Проблема развития сельского хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:59, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является - рассмотреть и проанализировать проблемы развития сельского хозяйства России, а так же возможные пути совершенствования его деятельности.
Задачами являются:
1. Рассмотрение особенностей сельскохозяйственного производства России.
2. Перспективы развития сельского хозяйства России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности сельскохозяйственного производства России….4
1.1 Проблемы развития сельского хозяйства России……………………4
1.2 Экономические проблемы земледелия……………………………….8
Глава 2. Перспективы развития сельского хозяйства России…………..10
2.1 Необходимые условия устойчивого развития АПК…………………10
2.2 Регулирование земельных отношений……………………………….17
2.3 Трансформация направлений развития отечественного сельского хозяйства……………………………………………………………………20
2.4 Итоги реализации национального проекта “Развитие АПК”……….24
Заключение…………………………………………………………………25
Список используемых источников………………………………………..28

Файлы: 1 файл

пролема развития с.х.docx

— 48.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности сельскохозяйственного  производства России….4

1.1 Проблемы развития сельского хозяйства России……………………4

1.2 Экономические проблемы земледелия……………………………….8

Глава 2. Перспективы развития сельского хозяйства России…………..10

2.1 Необходимые условия  устойчивого развития АПК…………………10

2.2 Регулирование земельных  отношений……………………………….17

2.3 Трансформация направлений  развития отечественного сельского  хозяйства……………………………………………………………………20

2.4 Итоги реализации национального  проекта “Развитие АПК”……….24

Заключение…………………………………………………………………25

Список используемых источников………………………………………..28

 

Введение

Аграрные  проблемы занимают важное место в  современной экономической теории. Кроме того, для многих стран, в  том числе и России, продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной  безопасности страны. Сельское хозяйство  обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления  производится из продукции сельского  хозяйства, поэтому от эффективности  этой отрасли прямо зависит жизненный  уровень населения.

   Вклад аграрного сектора в экономический рост по участию в рынке связан с его ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики. Интенсификация обусловливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что влияет на темпы роста отечественной индустрии.

Целью моего реферата является - рассмотреть  и проанализировать проблемы развития сельского хозяйства России, а  так же возможные пути совершенствования  его деятельности.

Задачами  являются:

1. Рассмотрение  особенностей сельскохозяйственного  производства России.

2. Перспективы  развития сельского хозяйства  России.

 

 

Глава 1. Особенности сельскохозяйственного  производства России

1.1 Проблемы развития сельского  хозяйства России

Сложности в развитии отечественного сельского  хозяйства были и остаются следствием недооценки роли государства в формировании национальной аграрной политики, отсутствия необходимой материально-технической  и финансовой поддержки отрасли. Это привело к перекосу, когда  отечественное продовольствие по отношению  к субсидированному импортному оказалось  неконкурентоспособным. Оно стало  дороже ввозимого и повсеместно  вытесняется с российского рынка. Объем закупок за границей продовольствия только за 3 последних года вырос  в 1,6 раза. В России также не развито  производство качественной и производительной сельскохозяйственной техники, фермеры  выбирают лучшее и закупают импортные  тракторы и сеялки.

Мощным  обновляющим импульсом для экономики  страны стали приоритетные национальные проекты, в том числе «Развитие  АПК», которые в сжатые сроки должны были решить наиболее острые проблемы села.

Как известно, приоритетный национальный проект «Развитие  АПК» включал в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых  форм хозяйствования в АПК» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». Можно отметить заметные успехи в его реализации: выросло производство мяса и молока, получили развитие малые формы хозяйствования, увеличилось число сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществлены мероприятия по обеспечению доступным  жильем молодых специалистов на селе.

Безусловно, выполнение нацпроекта «Развитие АПК» позволило повысить рентабельность птицеводства и животноводства. Но для дальнейшего ускорения этого  процесса требуется провести техническое  перевооружение действующих отраслевых комплексов и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Однако  одной из главных целей нацпроекта «Развитие АПК» являлось увеличение производства мяса в стране. Поэтому  основные мероприятия предусматривали  создание условий для привлечения  инвестиционных ресурсов, необходимых  для развития животноводства, за счет выделения дополнительных бюджетных  средств для субсидирования части  затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство  и модернизацию животноводческих и  птицеводческих комплексов. Число сельских тружеников, взявших кредиты, увеличилось. Особенно заметно вырос спрос  на кредиты хозяйств населения.

Активное  развитие получило льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов. Есть положительные примеры  и лизинговых услуг, за счет чего на село поставлено значительное количество племенного высокопродуктивного скота  и оборудования.

