Проблема развития сельского хозяйства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:59, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является - рассмотреть и проанализировать проблемы развития сельского хозяйства России, а так же возможные пути совершенствования его деятельности.
Задачами являются:
1. Рассмотрение особенностей сельскохозяйственного производства России.
2. Перспективы развития сельского хозяйства России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности сельскохозяйственного производства России….4
1.1 Проблемы развития сельского хозяйства России……………………4
1.2 Экономические проблемы земледелия……………………………….8
Глава 2. Перспективы развития сельского хозяйства России…………..10
2.1 Необходимые условия устойчивого развития АПК…………………10
2.2 Регулирование земельных отношений……………………………….17
2.3 Трансформация направлений развития отечественного сельского хозяйства……………………………………………………………………20
2.4 Итоги реализации национального проекта “Развитие АПК”……….24
Заключение…………………………………………………………………25
Список используемых источников………………………………………..28

Файлы: 1 файл

пролема развития с.х.docx

— 48.18 Кб (Скачать)

На  заседании также высказаны предложения  по увеличению объемов финансирования федеральной целевой программы  «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного  назначения и агроландшафтов как  национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года».

В целях  реализации Концепции системы земельно-ипотечного кредитования, утвержденной межведомственной рабочей группой по приоритетному  национальному проекту «Развитие  АПК» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической  политике, важно подготовить предложения  по совершенствованию законодательной  базы залога земельных участков из состава земель сельскохозяйственного  назначения.

Подводя итоги заседания, Алексей Гордеев  подчеркнул, что   соответствующие  нормативные акты должны учитывать  специфику сельского хозяйства  и конкретизировал: «...мы будем поднимать  в министерстве вопросы, связанные  с приходом иностранного капитала, который скупает сельхозземли в  качестве актива. Они уже выходят  на IPO, в результате кто-то будет зарабатывать миллиарды долларов, но деньги не будут  приходить и сельское хозяйство». А это, считает Алексей Гордеев, серьезная угроза для экономики  в целом.

 

2.3 Трансформация направлений развития отечественного сельского хозяйства.

Реализация  основных направлений агропродовольственной  политики государства требует системной  разработки принципов финансирования АПК из федерального бюджета. Однако в связи с все еще недостаточным развитием агропромышленного комплекса России требуется пересмотр важнейших направлений развития отрасли.

Принятая  Правительством России Государственная  программа «Развитие сельского  хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствии на 2008 - 2012 годы»  разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N4 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Она определяет цели, задачи и направления  развития сельского хозяйства, меры российской государственной аграрной политики на период 2008-2012 гг., финансовое обеспечение и механизмы осуществления  предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Основными целями государственной аграрной политики на 2008 - 2012 гг. признаны:

-достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства и формирование основы для роста эффективности агропродовольственного сектора;

-ускоренная модернизация приоритетных отраслей сельского хозяйства;

-ускоренное развитие животноводства и повышение конкурентоспособности его продукции на внутреннем рынке;

-создание условий для опережающего роста уровня жизни сельчан и повышения квалификации кадров в сельском хозяйстве;

-остановка деградации наиболее ценных сельскохозяйственных угодий.

Динамичное  и эффективное развитие сельского  хозяйства и рыболовства должно стать не только общеэкономической  предпосылкой успешного решения  большинства накопленных в отрасли  производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего  продукта, сокращение бедности и укрепление продовольственной безопасности страны, то есть обеспечить достижение всего комплекса целей ее социально-экономического развития в рассматриваемой перспективе.

Целями  государственной программы объявлены:

-устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

-рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;

-сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи.

Важно создать предпосылки для устойчивого  развития сельских территорий. К числу  его приоритетных направлений следует  отнести: комплекс мер по развитию социальной инфраструктуры и инженерному обустройству сельских поселений, улучшению условий  жизни сельского населения на основе предоставления субсидий, повышения  его занятости и доходов с  развитием традиционных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности: сельского туризма, народных промыслов и др.

Необходимо  улучшить общие условия функционирования сельского хозяйства путем совершенствования  земельного и налогового законодательства, активизации антимонопольной политики, формирования ассоциаций и союзов сельхозтоваропроизводителей , улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли, принятия комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия.

Требуется обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, прежде всего животноводства, за счет обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности  использования производственного  потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных  рынков. Задачей данного направления  является выравнивание возникших диспропорций в агропромышленном комплексе путем  поддержки тех производств, которые имеют потенциально высокие относительные преимущества на внутреннем или мировом рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере их реализовать. В 2008-2012 гг. федеральная поддержка будет сконцентрирована на животноводстве, особенно на производстве мяса, в частности производстве с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к производственной и рыночной инфраструктуре, а также отраслях «скороспелого животноводства» - птицеводстве и свиноводстве. Это позволит увеличить производство отдельных видов мяса.

Повысить  финансовую устойчивость сельского  хозяйства можно за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей, расширению их доступа к кредитным  ресурсам, страхования сельскохозяйственной деятельности. Как итог развития сельских территорий, приоритетны отраслей сельского  хозяйства и освоения рыночных инструментов хозяйствования, для эффективного функционирования агропродовольственного рынка в 2008 - 2012 гг. будут созданы благоприятные  общие условия работы: сформированы системы информационно-консультационного  обслуживания, институты земельной  ипотеки, разработаны важнейшие  технологические регламенты. В период реализации Государственной программы  «Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» начата реформа системы  кадрового обеспечения сельской экономики.

