Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
раскрыть понятие «малое предпринимательство»;
изучить основные этапы развития, субъекты и формы малого предпринимательства
охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
определить место и роль малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства;
Введение………………………………………………………………………….. -3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России………………………………………………… -6
1.1.Понятие «малое предпринимательство»
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и субъекты малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства……………... -12
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19
Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации………………………………… -31
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37
Заключение………………………………………………………………………... -43
Список литературы………………………………………………………………. -47
Численность занятых в анализируемый период также стабильно увеличивалась. В 2009 г. численность основного персонала возросла до 10247,5 тыс. чел. более чем на 3,65 млн. чел. или на 55,3%. При этом средний темп прироста составлял 5%. Однако за последний 2011 год и начало 2012 года наблюдается снижение показателя на 190 тыс. занятых. Это может быть обусловлено как сокращением масштабов деятельности вследствие финансово-экономического кризиса, так и резким увеличением налоговой нагрузки малых предприятий, находящихся на УСН и уплате ЕНВД, в части утери льготы по ЕСН и уплате страховых взносов.
Подводя итог, нам также хотелось бы отметить, что в настоящее время у малого предпринимательства есть неплохие перспективы и, более того, есть ряд факторов, которые облегчают барьеры вхождения в бизнес именно сейчас. В частности, к ним относятся снижение ставок в 2011-2012 гг. на аренду офисных, производственных и торговых помещений, огромное предложение на рынке труда и освобождающиеся ниши для новых предпринимателей в результате конкурентной борьбы.
Заключение
За последние два десятилетия в связи с переходом экономики страны к рыночным отношениям происходили значительные изменения в социальной и экономической сферах Российской Федерации, что потребовало создания новых механизмов регулирования и активизации хозяйственной деятельности, способных оперативно реагировать на динамично изменяющуюся социально-экономическую обстановку. В ходе нашей работы по проблеме развития малого бизнеса в России мы выяснили следующее: именно малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика страны невозможна. Мы выявили следующее: несмотря на все возможности поддержки малого бизнеса по мировым стандартам, отечественный бизнес характеризуется низкой активностью. По результатам исследований доля инновационно активных малых предприятий не превышает 12%. Лишь 16% компаний внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса занимается всего 9% . По этим и многим другим причинам в последние годы (2009-2012) наблюдается резкое сокращение числа малых предприятий в таких регионах как Южный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, а также Северо-Западный федеральном округ. Анализ динамики развития малого бизнеса показал, что по состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в лишь трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
Мы считаем очевидным тот факт, что для достижения определённого количества малых предприятий (свойственного странам с развитой и растущей экономикой), требуется создание четкой, действующей структуры государственной поддержки. При этом речь идёт не только об изменениях и нововведениях в законодательстве, но и о конкретных действиях, осуществляемых субъектами Российской Федерации.
Также в своей курсовой работе мы попытались решить ряд исследовательских задач, касающихся изучения эволюции понятия «малое предпринимательство», описания видов и форм существования малого бизнеса в регионах России, определения актуальных проблем его развития, обозначить основные направления государственной политики РФ в поддержку малого предпринимательства, то есть изучить концепции государственной политики поддержки и развития малого бизнеса именно в нашей стране. Изучив работы Бабаевой Л.В., Акимова О.Ю., Грибова В.Д., Сабельникова М.А. и др. мы пришли к выводу, что к главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести: несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами; несовершенная система налогообложения.
Мы полностью согласны
с точкой зрения Бурмуткина
Т.В, который в статьеАнализ
современного состояния и
Тем не менее, отечественный малый бизнес имеет перспективы развития. В России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.
Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, арбитражные суды, технопарки, бизнес - инкубаторы, производственно - технологические и учебные центры и т.д. Новым направлением банковского кредитования является пользование проектного кредитования малого предпринимательства, в основе которого заложена идея финансирования инновационных проектов за счет полученных доходов в будущем.
Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Список литературы