Одним из примеров успешного развития сельского  хозяйства, и в частности птицеводства и животноводства, в стране служит Белгородская область. Она стала  лидером по производству мяса птицы, а также добивается высоких показателей  в производстве свинины, входит в  десятку передовых регионов по производству других видов сельхозпродукции. В  области активно осваиваются  современные индустриальные методы сельскохозяйственного производства. Внедрение высоких технологий является характерным для сельского хозяйства XXI века, а при высокой степени  механизации обеспечивается высокое  качество продукции.

Следует признать, что Россия оказалась не готова к росту отечественного сельхозпроизводства. Сельхозтоваропроизводители стали  поставлять на рынок высококачественную сельскохозяйственную продукцию, которая  по многим параметрам лучше привозной, но дороже, поскольку себестоимость  ее высока. В таких условиях потребители, конечно, купят более дешевые, но и менее качественные, импортные  продукты. Значит, необходимы особые механизмы  для защиты отечественного продовольственного рынка и самих сельхозтоваропроизводителей.Защищать же отечественных сельхозтоваропроизводителей можно только разработкой соответствующих законов и контролем за их выполнением.

Причины отставания отечественного животноводства - это неразвитость кормовой базы, низкая конкурентоспособность отечественной  продукции. Потребление мяса на душу населения в России менее 57 кг на человека в год, что ниже рекомендуемого рационального уровня, который составляет примерно 75-77 кг, и значительно уступает уровню потребления мяса и мясных продуктов в развитых странах.

В 2006 г. был принят ряд федеральных  законов, регулирующих различные аспекты  отношений в аграрном секторе, в  области земельных отношений, а  также необходимых для реализации приоритетного национального проекта  «Развитие АПК». Самый важный из них - Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», устанавливающий  правовые основы осуществления государственной  социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства, по обеспечению населения российскими  продовольственными товарами, сельскохозяйственным сырьем, и содействующий устойчивому  развитию сельских территорий.

Какие бы меры ни принимались для подъема  отечественного сельскохозяйственного  производства, нельзя забывать и о  социальном переустройстве сельской жизни. Это вопрос социальной политики государства. Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации  совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной  политике был проведен «круглый стол»  на тему «О мерах, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации по повышению эффективности  использования бюджетных средств, выделяемых на федеральную целевую  программу «Социальное развитие села до 2010 года». На нем отмечалось, что для наращивания экономического потенциала аграрного сектора и  реализации приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» требуется  системный подход. Необходимо в комплексе  осуществлять меры по обеспечению устойчивого  развития сельских территорий, повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

К сожалению, в отдельных субъектах Российской Федерации региональными органами государственной власти не приняты  программы социального развития села, что не позволяет подходить  к решению программных заданий  системно, с учетом интересов и  приоритетов развития сельских территорий регионов. Наблюдались случаи несвоевременного и не в полном объеме выполнения субъектами Российской Федерации обязательств софинансировать программные мероприятия. Так, при реализации направления  нацпроекта «Развитие АПК» «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» возникали  проблемы, связанные с ростом цен  на жилье.

Отмечается  отставание и в развитии сети сельских автомобильных дорог. Исправить  ситуацию можно только одним способом - принятием соответствующих законов. Совместно с правительством разрабатывается  и в ближайшее время будет  принят федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О развитии сельского хозяйства» в части государственной поддержки  отрасли, осуществления мер по поддержке  доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и устойчивого развития сельских территорий. При этом предусматривается  увеличение финансирования мероприятий  по развитию общеобразовательных учреждений в сельской местности, культурно-досуговой  деятельности и материально-технической  базы учреждений культуры клубного типа. Намечены рост объемов строительства  и реконструкции сельских автомобильных  дорог, иных объектов транспортной инфраструктуры, а также выделение средств  по этим направлениям.

 

 

 

1.2  Экономические проблемы  земледелия

Особенностью  современного сельскохозяйственного  производства является необходимость  формирования оптимальной взаимосвязи  экологии и экономики, чтобы обеспечить устойчивое развитие агропродовольственного комплекса в соответствии с Концепцией Конференции Организации Объединенных наций по окружающей среде.