В 2008-2012 гг. федеральная аграрная политика будет исходить из необходимости  соблюдения следующих принципов:

-сохранение льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства. Особенности агропромышленного комплекса найдут свое отражение в законодательстве о банкротстве и антимонопольном законодательстве;

-совершенствование земельного законодательства с целью уменьшения трансакционных издержек при сделках с землями сельскохозяйственного назначения; упорядочения ограничительных мер по переводу таких земель в другие категории. Это позволит предотвратить сокращение аграрного потенциала страны и ускорить работу по созданию кадастра земли и связанной с ней недвижимости.

Кроме того, важно усовершенствовать механизмы  внешнеэкономического регулирования, включая оперативное регулирование  внешнеторговых операций с сельскохозяйственным сырым и продовольствием, создание стимулов для роста иностранных  инвестиций в АПК, формирование гармонизированной  с международными требованиями системы  контроля качества. В свою очередь, повышение конкурентоспособности  отечественной агропродовольственной  продукции обеспечит импортозамещение на внутреннем рынке и поддержание  доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей .

Успешное  выполнение Государственной программы  позволит создать благоприятные  макроэкономические и макросоциальные  условия для значительных по масштабам  преобразований в агропромышленном комплексе страны.

 

2.4 Итоги реализации национального проекта “Развитие АПК”

В министерстве сельского хозяйства РФ подведены  итоги первых восьми месяцев реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". По данным Минсельхоза, по первому направлению - "Ускоренное развитие животноводства" в реализацию нацпроекта включились 76 регионов. Основным механизмом достижения поставленных целей  по ускоренному развитию животноводства является расширение доступности кредитных  ресурсов для товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

На  сегодня к кредитованию при поддержке  государства принят 1381 объект животноводства. Заключено 1198 кредитных договоров  с объемом привлеченных кредитов в сумме более 107,0 млрд рублей. В  кредитовании строительства, реконструкции  и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и покупки племенного скота активно участвуют "Россельхозбанк" и Сбербанк России. "К сегодняшнему дню они заключили кредитные договоры на сумму на сумму свыше 78,0 млрд рублей", - сказал Алексей Гордеев.

По  направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" объемы кредитования превысили 24,6 млрд рублей. По мнению министра, "национальный проект дал заметный толчок развитию малых форм хозяйствования. Так, за восемь месяцев 2006 года объем кредитования в этой сфере по сравнению с  уровнем всего прошлого года - 3,4 млрд рублей - увеличились на порядок". В целом по Российской Федерации  за 8 месяцев этого года создано 1546 сельскохозяйственных потребительских  кооперативов, в том числе 629 кредитных.

Главный результат работы по реализации приоритетного  национального проекта "Развитие АПК", по мнению главы Минсельхоза, в том, что "проект работает, набирает темпы и уже дает реальные положительные  результаты".

 

Заключение

С точки  зрения конкурентоспособности сельского  хозяйства России вопросами первостепенной важности являются :макроэкономическая политика государства ,состояние ресурсного сектора.

С точки  зрения макроэкономической политики ключевую роль может играть политика валютного  курса. Осуществление политики относительно слабой национальной валюты повышает конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства так, что  возможные уступки ВТО по импортным  тарифам не приведут к росту импорта  продовольствия. И наоборот, чрезмерное укрепление рубля может привести к негативным последствиям для отечественных  производителей продовольствия даже при  установлении относительно высоких  импортных тарифов.

С точки  зрения состояния ресурсного сектора  исключительно важные последствия  для сельского хозяйства будет  иметь реформа естественных монополий. По данным независимых исследований, при прочих равных условиях, себестоимость растениеводческой продукции в России является сейчас самой низкой в мире. Исключительно низкая стоимость средств производства создает резерв конкурентоспособности, которым в настоящее время пользуется аграрный сектор. Если в результате реформ внутренние цены на средства производства сравняются, либо вплотную приблизятся к мировым, это приведет к тяжелейшим, если не катастрофическим последствиям для отечественного сельского хозяйства.

Подводя итоги, можно выделить следующие  направления выхода из агарного кризиса:

1. Рассмотрение  существующих крупномасштабных  сельскохозяйственных предприятий,  созданных на базе колхозов  совхозов, на основе приватизации  земли и имущества в частную  собственность, в качестве переходной  к более эффективной в сельском  хозяйстве семейной частной собственности  и фермерскому хозяйству.

2. Освоение  быстро окупаемых и ресурсосберегающих  технологий и производств.

3. Структурная  перестройка агропромышленного  производства в направлении дальнейшей  адаптации предприятий к рыночным  условиям.

4. Развитие  лизинга, повышение эффективности  использования государственных  кредитных ресурсов.

5. Развитие  и государственное поощрение  сельскохозяйственной кооперации  и агропромышленной интеграции.

6. Создание  общероссийской программы обучения  сельскохозяйственных предпринимателей.

7. Повышение  эффективности государственного  субсидирования сельского хозяйства  через переориентацию субсидий  с уровня производителя на  уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям  товарного кредита и развитие  реального финансового лизинга.

8. В  качестве косвенного способа  поддержки сельского хозяйства  следует использовать льготирование  активов и НДС на приобретаемые  ресурсы, в частности на горючее.

9. Использовать  новые управленческие методики  и другие инновации.

 

 

Список  литературы :

 

1. Основные показатели сельского хозяйства России в 2006 году. – М.: Росстат, 2007. – с. 64.

2. Беспахотный Г. В., Толманов В. Е., Семин А. Н., Курбатов А. П. и др. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве. – Екатеринбург: Изд-во УралГСХА, 2005. – с. 59.

3. Плуталов А. А. Инновационная деятельность и ее роль в экономическом развитии современной России: Канд. дис. – Тамбов, 2003.

4. Журнал “Экономика сельского хозяйства России” № 1-9, 2008.

5. www.vremyan.ru

6. http://www.coolreferat.com

7. http://www.coolreferat.com

 

 

 

Ра

 


Информация о работе Проблема развития сельского хозяйства в России