Прибыль и рентабельность предприятия (на примере ООО «Соло»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.

Оглавление

Часть первая 3
Введение 3
1. Экономическое содержание прибыли 6
2. Принципы формирования и использования прибыли 11
2.1 Факторы, влияющие на прибыль 11
2.2 Распределение прибыли 13
3. Рентабельность предприятия торговли 17
Часть вторая 19
1. Описание хозяйственной деятельности ООО «Соло» 19
2. Формирование исходных данных для анализа 22
Заключение 28
Приложение 29
Литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

- сдача в аренду и продажа  принадлежащих Обществу зданий, сооружений, механизмов;

- коммерческая и посредническая  деятельность всех видов и  направлений;

- проектирование, внедрение, производство и реализация товаров народного потребления;

- организация оптовой и розничной  торговли продукцией производственно-технического  назначения как своего, так и  стороннего производства;

- торгово-закупочная деятельность, оптовая и розничная торговля;

- приобретение, заготовка, сортировка, стандартизация, переработка, изготовление  продукции и ее реализация  из вторсырья и отходов производства;

- производство, переработка, заготовка,  хранение и реализация сельскохозяйственной, животноводческой и птицеводческой продукции, рыбы и морепродуктов;

- рекламная деятельность всех  направлений, включая организацию  рекламных предприятий и компаний;

- благотворительная деятельность.

Кафе «Соло» находится в центральном районе города, являющимся административным и деловым центром, в котором расположено большинство государственных учреждений, банков, офисов крупных и средних фирм, крупных предприятий торговли, учебные заведения,  гостиницы, объекты культурного назначения (театры, парки, скверы и другие места отдыха горожан и гостей города).

В дневное время суток (с 11:00 до 17:00 в рабочие дни) кафе работает в режиме Fast Food (быстрая еда). В это время активно работает кухня и используется принцип самообслуживания. Пик посещений приходится на обеденный перерыв, когда во время вкусного и недорогого обеда можно обсудить деловые вопросы (к примеру, кафе «21 век» не имеет такой возможности из-за высокой проходимости и шума). С наступлением вечера (с 18:00 до 23:00) кафе «Соло» превращается в уютное место для отдыха, когда начинают работу бар и официанты. Посетители могут заказать музыку на свой вкус или посмотреть футбол. Следует отметить, что ассортимент предлагаемых блюд и спиртных напитков, а также их стоимость во время дневной и вечерней работы различны.

Такая смена профиля для кафе позволяет ему поддерживать среднее  число посещений на постоянном уровне за все время работы (с 11:00 до 23:00).

Таблица 1.

Технико-экономические показатели ООО «Соло»

 

Показатели

Ед. изм.

Величина показателя

2007.

2008г.

Уставный капитал

Т.р.

1500

1500

Затраты на производство и реализацию продукции, в т.ч.:

расходы на оплату труда

материальные затраты

Т.р.

 

5430,2

419,9

4574,3

 

4953,4

505,5

4027,1

Объем продаж

Т.р

6112,8

5755,4

Финансовый результат, не связанный с основной деятельностью

Т.р.

0

-9

Финансовый результат от внереализационных  операций

Т.р.

0

0

Чистая прибыль

Т.р.

563,9

675,0


 

Из таблицы  видно, что объем  продаж в 2008году снизился по сравнению  с 2007г.  На первый взгляд снижение объема продаж говорит о плохих результатах деятельности кафе, но снижение затрат произошло с большими темпами, чем снижение объема продаж, что обуславливает увеличение прибыли.

 

2. Формирование исходных данных для анализа

Таблица 2.

Формирование балансовой прибыли  ООО «Соло» за 2007-2008гг., т.р.

 

Показатель

Расчет и значение

2007

2008

Выручка от продажи товаров, работ, услуг

6112,8

5755,4

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

5309,2

4831,4

Валовая прибыль

6112,8-5309,2=803,6

5755,4-4831,4=924

Коммерческие расходы

61,0

47,0

Управленческие расходы

60,0

75,0

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг

803,6-61-60=682,6

924-47-75=802

Операционные доходы

0

0

Операционные расходы

0

9,0

Финансовый результат  от прочей реализации

0

-9,0

Финансовый результат от внереализационных операций

0

0

БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ

682,6+0+0=682,6

802,0+(-9)+0=793


 

Из таблицы  видно, что балансовая прибыль в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась. Чтобы оценить на сколько  увеличилась балансовая прибыль  в ее абсолютном и относительном значении исследуем ее динамику как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам – так называемый горизонтальный анализ.

Таблица 3.

Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Соло» за 2007-2008гг., т.р.

 

Показатель

Расчет и значение

2007

2008

Нетто-выручка от реализации товаров, работ, услуг

6112,8

5755,4

Полная себестоимость реализованных  товаров, работ, услуг, в т.ч.

