Повышение эффективности функционирования перерабатывающего предприятия АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проведение анализа эффективности функционирования перерабатывающего предприятия АПК на примере ОАО «Поставский молочный завод», разработка рекомендаций по улучшению его работы.
При выполнении работы использованы методы вертикального, горизонтального и трендового анализа, методы абсолютных и относительных показателей, сравнительный анализ, экспресс-анализ, метод группировок.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: анализ финансового состояния ОАО «Поставский молочный завод»; анализ ассортимента и эффективность производства молочной продукции; разработка основных направлений по улучшению эффективности переработки молока.

Оглавление

Введение
1 Современное состояние и задачи по увеличению производства молочной продукции и повышению ее эффективности…………………………………....
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности молочного производства и характеристика системы показателей ее измерения
1.2 Анализ современного состояния производства молочной продукции в Республике Беларусь………………………………………..
1.3 Тенденции развития мирового рынка молока……………………
2 Оценка современного состояния экономики базового предприятия
2.1 Общая характеристика предприятия и эффективность использования его производственного потенциала……………………………………….
2.2 Анализ ассортимента и эффективность производства молочной продукции
2.3 Анализ финансового состояния предприятия
3 Пути повышения эффективности переработки молока на базовом предприятии
3.1 Повышение производительности труда………………………………
3.2 Формирование стабильной сырьевой зоны…………………………..
3.3 Повышение качества выпускаемой продукции и формирование оптимального ассортимента……………………………………………….
3.4 Пути и резервы снижения себестоимости продукции…
3.5 Направления использования вторичного сырья……………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………...……
Приложение……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  также учитывать интересы сельскохозяйственных предприятий в пределах своей сырьевой зоны. Игнорирование этих интересов приводит к сокращению производства молока в хозяйствах, снижению выпуска молочных продуктов и в конечном счете к ухудшению экономического положения как сельских товаропроизводителей так и перерабатывающего предприятия.

 

3.3 Повышение качества  выпускаемой продукции  и формирование  оптимального ассортимента

 

     Для поддержания высокого качества выпускаемой  продукции и дальнейшего улучшения  качества продукции предприятие  ОАО «Поставский молочный завод» намерено выполнить следующие мероприятия:

  • закончить разработку системы безопасности пищевых продуктов на основе принципов НАССР;
  • разработать и внедрить методы учета затрат на качество для оценки результативности системы менеджмента качества;
  • проводить внутренние аудиты в соответствии с Планом-графиком, и использовать их результаты для совершенствования;
  • проводить ежеквартальные заседания Координационного совета по результатам функционирования системы менеджмента качества.

     Большую помощь в  выявлении резервов улучшения финансового  состояния предприятия ОАО «Поставский молочный завод» может оказать маркетинговый анализ конкурентоспособности продукции и предприятия, рынков сбыта и формированию на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

     Одним из основных и наиболее радикальных  направлений финансового оздоровления предприятия является поиск  внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

     Для осуществления успешной производственно-финансовой деятельности предприятие намерено постоянно увеличивать объемы производства промышленной продукции и производства потребительских товаров и достичь  в 2010 году 163% к уровню 2006 года.

     В 2010 году планируется переработки цельномолочной продукции в количестве 15 тысяч тонн, масла животного -1000 тонн, сыров жирных - 1400 тонн.

     Для выполнения намеченных показателей  предприятию необходимо увеличить  закупки молока в 2010 году до 56 тысяч  тонн.

     Большое внимание будет уделено расширению ассортимента выпускаемой продукции. Перспективными направлениями в молочной отрасли является расширение ассортимента цельномолочной продукции, а также наращивание производства сыра. Это позволит сократить производство масла животного, которое не обеспечивает окупаемость экспортных поставок. На предприятии планируется выпуск твердого сыра типа Швейцарского, копченого твердого сыра в ассортименте, молока стерилизованного, фасованного в мелкую упаковку, выпуск творога типа зернистого и других изделий из творога.

     Так как средний износ машин и  оборудования составляет 49,5%, предприятию  необходимо ускоренное обновление основных производственных фондов на новой технической  основе, что является одним из главных  направлений интенсификации производства в перерабатывающей промышленности. В связи с этим предусматривается программа технического перевооружения предприятия.

     На  техническое перевооружение предприятия  с 2007 по 2010 годы планируется направить 9,7 миллиарда рублей.

     Основным  направлением является реконструкция  и модернизация действующего производства.

