Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
раскрыть понятие «малое предпринимательство»;
изучить основные этапы развития, субъекты и формы малого предпринимательства
охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
определить место и роль малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства;
Введение………………………………………………………………………….. -3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России………………………………………………… -6
1.1.Понятие «малое предпринимательство»
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и субъекты малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства……………... -12
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19
Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации………………………………… -31
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37
Заключение………………………………………………………………………... -43
Список литературы………………………………………………………………. -47
По итогам января-июня 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 3,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5578,2 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%. Количество занятых на малых предприятиях выросло в двух федеральных округах, среди них Северо-Западный федеральный округ (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточный федеральный округ (1,8%). В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Уральском федеральном округе (на 13,9%) и Южном федеральном округе (на 11,7%).
В январе-июне 2010 года прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 44 регионах. Лидером по росту числа занятых на малых предприятиях выступила Ленинградская область (показатель вырос на 35,3%). Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Чукотском автономном округе (на 46,5%), Чеченской Республике (на 36,4%) и Вологодской области (на 33,6%).
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-июне 2010 года составил 4 454,5 млрд. рублей, что на 8,1% выше аналогичного показателя 2009 года. Рост оборота малых предприятий наблюдается в 6 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 16,3%) и Центральном федеральном округе (на 15,3%). В Северо-Западном федеральном округе рост показателя составил 11,4%, в Северо-Кавказском федеральном округе - 10,8%, в Приволжском федеральном округе - 8,5%, в Сибирском федеральном округе - 7,9%. В Уральском федеральном округе оборот малых предприятий снизился на 21,3%, в Южном федеральном округе - на 14,8%. В январе-июне 2010 года объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 63 регионах. Лидерами по росту показателя стали Чеченская Республика (показатель вырос на 78,7%), Республики Ингушетия (на 70,2%) и Тыва (на 66,3%), Костромская (на 59,9%) и Тверская (на 51,8%) области.
Рост показателя свыше 20% зафиксирован в Пензенской области (показатель вырос на 49,6%), Чукотском АО (на 45,4%), Магаданской области (на 44,0%), г.Москве (на 40,0%), Республике Башкортостан (на 37,9%), Ленинградской (на 32,1%) и Вологодской (на 31,2%) областях.
Максимальное сокращение объема оборота на МП произошло в Ненецком АО (на 29,6%). Среднее сокращение показателя (10-30%) характерно для Волгоградской (на 29,1%) и Свердловской (на 24,2%) областей.
Объем инвестиций в основной капитал на МП в 1 полугодии 2010 года в целом по РФ составил 95 534,4 млн. рублей, что на 15,3% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Положительная динамика показателя отмечена в двух федеральных округах, среди них Северо-Кавказский федеральный округ (показатель вырос на 17,1%) и Дальневосточный федеральный округ (на 8,5%). В Северо-Западном федеральном округе объем инвестиций в основной капитал на МП за рассматриваемый период фактически не изменился. В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП зафиксировано в Уральском федеральном округе (на 52,9%). В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия. По итогам января-июня 2010 года в 33 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. К лидерам роста относятся Забайкальский край (показатель вырос в 17,5 раза) и Еврейская автономная область (в 12,1 раза). Сильное увеличение показателя отмечается также в Республике Татарстан (на 97,6%), Архангельской области (на 97,0%). Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается в Ненецком АО (на 90,1%), а также в Новгородской (на 88,2%) и Курской (на 85,7%) областях.
По полученным данным мы можем сделать определенные выводы, главный из которых заключается в общем ухудшении ситуации в малом предпринимательстве Российской Федерации с 2009 по 2011 гг, это происходило в рамках значительного снижения всех социально-экономических характеристик в стране. Кризисный 2009 год нанес значительный удар, поэтому пострадали многие секторы экономики, уменьшилась государственная поддержка, стало сложнее получить банковский кредит на развитие производства, малое предпринимательство поддерживалось в рамках борьбы с безработицей, т.е. открывались новые предприятия, но многие уже существовавшие предприятия закрылись. Большая часть средств выделялась на поддержание жизнедеятельности фирм, что не позволяло увеличивать инвестиции в основной капитал. В целом можно говорить, что государство оказывало посильную помощь бизнесу, но этого было недостаточно, то есть необходимо развивать систему государственной поддержки малого предпринимательства. Следует отметить и то, что за последние годы (2010-2011) были заложены системы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Разработана нормативная правовая база, реализуется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Функционируют организации инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Усиливается экономическая и социальная роль региональной сферы малого предпринимательства (Приложение 3).
