Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития (с 2009 по 2012 гг), определить его роль в экономике страны, а также изучить специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Из поставленной нами цели вытекает ряд следующих задач, которые мы планируем решить в ходе нашей работы:
раскрыть понятие «малое предпринимательство»;
изучить основные этапы развития, субъекты и формы малого предпринимательства
охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
определить место и роль малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. -3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства как компонента экономики России………………………………………………… -6
1.1.Понятие «малое предпринимательство»
в экономической науке…………………………………………………………… -6
1.2.Этапы развития и субъекты малого предпринимательства в системе социально-экономических отношений регионального хозяйства……………... -12
1.3.Критерии выделения малого предпринимательства и его виды…………… -19

Глава 2. Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ……………………………………………… -31
2.1.Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации………………………………… -31
2.2. Методы развития и поддержки малого предпринимательства в России….. -37

Заключение………………………………………………………………………... -43
Список литературы………………………………………………………………. -47

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, каждый из этих видов, государственное и частное предпринимательство, имеют свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том, и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Поэтому все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в первую очередь на местные рынки сбыта.

 

1.3. Критерии  выделения малого предпринимательства  и его виды

 

     По мнению Грибова В.Д, разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит то, какие предприятия относить к малым, а какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, а также статистическая отчетность (Грибов В.Д., 2002 : 43).

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при их разработке необходимо выделить:

- объективность;

- дифференциацию величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;

- простоту в понимании и использовании;

- количество критериев;

- стабильность критериев.

Все мелкие и средние  предприятия условно делят на две группы. Об этом говорит в своей работе «Малый бизнес в России» Бабаева Л.В. Она отмечает, что первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят  предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены (Бабаева Л.В., 2003 : 16).

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать также с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной и политической (Приложение 2).

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя  численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность персонала;

- размер уставного  капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли,  дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

 До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялось согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Федеральный закон от 24 июля 2007 г «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала и объему выручки от реализации товаров.

Законом № 209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.

Независимо от вида экономической  деятельности субъектов малого предпринимательства  Законом установлены категории по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно,100 человек включительно- малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек).Закон устранил правовую неопределенность содержащуюся в Законе №88-ФЗ, установив, что средняя численность работников рассчитывается за календарный год, а не за отчетный период , как было ранее. В Законе №88-ФЗ понятие «отчетный период» не было определено, в связи с чем, суды и налоговые органы трактовали его самостоятельно.

Добавился новый критерии по назначению выручки от реализации товаров без учета НДС или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008г.№556 для каждой категории субъектов малого предпринимательства установили следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год:

- микропредприятия- 60.млн.  рублей;

- малые предприятия- 400 млн. рублей;

- средние предприятия- 1 млрд. рублей.

С установлением новых  критериев отнесения к субъектам  малого предпринимательства торговли их круг расширился. В соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995г. Порог по критерию « средняя численность работников» в оптовой торговле и общественном питании малых предприятии и января 2008г. Круг малых предприятий торговли пополнился организациями со средней численностью работников от 31 (51) до 100 человек. Кроме того, к субъектам малого предпринимательства наравне с коммерческими организациями отнесены предприятия потребительской кооперации, которые ранее, являясь некоммерческими организациями, к малым предприятиям не относились (Сабельников М.А., 2008 : 21).

 В учебном пособии Колчиной  Н.В «Финансы предприятия» отмечается  то, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в разных отраслях экономики. А основными организационно-правовыми формами субъектов малого бизнеса являются полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), ограниченное товарищество (общества с ограниченной ответственностью), открытые и закрытые акционерные общества (Колчина Н.В, Поляк Г.Б, Павлова Л.П., 2001 : 29).

   В ходе своей курсовой работы, мы ознакомилисьс характеристикой форм малого предпринимательства, предлагаемой нам такими учёными как Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Лапуста. М.Г., Старостин Ю.П. и др. В их работах указано, что полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом. Это означает, что если частное лицо вошло в товарищество на правах одного из учредителей, то случае банкротства у него будет конфисковано все личное имущество, выходящее за рамки жизненно необходимого: картины, мебель, ювелирные изделия и т.д. Участниками полного товарищества могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица как коммерческие организации. Договор о их совместной деятельности в какой-либо области уже можно рассматривать в качестве образования такого товарищества. Таким образом, учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который должен быть подписан всеми участниками полного товарищества. В учредительный договор должны быть включены следующие обязательные сведения:

- порядок совместной деятельности  по созданию полного товарищества;

- о размере, составе, сроках  и порядке внесения вкладов;

- наименование полного товарищества  и место его нахождения.

Полное товарищество должно иметь фирменное наименование, содержащее либо имена всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов « и компания» и слова «полное товарищество». Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех его участников; каждый участник полного товарищества имеет один голос. Но бывают случаи, когда решение принимается большинством голосов участников, в таком случае будет иной порядок определения количества голосов его участников при принятии решений. Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники полного товарищества ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. При совместном ведении дел его участниками для совершения каждой сделки необходимо согласие всех участников. Если ведение дел полного товарищества поручено поручается одному лицу, то остальные участники для совершения сделки должны иметь доверенность от лица, на которого было возложено ведение дел товарищества. Важной особенностью полного товарищества является также положение о том, что его участники несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. В тоже время участник, выбывший из полного товарищества, отвечает по обязательствам, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет после его ухода. Прекращение деятельности полного товарищества может быть осуществлено путем его реорганизации или ликвидации в соответствии с законом. Полное товарищество может функционировать, если в его составе есть хотя бы два участника. Если же в составе полного товарищества остается один участник, то полное товарищество должно быть ликвидировано.

 Товарищество на вере или коммандитное - модифицированная форма полного товарищества. Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в общество. Такие участники, которые рискуют лишь в пределах своего вклада, являются внешними участниками и называются коммандистами. Они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Главной особенностью коммандитного товарищества является положение полных товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Так, все полные товарищи подписывают учредительный договор о создании товарищества на вере, управляют им, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики же не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению. Однако они несут обязанности и имеют права, как и полные товарищи в коммандитном товариществе.

Вкладчик имеет право:

- получать часть прибыли товарищества;

- знакомиться с годовыми отчетами  и балансами товарищества;

- по окончании финансового года  выйти из товарищества и получить  свой вклад в порядке, предусмотренном  учредительным договором;

- передать свою долю в складочном  капитале или ее часть другому  вкладчику или третьему лицу.

Участниками товарищества на вере в качестве полных товарищей  могут быть индивидуальные предприниматели  или коммерческие организации, а  в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере. Участник полного товарищества не может полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. Учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается всеми полными товарищами. Он должен включать в себя следующее:

- условия о размере  и составе складочного капитала  товарищества;

- о размере, составе,  сроках и порядке внесения  вкладов;

- о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

 Кроме того, в учредительном договоре должен быть установлен порядок получения вкладчиками части прибыли, условия получения вкладчиками своего вклада при выходе из товарищества, условия распределения имущества между полными товарищами и вкладчиками при ликвидации товарищества на вере после удовлетворения требования кредиторов, место нахождения товарищества на вере, фирменное наименование.

Информация о работе Потенциал развития предпринимательской среды российских регионов: сравнительный анализ