Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение прибыли и рентабельности торгового предприятия.
Исходя из цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность прибыли и рентабельности;
показать особенности формирования прибыли и рентабельности на предприятиях розничной торговли;
раскрыть механизм распределения и использования прибыли на предприятиях розничной торговли;
раскрыть значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности;
провести анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой прибыли розничной торговли;
провести анализ использования балансовой прибыли;
произвести расчет резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности торгового предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие прибыли, подход к ее формированию и ее
использование в розничной торговле…………………………………
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности………………
1.2. Особенности формирования прибыли и рентабельности на
предприятиях розничной торговли…………………………………..
1.3. Механизм распределения и использования прибыли на
предприятиях розничной торговли………………………………….
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли………………..
2.1. Значение и задачи обеспечения анализа прибыли и рентабельности…
2.2. Анализ основных факторов, влияющих на изменение валовой
прибыли розничной торговли…………………………………………..
2.3. Анализ использования балансовой прибыли ………………………….
Глава 3. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности
предприятия розничной торговли…………………………………….
3.1. Расчет резервов увеличения прибыли………………………………..
3.2. Планирование рентабельности предприятия и факторы ее роста….
Заключение ………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

7диплом.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

     Указанные суммы не исключаются из валовой  прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом по установленным  ставкам у источника их выплаты.

     Для арендных торговых предприятий, созданных  на основе аренды имущества государственных  предприятий, сумма налога на прибыль  уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку арендная плата подлежит взносу в бюджет в установленном порядке.

     Существует  великое множество показателей  рентабельности, главным из которых  является показатель общей экономической  рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле: 

     Р  =  П / Т * 100,9

     где   Р - общая экономическая рентабельность   хозяйственной деятельности торгового  предприятия;

           П - сумма прибыли (валовой или чистой);

           Т - объем товарооборота ( без НДС).

     Следующим показателем является показатель, характеризующий  эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле: 

     Р  =  П / К *100,10

     где    П - сумма прибыли торгового предприятия,

           К  - средняя величина собственного капитала.

     Этот  показатель имеет важное значение для  акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового  предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить  потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.

     Показатель  рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле: 

     Р  =  П / ОФ *100,11

     где    П - сумма прибыли;

     ОФ - средняя стоимость основных фондов;

     Аналогично  высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости  основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют  и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов: 

     Р  = (П / (ОФ + МС) * 100),12

     где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.

     Если  торговое предприятие арендует помещения  или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя  величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

     Наряду  с основными показателями рентабельности используется большое количество частных  показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность  затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.

 

      1.3. Механизм распределения  и использования  прибыли на предприятиях  розничной торговли 

     Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

    • обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;
    • накопление собственного капитала;
    • выполнение обязательств перед государственным бюджетом.

     Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается в форме налогов (38—45% валовой прибыли), которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.

     Налоговым Кодексом Республики Таджикистан предоставляется право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза.

     Кроме того, законом разрешено за счет валовой прибыли покрывать расходы, которые связаны с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование капитальных вложений. Если предприятие эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в общем порядке.          

     Цель  анализа распределения прибыли  — установить, насколько рационально  распределяется и используется прибыль  с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

     Для дивидендов, на которых полностью  отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционерного общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничителей распределения прибыли становиться их курс. Существенные изменения в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе (рыночной стоимости) акции.

     За  рубежом широко применяется метод  участия работников крупной фирмы  в ее прибылях. Так, в американской корпорации "Филипп Морис" в фонд участия персонала в прибылях перечисляется 3 % прибыли до вычета налогов. Эта сумма распределяется между сотрудниками пропорционально их окладам. Причем деньги выплачиваются не сразу, а размещаются в различного рода акции. Сотрудник корпорации может их получить лишь после ухода с предприятия. В корпорации "Дженерал моторз" отчисления в этот фонд не превышают 12 % прибыли, равной по величине 6—15 % капитала, и 6 % той прибыли, которая превышает 15 % капитала.

     Если  суммы уставного капитала и фонда  накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

     Когда сумма средств для потребления  больше уставного капитала, предприятие  — потенциальный банкрот, происходит "проедание" имущества предприятия, деятельность которого может характеризоваться убытками. Выявленные пропорции (в процентном соотношении) использования чистой прибыли характеризуют распределительную политику руководства предприятия. Так, соотношение фондов потребления и фондов накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании. Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляются инвестирование капитального строительства, расширение и реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребности в оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения.

     Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления.

     Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

     Торговля  — это наиболее выгодная отрасль  капитальных вложений, так как срок их окупаемости сравнительно невелик, а прибыль на вложенный капитал обеспечивает быструю окупаемость вложений. Применение более квалифицированной рабочей силы, прибыльное размещение капитала, внедрение новых технологий бизнеса зависят от такого фактора, как предпринимательская способность руководства предприятия.

     В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акционеров» учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределении чистой прибыли.

     Во  Франции действует несколько  иной механизм участия в прибылях. В резервный фонд участия персонала в прибылях зачисляется половина прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. Средства из этого фонда распределяются между трудящимися пропорционально их заработной плате. При этом действует ограничение на максимальную величину зарплаты, а также устанавливается потолок заработной платы, на которую она начисляется. Следует отметить, что средства, направленные в специальный фонд участии в предшествующем периоде, вычитаются из суммы налога облагаемой прибыли за отчетный период. Порядок использования средств фонда участия имеет некоторые особенности. Средства, поступившие в этот фонд, не могут быть изъяты в течение пяти лет. Однако доходы из этого фонда распределяются между трудящимися ежегодно.

     Разность  между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль.

     Следует подчеркнуть, что в Таджикистане до 1993 г. показатель нераспределенной прибыли в бухгалтерских балансах отсутствовал, поскольку всю прибыль отчетного года распределяли в установленном порядке, а свободную ее часть присоединяли к уставному фонду. С развитием рыночных отношений нераспределенная прибыль прошлых лет становится устойчивой, долговременно функционирующей добавочной частью собственного капитала (добавочным капиталом) предприятия.

     Нераспределенная  прибыль принципиально новый показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления.

     Следует отметить, что прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, не может  быть полностью отнесена к собственному капиталу.

     Все фонды потребления, даже такие накопления, как вложения в социальную сферу (например, строительство пансионата), к собственному капиталу не относятся. Это не капитал предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало коллективу на улучшение его социальных нужд.

     В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, зарезервированная или направленная на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капитальных вложений), материальное поощрение работников.

     Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления.

     В аналитическом учете и бухгалтерской  отчетности фонды специального назначения показываются раздельно по двум самостоятельным  направлениям прибыли: фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, т.е. на создание нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления, выделив для этих целей два субсчета "Фонд накопления образованный" и "Фонд накопления использованный".

     В составе фондов специального назначения, образуемых предприятием за счет чистой прибыли, наибольшую долю занимают фонды потребления. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Социальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся: материальная помощь, оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых, приобретение за счет предприятия медикаментов и т.п.    

Информация о работе Прибыль и рентабельность на предприятиях розничной торговли