     Основными мероприятиями плана технического перевооружения производства являются реконструкция цеха по производству цельномолочной продукции, реконструкция  компрессорной аммиачной установки, реконструкция цеха по производству мороженого, модернизация очистных сооружений и цеха по производству казеина.

     Предполагается  дальнейший рост объемов продаж молочной продукции.

     Существует  ряд факторов, предполагающих дальнейший рост объемов продаж молочной продукции. Основными являются:

  • продолжающаяся конкурентная борьба между предприятиями молочной промышленности на едином внутреннем рынке Российской Федерации и Республики Беларусь. Борьба за сырьевые зоны, рынки сбыта требует быстрого внедрения передовых технологий;
  • продолжающаяся интеграция экономик Российской Федерации и Республики Беларусь в единую экономику союзного государства. Унификация законодательства, налогообложения, стандартов создают уникальную возможность расширения рынка молочных продуктов и привлечения новых финансовых средств;
  • политические факторы по-прежнему продолжают влиять на положение дел в молочной отрасли. Эмбарго на поставку молочных продуктов из соседних государств (равно как и обратные действия) могут значительно изменить структуру производства молочных продуктов;
  • изменение отношения общества к тем или иным видам молочных продуктов;
  • экономические факторы.

     ОАО «Поставский молочный завод» постоянно контролирует ситуацию на рынке молочных продуктов, т.е. реагирует на все факторы и, по возможности, сразу же влияет на них с целью получения максимальной выгоды от возникших новых реалий.

     Конкурентная  борьба с молочными гигантами  России станет в ближайшей пятилетке  основным направлением деятельности молокоперерабатывающих предприятий Беларуси, в том числе  и ОАО «Поставский молочный завод». Это обусловлено как ограниченностью рынка Республики Беларусь, так и необходимостью использования своих сильных сторон и имеющихся возможностей.

     Целевыми  сегментами для ОАО «Поставский молочный завод» традиционно продолжают являться крупные оптовые торговые организации ближнего и дальнего зарубежья и розничные организации Республики Беларусь. Отдавать предпочтение только одному сегменту нецелесообразно, так как влияние факторов, контролировать которые в полной мере предприятие не может (политические, природные) может поставить существование предприятия под угрозу. Присутствие на нескольких сегментах одновременно несколько распыляет возможности предприятия, но, в то же время, оно дает и некоторую дополнительную стабильность.

     Основной  целью предприятия на период до 2010 года будет являться удержание и дальнейшее расширение достигнутых позиций на рынке Республики Беларусь. Во время усиливающейся корпоративной борьбы молокоперерабатывающих предприятий метод прямых продаж становится все менее эффективным. Для того, чтобы не сдать позиции и увеличить объемы сбыта, придется расширять и усиливать маркетинговую деятельность предприятия. С течением времени актуальными становятся неочевидные ранее маркетинговые приемы. Изучение мирового опыта в области маркетинга, возможно, диверсификация деятельности отдела сбыта и создание отдела маркетинга позволит предприятию, как и прежде, работать на опережение не только в области материально-технического перевооружения, но и в области продвижения продукции на рынке.

     ОАО «Поставский молочный завод» продолжает осваивать рынки Российской Федерации. Для более оперативной и эффективной работы с заказчиками этого региона предприятию придется продолжать и в дальнейшем осваивать международные грузоперевозки. Это необходимая часть работы по расширению рынков сбыта, и, как следствие, расширения производства и роста запланированных объемов производимой продукции. Наряду с информационной поддержкой международные грузоперевозки позволят ОАО «Поставский молочный завод» занять лидирующую позицию в области экспорта молочных продуктов на рынок Российской Федерации.

     Продукция ОАО «Поставский молочный завод» имеет уникальное достоинство - она произведена в уникальном по своим экологическим показателям уголке страны, является натуральной и содержит минимум непопулярных среди населения добавок и консервантов. В виду востребования подобной продукции на рынке, она будет пользоваться постоянным спросом.

     ОАО «Поставский молочный завод» имеет возможность оперативно реагировать на воздействие различных факторов и в дальнейшем сможет быстро изменить структуру производства молочных продуктов. Это позволит минимизировать влияние угроз со стороны рынка.