материальные затраты

расходы на оплату труда

прочие

коммерческие расходы

управленческие расходы

 

 

5430,2

4574,3

359,9

375,0

61,0

60,0

 

 

4953,4

4027,1

430,5

373,8

47,0

75,0

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг

6112,8-5430,2=682,6

5755,4-4953,4=802,0


 

Из таблицы видно, что прибыль  от реализации товаров, работ, услуг  увеличилась в 2008г. на 17,5 %, что составляет 119,4 т.р. по сравнению с 2007. Увеличение прибыли произошло несмотря на падение объемов продаж на 5,8 % или 375,4 т.р. Но в то же время ООО «Соло» снизило затраты на производство и реализацию продукции, что отразилось в уменьшении размера полной себестоимости реализованных товаров, работ и услуг на 476,8 т.р. по сравнению с 2007г. В отчетном году предприятие увеличило расходы на оплату труда: управленческому персоналу на  15 т.р., остальным работникам – на 70,6 т.р. Но это не помешало увеличению прибыли.

 

Таблица 4.

Формирование чистой прибыли ООО  «Соло» за 2007-2008гг., т.р.

 

Показатель

Расчет и значение

2007

2008

Балансовая прибыль

682,6

793,0

Вычеты из балансовой прибыли

0

0

Прибыль до налогообложения

682,6-0=682,6

793,0-0=793,0

Налоги

118,6

118

Прибыль после налогообложения

682,6-118,6=563,9

793-118=684,0

Чрезвычайные доходы

0

0

Чрезвычайные расходы

0

0

Чистая прибыль

563,9+0-0=563,9

684+0-0=684,0


 

Как видно из таблицы, чистая прибыль  организации увеличилась в 2008 на 120,1 т.р.

Таблица 5.

Анализ использования чистой прибыли

 

Показатель

Расчет и значение

2007

2008

Направление 1: отчисления в резервный  фонд

563,9*0,01=5,6

684,0*0,025=17

Направление 2: выплаты учредителям

563,9-5,6=558,3

684,0-17=667,0


 

Как видно из таблицы  отчисления в резервный фонд увеличились почти в 3 раза благодаря увеличению процента резервного отчисления с 1 % до 2,5 % по сравнению с 2007г. Объем выплат учредителям в 2008г. увеличился на 108,7 т.р.,. Если принять во внимание вклады учредителей в уставной фонд в размере 1500 т.р., то можно подсчитать размер возврата на каждый вложенный рубль, то есть фондоотдачу:

2007г.: 558,3/1500=0,37

2008: 667,0/1500=0,45

Получается, что в 2007и 2008г. учредители получили с каждого вложенного рубля  собственных средств по 37 и 45 копеек соответственно. Такой показатель можно отнести к показателям рентабельности (доходности), которые будут проанализированы в следующем подразделе курсового проекта.

Таблица 6.

Анализ показателей рентабельности ООО «Соло» за 2007-2008гг.,%

 

Показатели рентабельности

Расчет и значение

2007

2008

Рентабельность продаж (на основе прибыли от реализации)

(682,6/6112,8)*100=11,2

(802/5755,4)*100=13,9

Рентабельность продаж (на основе балансовой прибыли)

(682,6/6112,8)*100=11,2

(793/5755,4)*100=13,8

Рентабельность продаж (на основе чистой прибыли)

(563,9/6112,8)*100=9,2

(684/5755,4)*100=11,9

Рентабельность продукции

(682,6/5309,2)*100=12,9

(793/4831)*100=16,4

Рентабельность капитала

(682,6/1536)*100=44,4

(793/1545)*100=51,3

Рентабельность собственных средств

(682,6/1512)*100=45,1

(793/1529)*100=51,9

Рентабельность инвестированного капитала

(682,6/(1512+0))*100=45,1

(793/(1529+0))*100=51,9

Рентабельность основных средств

(682,6/484)*100=141,0

(793/475)*100=166,9


 

Как видно из таблицы, все анализируемые показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, она означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Увеличение рентабельности продаж в среднем на 2,7 % говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать в 2008г. прибыли на 2,7 копеек больше, чем в 2007г. Если подсчитать среднее значение рентабельностей продаж, рассчитанных на основе разных показателей прибыли, то получится, что ООО «Соло» в 2007и 2008гг. с каждого рубля выручки получило 10,5 и 13,2 копеек прибыли соответственно.

Рентабельность продукции показывает, сколько копеек балансовой прибыли  предприятие получает с каждого  рубля затраченных средств на производство реализованной продукции.. Т.е. в 2008г. ООО «Соло» с каждого рубля вложенного в себестоимость реализованной продукции получило на 3,6 копеек балансовой прибыли больше, чем в 2007г.

Рентабельность капитала показывает, сколько копеек балансовой прибыли  предприятие получает с каждого  рубля имеющегося у него имущества. В 2008г. на каждый вложенный рубль в имущество предприятия приходится 51,3 копейки балансовой прибыли, что на 6,9 копеек больше, чем в 2007г.

