Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью курсовой работы изучение и анализ проблемы спорта в сельской местности.
Введение………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи………………………………………………….7
§1.1. Физическая культура, спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор………………………………………………….………..7
§1.2. Сущность формы и причины проблемы спорта в сельской местности………………………………………………………..….………16
§1.3. Методы и способы борьбы с проблемами развития спорта в сельской местности…………………………………………………………………...20
Глава II. Практическое исследование проблемы спорта в сельской местности Иркутской области………………………………………..…..28
§2.1. Программа исследования…………………………………………..28
§2.2. Обработка и анализ результатов исследования………….………31
Заключение………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………….…….43
Приложение…………………………………………………………47
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи………………………………………………….7
§1.1. Физическая культура, спорт
в сельской местности, как социально-значимый
фактор………………………………………………….……….
§1.2. Сущность формы и
причины проблемы спорта в сельской
местности………………………………………………………
§1.3. Методы и способы борьбы
с проблемами развития спорта в сельской
местности………………………………………………………
Глава II. Практическое исследование проблемы спорта в сельской местности Иркутской области………………………………………..…..28
§2.1. Программа
исследования…………………………………………..
§2.2. Обработка и анализ результатов исследования………….………31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………….…….43
Приложение……………………………………………………
Введение.
Актуальность проблемы. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Физическая культура и спорт способствует воспитанию физических, эстетических и нравственных качеств личности, организации общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактике заболеваний, это физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, общепедагогических (дидактических, воспитательных), а также оздоровительных задач. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, в целом, физическая культура и спорт, в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. [2, с. 52] Однако не всегда спорту уделяется пристальное внимание. Особенно проблема развития спорта характерна для жителей сельской местности. Она имеет свои специфические, отличительные от городских, особенности организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Рассматриваемая мною проблема является на сегодня актуальной, поскольку сельская молодежь практически не имеет возможности заниматься спортом, физически развиваться, посещать какие-либо секции, поскольку данная отрасль в далеких глубинках нашей страны не развита. За чертой города отсутствуют необходимые специалисты в области физической культуры, тренеры, нет нужного для занятий инвентаря, порой и не находится соответствующего помещения. Следовательно, сельская молодежь не находит иного занятия как алкоголизм, наркомания, курение. То есть повышается в разы риск ведения молодыми людьми асоциального, девиантного поведения. Поэтому задача формирования сознательного отношения школьников, молодежи к собственному здоровью и физической подготовленности становится чрезвычайно важной на этом этапе развития личности и выступает как социально-значимая, которая может быть решена за счет новых подходов к организации спортивного воспитания [16, с. 57]
В ходе анализа литературы мною была изучена следующая литература: «Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности» автор доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева, где спорт рассматривается, как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он, по мнению автора, влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей [12]; «Физическая культура: молодежь и современность» Бальсевича В.К., в которой происходит оценка отношений современной молодежи и физической культуры, анализ сложившейся ситуации и рассматривается роль спорта в жизни молодых людей [5]; в статье «Управление развитием социально-культурной сферы села» Турутина А.В., где указывается острая необходимость сельской молодежи, подрастающих детей в физической ультуре, спорт рассматривается как основополагающий принцип социального, психологического и общественного развития молодежи, там же ставится вопрос об организации эффективной деятельности по управлению данной сферой в сельской местности [21]; в работе A.В. Лотоненко, Б.К. Зыкова «Проблемы развития физической культуры молодежи» анализируются современные проблемы с которыми сталкивается спорт и физическая культура в молодежной среде, рассматриваются наиболее эффективные пути их решения [14].
Объектом данной курсовой работы является физическая культура и спорт среди сельской молодежи.
Предметом курсовой работы является развитие спорта и физической культуры в среде сельской молодежи.
Целью курсовой работы изучение и анализ проблемы спорта в сельской местности.
Задачи курсовой работы:
Методологической базой послужили труды ученых, а также научные концепции и модели следующих специалистов: социальная значимость физической культуры и спорта, а также освоение личностью ценностного потенциала культуры в целом, в процессе физкультурно-спортивной деятельности раскрывают работы В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и др. Состояние и эффективность пропаганды физической культуры и спорта в разное время изучали: П.А. Виноградов, С. И. Гуськов, Ж.В. Кудрявцева, М.В. Шишигин и др. Состояние спортивных сооружений и использование в физкультурно-спортивной деятельности изучались В.В. Алешиным, Л.В. Аристовой, М.И. Золотовым, Е.В.Кузьмичевой, И.И. Переверзиным, и др. Значение физкультурно-спортивных мероприятий в процессе привлечения населения к физкультурно-спортивной деятельности затронуты в работах В.И.Жолдака, В.Н.Зуева, В.Г.Камалетдинова, В.С.Родиченко и др. Проблемы сельского физкультурного движения в разные годы изучали B.C. Аношкин, Б.М. Бахмудов, Ю.В. Борисов, Т.В. Заболуева, И.И.Зеленов, И.С. Ленченков ,Н.А. Соловьев и др. В то же время необходимо отметить, что все исследования, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью в сельской местности, проводились при других социально-экономических условиях развития общества. Работ, которые бы рассматривали конкретно проблему физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности в современных условиях, крайне недостаточно.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы
изучения проблемы развития спорта среди
сельской молодежи.
§1.1. Физическая культура и спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор.
Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели.
Они являются не только эффективным средством физического развития сельской молодежи, но и укреплением и охраной его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности молодого поколения, разумной формой организации и проведения досуга бесспорно влияют на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации. В современных условиях возросла роль спорта в решении таких социальных проблем, как наркомания, беспризорность, преступность, а главное - сохранение и укрепление здоровья генофонда. Указанные проблемы могут быть решены благодаря накопленному опыту работы по организации массовой физкультурно-оздоровительной работы. [2, с. 53]
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. [6, с 256]
Это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность, что очень хорошо может сказаться на общественной жизни в селе.
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека, особенно проживающего в сельской местности. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. [9, с. 195]
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.). [18, с. 3]
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. [20, с. 368]
В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью. [5, с. 15]
Таким образом, физическая культура и спорт - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется, что отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы. Успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально - трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество. [13, с. 167]
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются сельская молодежь - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обобщающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
При рациональной организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий в сельской местности осуществляется воздействие на участников в направлении воспитания у них активной жизненной позиции, высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, а также естественной потребности в использовании физических упражнений и спорт Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. [6, с. 348]
Информация о работе Проблема развития спорта среди сельской молодежи