Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
раскрыть понятие «малое предпринимательство»;
изучить основные этапы развития, субъекты и формы малого предпринимательства
охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
определить место и роль малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. -3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России………………………………………………… -6
1.1.Понятие «малое предпринимательство»
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и субъекты малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства……………... -12
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19

Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации………………………………… -31
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37

Заключение………………………………………………………………………... -43
Список литературы………………………………………………………………. -47

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

   Численность занятых в анализируемый период также стабильно увеличивалась. В 2009 г. численность основного персонала возросла до 10247,5 тыс. чел. более чем на 3,65 млн. чел. или на 55,3%. При этом средний темп прироста составлял 5%. Однако за последний 2011 год и начало 2012 года наблюдается снижение показателя на 190 тыс. занятых. Это может быть обусловлено как сокращением масштабов деятельности вследствие финансово-экономического кризиса, так и резким увеличением налоговой нагрузки малых предприятий, находящихся на УСН и уплате ЕНВД, в части утери льготы по ЕСН и уплате страховых взносов.

     Подводя итог, нам также хотелось бы отметить, что в настоящее время у малого предпринимательства есть неплохие перспективы и, более того, есть ряд факторов, которые облегчают барьеры вхождения в бизнес именно сейчас. В частности, к ним относятся снижение ставок в 2011-2012 гг. на аренду офисных, производственных и торговых помещений, огромное предложение на рынке труда и освобождающиеся ниши для новых предпринимателей в результате конкурентной борьбы.

 

Заключение

   За последние два десятилетия в связи с переходом экономики страны к рыночным отношениям происходили значительные изменения в социальной и экономической сферах Российской Федерации, что потребовало создания новых механизмов регулирования и активизации хозяйственной деятельности, способных оперативно реагировать на динамично изменяющуюся социально-экономическую обстановку. В ходе нашей работы по проблеме развития малого бизнеса в России мы выяснили следующее: именно малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика страны невозможна. Мы выявили следующее: несмотря на все возможности поддержки малого бизнеса по мировым стандартам, отечественный бизнес характеризуется низкой активностью. По результатам исследований доля инновационно активных малых предприятий не превышает 12%. Лишь 16% компаний внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса занимается всего 9% . По этим и многим другим причинам в последние годы (2009-2012) наблюдается резкое сокращение числа малых предприятий в таких регионах как Южный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, а также  Северо-Западный федеральном округ. Анализ динамики развития малого бизнеса показал, что по состоянию на 1 января 2011 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в лишь трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

   Мы считаем очевидным тот факт, что для достижения определённого количества малых предприятий (свойственного странам с развитой и растущей экономикой), требуется создание четкой, действующей структуры государственной поддержки. При этом речь идёт не только об изменениях и нововведениях в законодательстве, но и о конкретных действиях, осуществляемых субъектами Российской Федерации.

   Также в своей  курсовой работе мы попытались решить ряд исследовательских задач, касающихся изучения эволюции понятия «малое предпринимательство», описания видов и форм существования малого бизнеса в регионах России, определения актуальных проблем его развития, обозначить основные направления государственной политики РФ в поддержку малого предпринимательства, то есть изучить концепции государственной политики поддержки и развития малого бизнеса именно в нашей стране. Изучив работы Бабаевой Л.В., Акимова О.Ю., Грибова В.Д., Сабельникова М.А. и др. мы пришли к выводу, что к главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести: несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами; несовершенная система налогообложения.

  Мы  полностью согласны  с точкой зрения Бурмуткина  Т.В, который в статьеАнализ  современного состояния и проблем  функционирования малого предпринимательства  в Российской Федерации» говорит  о том, что для совершенствования  и развития малого бизнеса в российских регионах необходимо: совершенствование нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской федерации.

Тем не менее, отечественный  малый бизнес имеет перспективы  развития. В России в последнее  время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.

Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная  инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, арбитражные  суды, технопарки, бизнес - инкубаторы, производственно - технологические и учебные центры и т.д. Новым направлением банковского кредитования является пользование проектного кредитования малого предпринимательства, в основе которого заложена идея финансирования инновационных проектов за счет полученных доходов в будущем.

Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса  определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального  продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь, Москва, Фонд       "Правовая культура", 1994. – 345 с.
  2. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда,     проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.
  3. Бабаева Л.В.Малый бизнес в России. – М.:  Наука, 2003. – 54 с.
  4. Бурмуткин Т.В. Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации. –М.: Экономические исследования, № 6, ноябрь 2011
  5. Буянов В. П. и др. Управление рисками (рискология). – М.: Экзамен, 2002. – 384 с.
  6. Гинзбург А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
  7. Грибов В.Д.  Менеджмент в малом бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2002. -35 с.
  8. Грибов В.Д.  Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 78 с.
  9. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 123 с.
  10. Ендовицкий Д. А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии: научное издание. – М.: КНОРУС, 2006. – 264 с.
  11. Закон РСФСР от 25 Декабря 1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
  12. Ивантер А. Не в дверь, так в окно. // Эксперт. – 2005. – №  28.
  13. Климова Г.Г., Марченкова О.О. Методы поддержки малого бизнеса: реалии сегодняшнего дня.  Журнал «Экономика. Государство. Общество», № 2, июнь 2011.
  14. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2002. – 31 с.
  15. Лукьянова Т. Г., Пономарева Е. Н., Залышкина Т. А. и др. Актуальные вопросы экономики, налогообложения и налогового права [Электронный ресурс]. – Налоги и финансовое право, 2007. – СПС «Гарант».
  16. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: стат.сб. / Росстат. – M., 2009. – 151 с.
  17. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / Под ред. Е.Г. Ясина [и др.]. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. – 220с.
  18. Малый бизнес – большая политика. Редакционная статья [Текст]. // Эксперт. – № 28 – 2005.
  19. Малый бизнес засвечивается неохотно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2004/09/09ex-povest1_39727.
  20. Мамонтов В.Д. Дивергенция малого предпринимательства в современной экономике России // Дис. … докт. экон. наук. Тамбов, 2004. - 450 с.
  21. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.
  22. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en gеnеral / R. Cantillon. - L., 1755. – 365 с.          
  23. Сайдуллаев Ф.С., Шестопёров А.М. Проблемы малого бизнеса. – М.: Наука, 2009. – 45 с.
  24. Сергеева Н.И. Анализ динамики развития малого предпринимательства в России. – М.: Наука, 2010. – 78 с.
  25. Смит А. Исследование о богатстве народов / А. Смит. – Пг., 1954. – 552 с.
  26. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ: отчет по результатам общероссийского исследования [Электронный ресурс] /ОпораРоссии – ВЦИОМ. – Режим доступа: http://opora.ru/upload/iblock/bb7/bb70e6016dce9a8c8d93f0787fd0cd79.pdf.
  27. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  28. Швецов А.Н., Лексин В.Н., Ситников А.И. Развитие малого бизнеса в экономике российских регионов // Проект ТАСИС. М., 2004. Июль.
  29. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. -234 с.



Информация о работе Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