Рентабельность основных средств  характеризует эффективность вложений в основные средства. В 2008г. с каждого рубля, вложенного в основные средства, ООО «Соло» получило 166,9 копеек балансовой прибыли, что больше на 25,9 копеек, чем в 2007г. Т.о. получается, что кафе получает балансовой прибыли больше, чем оно затратило на основные средства более чем в 1,5 раза.

Что касается рентабельности собственных  средств и инвестированного капитала, то они имеют одинаковое значение в анализируемые периоды, поскольку  ООО «Соло» не имеет долгосрочных обязательств. Рентабельность собственных  средств показывает величину полученной балансовой прибыли в копейках с каждого рубля используемых собственных средств. Чтобы определить какие факторы и на сколько повлияли на увеличение рентабельности собственных средств проведем ее факторный анализ.

 

Заключение

 

ООО «Соло» работает в сфере общественного питания уже довольно таки долго. За период 2007- 2008 гг. оно показало внушительные темпы роста показателей прибыли и рентабельности.

Балансовая прибыль в 2008г. существенно  увеличилась до 793 т.р. или на 16,2 %. Размер чистой прибыли также возрос на 21,3 %. Рентабельность продаж увеличилась на 2,6%, рентабельность всей продукции – на 3,6%, рентабельность собственных средств – на 6,7%.

Причиной такого благоприятного положения  является то, что факторы, уменьшающие прибыль и рентабельность по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост показателей прибыли и рентабельности в отчетном году по сравнению с предыдущим. В частности, в 2008г. наблюдается падение объема продаж и снижение себестоимости. Но снижение затрат на производство было больше, чем снизилась выручка.

Учитывая, что основную роль в увеличении показателей прибыли и рентабельности играют показатель выручки и себестоимость, целесообразно провести мероприятия, направленные на увеличение объема продаж и снижение себестоимости. В результате проведения этих мероприятий планируется увеличение балансовой прибыли на 522,1 т.р., рентабельности продаж - на 8,7%, рентабельности продукции - на 13,5%, рентабельности собственных средств - на 35,1%.

 

Приложение

Форма №1. Бухгалтерский баланс ООО «Соло» за период 2007-2008 гг.

 

АКТИВЫ

Код строки

2007г.

2008г.

I.  ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05), в т.ч.:

110

   

    патенты, лицензии, товарные  знаки (знаки обслуживания), иные  аналогичные с перечисленными права и активы

111

   

    организационные расходы 

112

   

    деловая репутация организации 

113

   

Основные средства (01, 02, 03),  в  т.ч.:

120

   

    земельные участки и  объекты природопользования 

121

   

    здания, машины и  оборудование

122

   

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

   

Доходные вложения в материальные ценности (03),  в т.ч.:

135

   

    имущество для передачи  в лизинг 

136

   

    имущество, предоставляемое  по договору проката 

137

   

Долгосрочные финансовые вложения (06, 82),  в т.ч.:

140

   

    инвестиции в дочерние  общества 

141

   

    инвестиции в зависимые  общества 

142

   

    инвестиции в другие  организации 

143

   

    займы, предоставленные  организациям на срок более  12 месяцев 

144

   

    прочие долгосрочные финансовые вложения

145

   

Прочие внеоборотные активы

150

   

ИТОГО по разделу I

     

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы, в т.ч.:

 
210

   

    сырье, материалы и  другие аналогичные ценности (10, 12,13,16)

211

   

    животные на выращивании  и откорме (11)

212

   

    затраты в незавершенном  производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

 
213

   

    готовая продукция и  товары для перепродажи (16, 40, 41)

214

   

    товары отгруженные (45)

215

   

    расходы будущих периодов (31)

216

   

    прочие запасы и затраты 

217

   

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям (19)

220

   

Дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются более чем  через 12 месяцев после отчетной даты),  в т.ч.:

230

   

    покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231

   

    векселя к получению  (62)

232

   

    задолженность дочерних  и зависимых обществ (78)

233

   

    авансы выданные (61)

234

   

    прочие дебиторы 

235

   

Дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты),  в т.ч.:

 
240

   

    покупатели и заказчики  (62, 76, 82)

241

   

    векселя к получению  (62)

242

   

    задолженность дочерних  и зависимых обществ (78)

243

   

    задолженность участников (учредителей) по взносам в  уставный капитал(75)

 
244

   

    авансы выданные (61)

245

   

    прочие дебиторы 

246

   

Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82),  в т.ч.:

250

   

    займы, предоставленные  организациям на срок менее  12 месяцев 

251

   

    собственные акции, выкупленные  у акционеров

252

   

    прочие краткосрочные  финансовые вложения 

253

   

Денежные средства,  в т.ч.:

260

   

    касса (50)

261

   

    расчетные счета (51)

262

   

    валютные счета (52)

263

   

    прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

   

Прочие оборотные активы

270

   

ИТОГО по разделу II

290

   

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

   

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия (на примере ООО «Соло»)