Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
раскрыть понятие «малое предпринимательство»;
изучить основные этапы развития, субъекты и формы малого предпринимательства
охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
определить место и роль малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. -3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России………………………………………………… -6
1.1.Понятие «малое предпринимательство»
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и субъекты малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства……………... -12
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19

Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации………………………………… -31
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37

Заключение………………………………………………………………………... -43
Список литературы………………………………………………………………. -47

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать  либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «коммандитное товарищество» или «товарищество на вере». (Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., 2001 :123).

      Ограниченное товарищество (общество с ограниченной ответственностью) - такое объединение, которое формируется на основе заранее определенных вкладов пайщиков. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается общество, уставный капитал которого разделен доли определенных размеров; участники такого общества не отвечают по его обязательствам и рискуют лишь в пределах своих вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченная ответственность».

     Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками общества с ограниченной ответственностью. Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. В учредительных документах ООО должны определяться его наименование, место нахождения, порядок управления; содержаться сведения о размере уставного капитала общества; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушения обязанностей по внесению вкладов.

В учредительном договоре учредители должны принять обязательства  по созданию общества, определить порядок  совместной деятельности по его созданию, ставить условия передачи обществу своего имущества и участия в его деятельности, определить условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков. Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества. Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством. Минимальный размер уставного капитала в различных странах различен: в Австрии он составляет 500 тыс. шиллингов, в России - 10 тыс. рублей, в Венгрии - 1 млн. форинтов.

Органами управления ООО являются общее собрание участников общества и исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью ООО и подотчетный общему собранию его участников.

 Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число равных долей - акций. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.

Акционерами могут быть граждане (физические лица) или юридические  лица, принявшие решение об его  учреждении. Решение об учреждении акционерного общества принимается учредительным собранием. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено, а закрытого акционерного общества не может превышать 50 человек. Акционерное общество может быть создано одним лицом, которое принимает решение о создании акционерного общества единолично. Однако АО не может быть учреждено другим хозяйственным обществом, которое состоит из одного лица. Важно отметить, что государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями акционерного общества.

Акционерные общества бывают двух типов: закрытые и открытые. Акции  открытых обществ распространяются в свободной продаже, акционеры  могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров этого акционерного общества. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для всех органов акционерного общества и его акционеров. Он должен содержать следующие сведения

- полное и сокращенное  фирменное наименование акционерного  общества;

-место его нахождения;

-тип акционерного общества (открытое или закрытое);

-количество, номинальную стоимость, категории акций (обыкновенные, привилегированные) и типы привилегированных акций;

-права акционеров

-размер уставного капитала акционерного общества.

Акционерное общество имеет  фирменное наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и тип акционерного общества (открытое или закрытое). Акционерное  общество может иметь полное или  сокращенное наименование на различных  языках.

Акционерное общество имеет  право выпускать обыкновенные, а  также один или несколько типов  привилегированных акций, номинальная  стоимость последних не должна превышать 25% уставного капитала акционерного общества. При учреждении акционерного общества его акции должны быть среди учредителей. Все акции общества являются именными. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров). На годовом собрании акционеров решаются вопросы: об образовании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии; утверждение годовых отчетов, счетов прибылей и убытков акционерного общества, распределение его прибылей и убытков и др.

Частное предприятие. Из гражданского законодательства не вытекает, что индивидуальные (частные) предприятия также можно отнести к субъектам малого бизнеса, однако в зависимости от численности занятых работников они должны относиться к малым предприятиям.Частное предприятие - это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками.

Наиболее распространенной организационной формой малого бизнеса  является индивидуальное предприятие.

Преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:

- полная самостоятельность,  свобода и оперативность действий, не требующая для принятия  решений получения согласия партнеров;

- заинтересованность  в упорной работе, в тщательном  собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, так как все доходы поступают к единому владельцу предприятия;

- конфиденциальность  деятельности.

