Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
раскрыть понятие «малое предпринимательство»;
изучить основные этапы развития, субъекты и формы малого предпринимательства
охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
определить место и роль малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства;
Введение………………………………………………………………………….. -3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России………………………………………………… -6
1.1.Понятие «малое предпринимательство»
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и субъекты малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства……………... -12
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19
Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации………………………………… -31
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37
Заключение………………………………………………………………………... -43
Список литературы………………………………………………………………. -47
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы малого предпринимательства
как
компонента экономики России……………………………………
1.1.Понятие «малое
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и
субъекты малого
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19
Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного
состояния и проблем
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития таких форм хозяйствования, как предприятия малого и среднего бизнеса. Появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого предпринимательства в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в совокупности с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. По мнению Грибова В.Д., развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни страны (Грибов В.Д., 2001 :45).
Выбор темы нашей курсовой работы «Потенциал малого предпринимательства в экономике российских регионов» обусловлен тем, что малый бизнес, в силу своей массовости и мобильности способен определять социально-экономические условия территорий, одновременно выступать производителем и потребителем товаров и услуг, расширять объемы спроса и предложения на рынке. Сфера малого бизнеса также способна отражать экономическую активность населения. Поэтому всесторонняя поддержка и создание благоприятных условий для развития данной сферы должны выступать необходимыми элементами экономической политики региона. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления микроэкономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Это подчёркивает актуальность нашей исследовательской работы в области развития малого предпринимательства в России.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
Таким образом, объектом нашего исследования будет являться малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках экономики страны (конкретно России), а предметом - тенденции, факторы развития и меры государственной поддержки малого предпринимательства как вида экономической деятельности.
Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что в ней подробно рассматриваются особенности малого предпринимательства российских регионов, динамика его развития за последние три года, анализируются тенденции развития малого бизнеса в России, рассматриваются критерии выделения малых предприятий и формы их деятельности. Кроме того, мы попытались выявить проблемы развития малого предпринимательства в стране и определить пути их решения.
Наша курсовая работа состоит из двух глав, в первой мы представим теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России, а во второй главе проведём сравнительно-сопоставительный анализ развития малого предпринимательства в российских регионах в последние годы, исследуем методы поддержки малого бизнеса со стороны государства.
Информационная база курсовой работы включает в себя: законодательные акты и иные нормативно-правовые документы Российской Федерации, регламентирующие функционирование сферы малого предпринимательства, результаты исследований и работы отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и Федеральной службы государственной статистики, информационные ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России
1.1.Понятие «малое предпринимательство» в экономической науке
Прежде чем обратиться в своей курсовой работе к исследованию особенностей развития малого предпринимательства в российских регионах, нам необходимо изучить понятие и историю возникновения данного термина. «Большой экономический словарь» под редакцией Азрилияна А.Н даёт нам такое определение: «Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». Категория «малое предпринимательство» вытекает из понятия предпринимательство в целом, поэтому для дальнейшей работы нам необходимо его рассмотреть.
Понятие «предпринимательство» имеет английское происхождение, впервые его ввел в научное обращение английский ученый Ричард Кантильон. Он даёт нам такое определение: предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска (Cantillon R., 1755 : 365). Кантильон рассматривал его как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений.
Основатель классической политической экономии Адам Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода (Смит А., 1954 : 552). Смит рассматривал предпринимателя как собственника и связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с личной заинтересованностью предпринимателя (его обогащением), в процессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовлетворению потребностей общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организует производство, распределяет полученные доходы.
Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX ст. английский экономист Алан Маршалл, выделив организацию производства, а со временем предпринимательскую способность к такой организации как отдельный фактор производства (наряду с трудовым ресурсом, землей и капиталом).
С конца CIC столетия экономическая мысль постоянно обращается к проблеме предпринимательства, и во второй трети CC века возникают новые подходы к рассмотрению данного определения.
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес австрийский экономист Иозеф Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями, определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству.
По мнению И. Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях:
- реформировании и коренной перестройке производства путем внедрения новых видов техники и технологий, создания новых товаров, освоения новых рынков, источников сырья;
- использовании научных разработок, маркетинга и др. Выполнение этих функций зависит от хозяйственно-политической среды, которая определяет возможности, виды, мотивацию предпринимательства (Шумпетер И., 1982 : 341).
Рассмотрев различные подходы зарубежных ученых, с начала XVIII по XX вв., к исследованию такого явления как предпринимательство, можно сделать вывод, что его особенность заключается в наличии индивидуальной, новаторской инициативы, организации и реорганизации социально – экономического механизма, с расчетом на то, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и сложившуюся ситуацию и взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать.
Также в исследованных подходах можно выделить основные общие для всех них моменты:
-принятие риска;
-получение дохода;
-комбинация факторов производства;
-персонификация субъекта предпринимательской деятельности.
Основываясь на рассмотренных
трактовках, можно выдвинуть обобщенное
понятие предпринимательства
В России научный и практический интерес к понятию предпринимательской деятельности стал актуальным в 90-х гг. XX в., после перехода к рыночной экономике и возрождения легального предпринимательства. Одним из первых появилось понятие, в котором под предпринимательством понимается любая деятельность, приносящая прибыль. Эта позиция нашла свое отражение в федеральном законе о предприятиях и предпринимательской деятельности, который действовал до середины 2002 года (Закон РСФСР от 25 Декабря 1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
В данном Законе впервые были перечислены права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии со стороны государства.
В настоящее время, в российском законодательстве, понятие «малое предпринимательство» четко определено и имеет критериальные отнесения в принятом 24 июля 2007 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Гражданский кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке (Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1).
Вследствие стремительного роста количества малых форм хозяйствования постепенно стала выделяться, категория малое предпринимательство. В отечественной истории данная категория начала появилась с 1988 года. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
Сам термин малое предпринимательство имеет универсальный, синтетический характер. В научной литературе существуют различные подходы к определению малого предпринимательства. При этом некоторые авторы отождествляют малое предпринимательство и малый бизнес, другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. На самом деле различие заключается в том, что малый бизнес акцентирует внимание на хозяйственной деятельности как организационно – управленческом процессе, в то время как малое предпринимательство, на специфике данной деятельности, на ее инновационном и рисковом характере. Но, в сущности, это одно и то же явление.
Нередко современные ученые определяют малое предпринимательство как специфический тип хозяйственного поведения людей, но при этом используют различные критериальные подходы:
Так примером служит определение малого предпринимательства как хозяйственной деятельности субъекта в целях получения прибыли и особый творческий, тип хозяйствования (экономического поведения), отличающийся новаторством, нахождением все более эффективных способов использования ресурсов, открытостью к новым перспективам, готовностью идти на риск (Мамонтов В.Д., 2004 : 450).
Мы считаем, что данное определение схоже по смыслу с определениями, выдвигаемыми западными экономистами прошлых веков (Р. Кантильоном, А. Смитом, А. Маршаллом, И. Шумпетером).
Швецов А.Н даёт такое определение: «Малое предпринимательство – это бизнес, в котором главным субъектом является предприниматель, рационально соединяющий факторы производства на личной инициативной и инновационной основе под полную экономическую ответственность с целью получения добавочной прибыли» (Швецов А.Н., Лексин В.Н., Ситников А.И., 2004 : 13).