее
использование в розничной торговле…………………………………
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности………………
1.2. Особенности формирования прибыли и рентабельности на
предприятиях розничной торговли…………………………………..
1.3. Механизм распределения и использования прибыли на
предприятиях розничной торговли………………………………….
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли………………..
2.1. Значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности…
2.2. Анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой
прибыли розничной торговли…………………………………………..
2.3. Анализ использования балансовой прибыли ………………………….
Глава 3. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности
предприятия розничной торговли…………………………………….
3.1. Расчет резервов увеличения прибыли………………………………..
3.2. Планирование рентабельности предприятия и факторы ее роста….
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

7диплом.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

     Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной  торговли 
 

 

      Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………. 

    Глава 1. Понятие прибыли, подход к ее формированию и ее

    использование в розничной торговле…………………………………

1.1. Экономическая  сущность прибыли и рентабельности………………

    1.2. Особенности  формирования прибыли и рентабельности  на 

    предприятиях  розничной торговли…………………………………..

1.3. Механизм  распределения и использования  прибыли на 

    предприятиях  розничной торговли………………………………….

Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли………………..

2.1. Значение  и задачи обеспечения анализа  прибыли и рентабельности…

2.2. Анализ  основных факторов, влияющих на  изменение валовой 

    прибыли розничной торговли…………………………………………..

2.3. Анализ  использования балансовой прибыли  ………………………….

Глава 3. Резервы увеличения прибыли и  роста рентабельности

    предприятия розничной торговли…………………………………….

3.1. Расчет  резервов увеличения прибыли………………………………..

3.2. Планирование рентабельности предприятия и факторы ее роста…. 

Заключение  ……………………………………………………………….. 

Список  использованной литературы…………………………………….. 
 
 

 

      Введение 

     В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль  при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

     Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

     Обобщающим  показателем экономической эффективности  производства является показатель рентабельности.

     Рентабельность  определяется как отношение прибыли  к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

     Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой  формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

     В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

     Прибыль и рентабельность как результирующие показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия зависят от цены продукции и затрат на ее реализацию. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.

     Основной  источник денежных накоплений торгового предприятия – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом на производство и реализацию этой продукции.

     Целью дипломной работы является рассмотрение прибыли и рентабельности торгового предприятия.

     Исходя  из цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть экономическую сущность прибыли и рентабельности;
    • показать особенности формирования прибыли и рентабельности на предприятиях розничной торговли;
    • раскрыть механизм распределения и использования прибыли на предприятиях розничной торговли;
    • раскрыть значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности;
    • провести анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой прибыли розничной торговли;
    • провести анализ использования балансовой прибыли;
    • произвести расчет резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности торгового предприятия.

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

     В первой главе раскрывается понятие прибыли, подход к ее формированию и ее использование в розничной торговле.

     Во  второй главе рассматривается анализ формирования и использования прибыли.

     Третья  глава описывает резервы увеличения прибыли и роста рентабельности предприятия розничной торговли. 
 
 

 

      Глава 1. Понятие прибыли, подход к ее формированию и ее использование  в розничной торговле

     1.1. Экономическая сущность  прибыли и рентабельности 

     Конечной  целью и движущим мотивом предпринимательской  деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства.1

     Экономическая природа прибыли трактуется по-разному  различными представителями экономической  науки. Следует отметить, что эта  категория интересовала экономистов  с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой.

     К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю – как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом.

     В неоклассической теории прибыли  объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами.

     Прибыль – главная цель предпринимательской  деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.

     По  своей экономической природе  прибыль выступает как часть  стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника  материального производства2.

     Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

     На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

     На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. На рынке товаров  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

     Трудовой  коллектив заинтересован как  в повышении оплаты труда, так  и в росте прибыли, поскольку  последняя в условиях конкуренции  является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Прибыль - это часть чистого дохода, который  непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции.3 Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.                 

     Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет определенные функции.

     Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

     Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Информация о работе Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной торговли