Но наряду с достоинствами  этой организационной формы ей свойственны  и недостатки, которым относятся:

- ограниченность привлечения  значительных финансовых средств;

- полная имущественная  ответственность за долги в  случае банкротства;

- недоверие со стороны  государственных учреждений и  крупных предприятий;

- слабость управления. Обычно владелец является управляющим  по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта;

- трудность в получении  кредита;

- высокий уровень банкротства  (Лапуста. М.Г., Старостин Ю.П.,2002 : 31).

 

   Таким образом,  в первой главе нашей курсовой работы мы рассмотрели эволюцию понятия «предпринимательство», понятие  малого предпринимательства как категории предпринимательства в целом. Выяснили, на каких нормативно-правовых аспектах и законах экономической теории базируется малое предпринимательство, изучили этапы развития малого бизнеса в системе социально-экономических отношений. Также исследовали субъекты малого предпринимательства и их взаимовлияние в отношении регионального хозяйства. Кроме того, мы ознакомились с критериями выделения малого предпринимательства в микроэкономике, а также изучили особенности основных организационно-правовых форм субъектов малого бизнеса. Во второй главе, мы планируем провести сравнительно-сопоставительный анализ развития малого предпринимательства в среде российских регионов, определить каков потенциал развития малого бизнеса в микроэкономике России, а также исследовать особенности взаимоотношения малых предприятий с другими экономическими субъектами и оценить методы их государственной поддержки.

 

 

 

Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ

 

2.1. Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в РФ

 

В данной главе нашей  курсовой работы мы попытаемся изучить современное состояние малых предприятий в России, проанализировать динамику основных экономических показателей малых предприятий за последние годы. А также рассмотрим основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в России. Информационной базой для работы над проблемой развития предпринимательской среды российских регионов послужили статьи экономических журналов «Экономические исследования», выпуск № 6, ноябрь 2011; «Экономика. Государство. Общество», выпуск № 2, июнь 2011; «Российский экономический журнал», 2003, а также работы Бабаевой Л.В «Малый бизнес в России», Сабельникова М.А «Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства» и др.

   Учёные говорят  о том, что в условиях структурной перестройки всей системы хозяйствования развитие малого предпринимательства должно быть одной из приоритетных задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому в настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности. Вместе с тем, на современном этапе малое предпринимательство, как образ жизни миллионов людей, не имеет глубоких исторических корней, а его уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность широких слоев общества «изначально» возникла не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономических преобразований «сверху», разрушения централизованной плановой экономической системы государства (Буянов В. П., 2002 : 124).

   Поэтому, для оценки современного состояния малых предприятий возьмём за основу научно-исследовательские работы Бармуткина Т.В «Анализ современного состояния малого предпринимательства в России», Еваленко М.А «Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов», Сергеевой Н.И «Анализ динамики развития малого предпринимательства в России», - где авторы осуществляют анализ динамики основных экономических показателей деятельности малых предприятий в России за последние годы.

   Характеризуя в целом становление малого предпринимательства в России за годы рыночных преобразований, можно сказать, что решительного поворота в сторону его развития сделано не было. Так, на начало 2010 г. зарегистрировано 1602,5 тыс. малых предприятий, что в среднем составляет 11,3 предприятий на 1000 человек, тогда как в государствах Европейского союза этот показатель колеблется от 35 до 68.

   Сергеева Н.И  говорит о том, что для оценки деятельности малых предприятий в РФ необходимо провести анализ их деятельности, исходя из данных по кризисному 2009 году и нынешнему 2010 году. Это необходимо для того, чтобы понять насколько сильное влияние на данный сегмент субъектов экономики нанес кризис, и оценить государственную поддержку малого предпринимательства за указанный период (Сергеева Н.И., 2010: 37).

   Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В первом квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода. Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве - 21,1%, в сельском хозяйстве - 17,4%, в торговле - 16,4% и в промышленности - 6,1%. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса.

  По мнению Бурмуткина Т.В, в наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России (Бурмуткин Т.В., 2011 : 5).

   По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. Рост числа малых предприятий как в абсолютном, так и в относительном выражении зафиксирован в двух федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 3,7% или 6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,8% или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,8% или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,6% или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6% или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).   На 1 июля 2010 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.). Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (на 17,6 ед.), Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.) и Магаданской области (на 13,9 ед.). В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Волгоградской области (на 79,9 ед.).

Информация о работе Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