2.2. Методы развития
и поддержки малого
Из пункта 2.1. нашей курсовой работы становится понятно, что для развития малого предпринимательства необходима разработка мер государственной поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день такие программы существуют во всех регионах Российской Федерации,
В качестве основных путей Грибов В.Д. указывает в своей работе «Менеджмент в малом бизнесе» следующее:
1. Совершенствование законодательства, связанного с деятельностью малых предприятий
2. Оптимизация налоговой нагрузки на них
3. Развитие программы Технопарка и Бизнес-Инкубатора
4. Оказание финансовой помощи
5. Оказание имущественной помощи
6. Снижение административных
барьеров деятельности
7. Информационно-консалтинговое обеспечение (Грибов В.Д., 2002 : 112).
Нужно отметить то, что в России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. А, например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%. Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса "Внешэкономбанка" Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме "Посткризисное развитие: перспективы устойчивого роста и инновационного развития". Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков (Климова Г.Г., Марченкова О.О., 2011 : 16).
Исследователи отмечают, что предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами (Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М., 2011 : 24). Среди них можно выделить проблемы разного рода: в правоприменительной практике, в налоговой сфере, в области финансирования и получения кредита. Сами банкиры говорят, что поддерживать малый и средний бизнес должно в первую очередь государство. Однако возможности программ государственной поддержки слишком ограничены, на финансирование может рассчитывать только один из пятидесяти предпринимателей.
В статье Климовой Г.Г., Марченковой О.О. в журнале «Экономика. Государство. Общество», указывается на то, что на федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей. Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса – специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. И, хотя за последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%, потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка (Климова Г.Г., Марченкова О.О., 2011 : 14). Возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относят непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют.
По данным статистики, в течение 2010 года происходят постепенные изменения в экономике страны в лучшую сторону, что, безусловно, сказывается и на рынке кредитования малого бизнеса. Кредитный портфель банковской системы за 1-е полугодие 2010 г. вырос на 2,6%, или на 519 млрд рублей. 10% этого портфеля приходится на долю малого бизнеса. На рынок кредитования вышли ряд банков федерального уровня, обладающих обширной филиальной сетью. Рост конкуренции повлек за собой неизбежное улучшение условий кредитования. С начала 2010 года ставки по кредитам для компаний малого бизнеса снизились на 3-4 п.п. (в зависимости от суммы и сроков кредитования) и составляют в настоящее время в среднем по банковской системе 15% годовых.
Также остаются нерешенными проблемы малого предпринимательства в налоговой сфере. Ссылаясь на данные мониторинга за 1 полугодие 2009 года, необходимо отметить, что 8% опрошенных предпринимателей указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов за последние полгода, в марте этот показатель не превышал 2%. 14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов (в марте – 11%) (Департамент малого и среднего предпринимательства [сайт]. URL:http://www.uralonline.ru/)
В связи со сложившейся проблемной ситуацией большой интерес представляют данные Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации, которые предлагает Климова Г.Г. (Приложение 4).
Мы выявили следующее: анализ динамики развития малого бизнеса показывает, что по состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%
Климова Г.Г.,
Марченкова О.О. в своей
Из всего сказанного выше можно сделать определённые выводы о состоянии дел в области государственной поддержки малого предпринимательства в России: по итогам второго полугодия 2011 года и первого полугодия 2012, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в целом по стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства, за исключением оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика. На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 3,3%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,1 п.п. Кроме того, на 15,3% снизился объем инвестиций в основной капитал на МП. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в первом полугодии 2012 года оказался на 8,1% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно позитивные. В 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 44 регионах, объемов оборота МП - в 63 регионах; инвестиций в основной капитал на МП - в 33 региона.