Однако  в России этот принцип недооценивается. В 1990-е годы либерально-экономические  реформы в аграрной экономике  были сосредоточены на трансформации  собственности, земельных отношений, проведении институциональных преобразований, не обращалось внимания на агроэкологическое  состояние земельных ресурсов, соблюдение агротехнических требований возделывания сельскохозяйственных культур. В условиях становления рынка стало доминировать стремление получать максимальную прибыль, успешно решать экономическую проблему спроса и предложения, игнорируя  экологический фактор, что привело  к ухудшению агроэкологического состояния земель. Ставка сделана  на рыночное саморегулирование в  аграрном секторе, определяющее возделывание тех сельскохозяйственных культур, продукция которых востребована. В настоящее время рыночными, или коммерческими культурами являются зерновые и подсолнечник. Возникла необходимость увеличения валовых  сборов зерна и семян подсолнечника  не только для удовлетворения внутренних потребностей, но также для экспорта. В производстве этой продукции стал преобладать экстенсивный метод, то есть расширение посевных площадей по мере роста спроса на нее.

Можно сделать вывод о том, что расширение посевных площадей какого- либо одного вида зерна , растений разрушает систему  ведения земледелия, его основы - апробированных и научно обоснованных севооборотов, которые предусматривают  чередование в определенной последовательности сельскохозяйственных культур, выращиваемых на отведенной площади, с учетом их биологических и хозяйственных  особенностей в целях сохранения и повышения плодородия почвы, сдерживания развития насекомых-вредителей и болезней растений, способствуют увеличению производства продукции. Наукой и практикой установлено, что в 6-8-польных севооборотах подсолнечник должен выращиваться на прежнем поле только через 6-7 лет, ибо он поглощает большое количество влаги и высушивает почву, выносит значительное количество питательных элементов, резко ухудшает фитосанитарные условия, снижает почвенное плодородие. Агроэкологическое состояние земельного участка в севообороте значительно ухудшается при расширении посевов этой культуры и тем более при повторном возделывании.

Следует отметить, что приоритет хотя бы одного сельхозрастения в севообороте  ведет к нарушению системы  земледелия в целом. Тем более, когда  нет альтернативной культуры.

Таким образом, проведенный анализ позволяет  сделать вывод о том, что в  условиях рыночных отношений при  достижении положительных экономических  результатов для увеличения прибыли  экологический фактор вновь игнорируется, а земельные ресурсы нещадно  эксплуатируются. Более того, не только нарушаются агротехнические требования и системы земледелия, но и не улучшается финансовое обеспечение  интенсификации производства, внедрения  современных экологически безопасных технологий, повышения почвенного плодородия.

Следовательно, критическое агроэкологическое  состояние земель страны требует  качественно новой интенсификации земледелия с учетом экологического фактора и при финансовой поддержке  государства, направленной на создание оптимальной материально-технической  базы для повышения эколого-экономической  эффективности использования земли. Этому в полной мере должна способствовать федеральная целевая программа  «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного  назначения и агроландшафтов как  национального достояния России на 2007-2011 годы». Отсутствие необходимых  энергетических и антропогенных ресурсов ведет не только к снижению урожайности растений, но также к обострению экологической ситуации. Устранение этого лимитирующего фактора будет содействовать устойчивому развитию земледелия и в целом сельского хозяйства.

Современная обстановка в аграрном секторе экономики  требует продолжить разработку альтернативных систем земледелия, способных обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного  производства. В Государственной  программе «Развитие сельского  хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на 2008-2012 годы»  ставится задача сохранения и поддержания  агроландшафтов в системе сельскохозяйственного  производства. Ее суть в адаптации  сельхозпроизводства к различным  элементам агроландшафта, формам хозяйствования и материальным ресурсам. Такая система  призвана создать условия для  экологически безопасного и экономически целесообразного использования  природных и антропогенных ресурсов, экологически устойчивого развития сельского хозяйства в целом.

 

Глава 2. Перспективы развития сельского хозяйства России

2.1 Необходимые условия  устойчивого развития АПК

По  общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно. По данным международных исследований эффективности функционирования государственных  органов, российское правительство  заняло 107-е место среди 158 стран, а по качеству государственного регулирования  Россия оказалась 158-й из 160 участников рейтинга. Причина не только в том, что для решения практически  любого вопроса требуется рекордное  количество согласований и разрешений. Даже если полностью отсутствует  коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого длительного времени, что вызывает у многих нежелание направлять прямые инвестиции в экономику России. Ныне, когда с началом действия Государственной  программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в аграрный сектор практически инвестируются невиданные до последних десятилетий ресурсы, общие условия ее выполнения во многом зависит от того, в какой мере представится возможность снять или хотя бы существенно ослабить административные барьеры с целью повышения инвестиционной привлекательности внебюджетных вложений в развитие агропромышленной сферы. Не достигнув этого, хозяйственная практика не сможет эффективно использовать финансовые потоки, обеспечить темпы роста агропроизводства на основе повышения его конкурентоспособности - приоритетного направления аграрной экономической политики Российской Федерации.

Информация о работе Проблема развития сельского хозяйства в России