Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение прибыли и рентабельности торгового предприятия.
Исходя из цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность прибыли и рентабельности;
показать особенности формирования прибыли и рентабельности на предприятиях розничной торговли;
раскрыть механизм распределения и использования прибыли на предприятиях розничной торговли;
раскрыть значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности;
провести анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой прибыли розничной торговли;
провести анализ использования балансовой прибыли;
произвести расчет резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности торгового предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие прибыли, подход к ее формированию и ее
использование в розничной торговле…………………………………
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности………………
1.2. Особенности формирования прибыли и рентабельности на
предприятиях розничной торговли…………………………………..
1.3. Механизм распределения и использования прибыли на
предприятиях розничной торговли………………………………….
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли………………..
2.1. Значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности…
2.2. Анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой
прибыли розничной торговли…………………………………………..
2.3. Анализ использования балансовой прибыли ………………………….
Глава 3. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности
предприятия розничной торговли…………………………………….
3.1. Расчет резервов увеличения прибыли………………………………..
3.2. Планирование рентабельности предприятия и факторы ее роста….
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

7диплом.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

     Фонд  потребления может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия при уходе на пенсию и т.д.).

     В процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы  по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

     Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия  равна произведению двух факторов чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли. Значит, для расчета их влияния  можно использовать один из приемов  детерминированного факторного анализа.

     В фонд накопления чистая прибыль поступает на совершенствование технологии и организацию производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции, на приобретение основных средств. В фонд потребления – на улучшение условий организации труда, на стимулирование работников.

     Материальная  помощь включает расходы на бесплатное питание работников.

     Руководителю  предприятия необходимо с каждым годом увеличивать сумму отчислений в фонды. От этого зависит дальнейшая производственная деятельность предприятия.

     Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

 

      Глава 3. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности предприятия розничной торговли

     3.1. Расчет резервов  увеличения прибыли 

     Изменение социально-экономического развития государства  в период перехода к  рыночным отношениям приводит к качественным структурным  сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост  денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

     Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

     Основными источниками резервов увеличения суммы  прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.2). 
 

     Рис 2. Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции15 

 
 

     1. Для определения резервов роста  прибыли за счет резервов увеличения  объема реализации продукции  необходимо выявленный ранее  резерв роста объема реализации  продукции умножить на фактическую  прибыль в расчете на единицу  продукции соответствующего вида: 

     

 

     2. Резервы увеличения прибыли за  счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

     

 

     3. Что касается такого фактора, как качество продукции, то в данном случае его рассматривать нецелесообразно, поскольку предприятие выпускает продукцию только одного сорта в соответствии с требованиями ГОСТа.

     4.  Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.

     Конечно, этот резерв следует использовать очень  осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.

     Уровень среднереализационных цен может  быть увеличен путем поиска более  выгодных рынков сбыта, где эту продукцию  возможно реализовать по более высоким ценам.

     Освоение  резервов роста прибыли на имеющихся  производственных мощностях без  дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат, позволит увеличить не только прибыли предприятия, но и запас его финансовой прочности.

     В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста  прибыли. 
 
 

 

      3.2. Планирование рентабельности предприятия и факторы ее роста 

     В рыночных отношениях значительно расширяется  применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.

     Многообразие  показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

     При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

       Доходность реализации продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

     В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями:

     

. 

     Основными источниками резервов повышения  уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение расходов на ее реализацию. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:16 

     

, 

     где Р­R – резерв роста рентабельности;

     Rв   – рентабельность возможная;

     Rф  – рентабельность фактическая;

     Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

     VРПвi - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

     Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

     Пф  – фактическая прибыль от реализации продукции;

     Иф - фактическая сумма затрат по реализованной  продукции.17 

     Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов. При расчете этого показателя в числитель можно подставлять общую прибыль, а в знаменатель — среднегодовую стоимость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся материальных запасов и других наличных ценностей.

     При планировании рентабельности отечественных  предприятий, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применяться показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:

  • выбор показателей, необходимых для осуществления стратегических и текущих задач;
  • расчет основных финансовых показателей, характеризующих 
    степень эффективности производства и состояние финансов предприятия;
  • сравнение расчетных показателей с соответствующими корпоративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значениями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;
  • использование полученных показателей при составлении финансовых планов предприятия и его подразделений и выборе стратегии и тактики их будущего развития.

     Среди множества известных финансовых показателей, помимо рассмотренных значений прибыли и рентабельности, важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности. 

 

      Заключение 

     В данной работе были рассмотрены прибыль  и рентабельность на предприятиях розничной  торговли. Мы выяснили, что эти два показателя деятельности предприятий являются наиважнейшими не только для предприятий розничной торговли, но и для всех предприятяий.

     Значимость  экономического анализа таких важнейших  показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

     Анализ  прибыли и рентабельности предприятия  позволяет выявить большое число  тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

     Ввиду того, что современная экономическая  жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

     Полученная торговым предприятием прибыль используется на выполнение обязательств перед государством и на ведение производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому важно оценить источники ее формирования, резервы роста, влияние различных факторов на ее величину и проводить ее детальный анализ, так как абсолютная величина в недостаточной мере характеризует экономическую эффективность работы предприятия.

     Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

Информация о работе Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной торговли