     Дальнейший  брэндинг торговой марки «Поставы-городок» - один из эффективных методов продвижения продукции предприятия по маркетинговым каналам. Проведенная в 2003-2006 годах работа позволила сделать продукцию предприятия узнаваемой и востребованной на рынке, Однако, не все методы еще использованы в должной мере. Поэтому предприятие будет продолжать работу по созданию благоприятного имиджа предприятия среди целевой аудитории рынка. Будут также применяться и уже опробованные способы брендинга, такие как реклама в средствах массовой информации.

     Предприятием  создан и размещен в сети Интернет информационный сайт ОАО «Поставский молочный завод». Информационный сайт предприятия - эффективный механизм PR и других методов продвижения продукции по маркетинговым каналам. Особенно эффективен он для освоения рынков дальнего зарубежья.

     Увеличение  объемов производства продукции, расширение рынков сбыта имеют целью улучшение финансового состояния, получение большей массы прибыли. На величину прибыли влияют низкие цены на поставляемую на экспорт продукцию, низкий спрос на продукцию на рынке Республики Беларусь, высокие затраты на производство продукции, невыгодные для предприятия цены на сырье, топливно-энергетические ресурсы.

     Увеличение  цен на выпускаемую продукцию  пропорционально росту затрат для  предприятия не возможно, так как  большой удельный вес в объеме производства занимают социально-значимые товары, цены на которые регулируются государством. Кроме того, предприятие производит большой объем товаров народного потребления, уровень рентабельности на которые ограничен. Поэтому основным путем получения прибыли будет осуществление комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия и снижению себестоимости.

     Перечисленное выше позволяет заключить, что ОАО  «Поставский молочный завод» является современным, конкурентоспособным, динамично развивающимся предприятием с огромным потенциалом. Предприятие не имеет задолженности перед бюджетом, просроченной задолженности перед поставщиками сельскохозяйственной продукции и за поставленные топливно-энергетические ресурсы. На предприятии производится своевременная выплата заработной платы.

     На  основе данных бухгалтерской отчетности  проведем анализ конкурентоспособности  продукции.

     Результаты  расчетов показателей    приведены  в таблице  3.13.

     Таблица 3.13 - Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Поставский молочный завод»

Наименование  показателя 9 мес.

2008г.

9 мес.

2009г.

Выручка (нетто) от продажи продукции (млнруб.) 2668 4904
Темп  прироста полной себестоимости реализованной продукции, % 17,6 63,0
Темп  прироста выручки (нетто), % 32,3 83,8
Справочно: темп инфляции, % 5,4 5,4
Длительность  пребывания запасов готовой продукции на складе, дни 58 41
Длительность  дебиторской задолженности, дни 45 90
Рентабельность продаж (маржа), % -25,5 -11,2
Продолжение таблицы 3.13
Авансы  выданные, млнруб. - 70
Авансы  полученные, млнруб. 1028 3974
Удельный  вес денежных расчетов в выручке, % 69,8 51,0

     П р и м е  ч а н и е. Источник: собственная  разработка 

     На  основании  расчетных данных можно  характеризовать конкурентоспособность  продукции  анализируемого  предприятия  как достаточно низкую на  основании следующих расчетов:

  • темп прироста выручки увеличился, но  вырос также прирост себестоимости  реализованной продукции;
  • динамика  рентабельности  продаж немного  увеличилась, но осталась отрицательной.  Это  свидетельствует о том, что предприятие стимулирует сбыт ценовой политикой, т.е. основной фактор  конкурентоспособности – цена;     
  • чрезмерное  увеличение  запасов готовой  продукции и рост  длительности их оборота (это первый признак наличия проблем в сбыте продукции и снижении ее  конкурентоспособности) наблюдалось в 2008г. В отчетном году -  уменьшился;
  • увеличение длительности оборота дебиторской задолженности  покупателей и заказчиков свидетельствует об ухудшении положения предприятия на рынке сбыта и о реализации продукции менее  платежеспособной клиентуре. Однако увеличение дебиторской задолженности направлялось на расширение сбыта  предоставлением коммерческого кредита;
  • наличие авансов полученных,  свидетельствует о  возможности  требовать  предоплату у своих покупателей;
  • авансы выданные негативно характеризуют положение предприятия на рынке закупаемого сырья. По данным таблицы  только в отчетном году наблюдается наличие авансов выданных;
  • конкурентоспособность продукции характеризует  удельный вес денежных расчетов. Чем он выше, тем выше конкуренция. В данном случае удельный вес денежных расчетов незначительный, это говорит о неконкурентоспособности продукции.

Информация о работе Повышение эффективности функционирования перерабатывающего предприятия АПК