Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью курсовой работы изучение и анализ проблемы спорта в сельской местности.
Введение………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи………………………………………………….7
§1.1. Физическая культура, спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор………………………………………………….………..7
§1.2. Сущность формы и причины проблемы спорта в сельской местности………………………………………………………..….………16
§1.3. Методы и способы борьбы с проблемами развития спорта в сельской местности…………………………………………………………………...20
Глава II. Практическое исследование проблемы спорта в сельской местности Иркутской области………………………………………..…..28
§2.1. Программа исследования…………………………………………..28
§2.2. Обработка и анализ результатов исследования………….………31
Заключение………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………….…….43
Приложение…………………………………………………………47
Нездоровый образ жизни,
Надо, чтобы все общество осознало: здоровые дети могут быть только у здоровых родителей. Нужно внедрить здоровый образ жизни в сельскую молодежь. Необходима выверенная, системная и последовательная политика формирования здорового образа жизни в сельской местности.
Многие дети растут и
Власти должны понимать, что спортивное воспитание – это один их главных способов созидания физического и духовного здоровья молодежи.
Надо, чтобы спорт пришел в села. Молодежи должны привить потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Необходимо создать и развить новое направление массового спорта – сельский спорт. Нужна теория сельского спорта и конкретные проекты его воплощения на муниципальном уровне. Курс на сельский спорт должен стать одной из главных инноваций в развитии массового спорта страны.
Часть наших вполне здоровых детей теряет свое здоровье, добросовестно учась в современной сельской школе. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы. [12, с. 241]
По данным исследований, проведенных в разных поселках нашей страны, почти половина подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы. Перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. При этом часть времени уходит на дорогу из школы домой и обед.
Нужно дать молодым людям знания о здоровье и способах его сохранения, внедрить в школы здоровьесберегающие технологии, создать возможности для занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях и в спортивных клубах.
Спорт должен стать спутником каждого человека, начиная с детского возраста. Многие физические недостатки и недуги у детей поддаются лечению спортом. Он может компенсировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки на школьников в ходе учебного процесса, стать основным способом профилактики ряда патологий. Помимо физического развития спорт дает возможности нравственного и духовного воспитания детей. Благодаря занятиям спортом улучшается память, реакция, концентрация внимания. Спорт формируют волю, целеустремленность, решительность, инициативность, прививает навыки самостоятельности.[16, с. 59]
При этом надо понимать, что речь идет о массовом сельском спорте, а не о спорте высоких достижений. Их отличие в том, что массовый спорт является продолжением физической культуры, способствующей гармоничному развитию человека. Это стиль жизни, предполагающий физическую активность с учетом индивидуальных особенностей. А спорт высоких достижений – это профессиональная деятельность, направленная не на укрепление здоровья, а на достижение спортивных рекордов зачастую любой ценой.
Сегодня основу сельского спорта составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП).
Наиболее важной составляющей развития физической культуры и спорта в плане привлечения детского и юношеского контингента к занятиям физической культурой и спортом являются ДЮСШ, ДЮКФП. Это учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Существующее количество спортивных школ не может обеспечить резкий рост числа детей вовлеченных в регулярные занятия спортом. Необходимо создание множества новых детско-юношеских школ различных типов и видов и разработка для них инновационных учебно-тренировочных программ. Надо создавать спортивные школы на базе существующих учебных заведений, модернизируя соответствующим образом их материальную спортивную базу и расширяя педагогические коллективы за счет привлечение спортивных тренеров и педагогов.
В детских сельских школах работает свыше 2 тыс. тренеров, из них 60% - на постоянной основе. Около 60% имеют профессиональное образование, 55% - квалификационную категорию. Средняя заработная плата тренеров составляет около 7 тыс. рублей. [21, с. 73]
За последние три года число тренеров увеличилось приблизительно на 4-5%. При таком кадровом обеспечении осуществить прорыв в развитии массового сельского спорта просто нереально. Все региональные программы в сфере сельского спорта сегодня невыполнимы из-за отсутствия квалифицированных тренерских кадров, готовых работать в детских спортивных школах и клубах. [21, с. 74]
В настоящее время не хватает штатных физкультурных работников с базовым образованием и профессиональных тренерских кадров, особенно высшей и первой категории. Высока среди них доля совместителей и лиц предпенсионного и пенсионного возраста, которые через несколько лет уже не смогут работать. замены им не будет. Молодые специалисты в области физической культуры и спорта не стремятся на работу в спортивные школы из-за невысокой заработной платы.
Для исправления положения дел нужно, в первую очередь, повышение социального статуса работников и организаторов массового детско-юношеского спорта, пересмотра системы оплаты их труда.
Развитие сельского спорта сдерживается дефицитом спортивных сооружений. В настоящее время спортсооружения страны удовлетворяют потребности в них лишь на 20%.. Часть объектов занимают малопригодные, ветхие и даже аварийные помещения. Более 80% всех спортсооружений, многие спортивные школы и клубы находятся в муниципальной собственности. Местные власти в большинстве случаев пока не располагают достаточными финансовыми средствами для их ремонта и реконструкции. [8, с. 39]
Поэтому надо законодательно стимулировать привлечение внебюджетных источников на строительство многофункциональных спортзалов и физкультурно-оздоровительных в сельской местности, реконструкцию существующей материально-технической базы учреждений дополнительного образования спортивной направленности и оснащение их современным оборудованием.
Интересен опыт Ярославской области: несколько энтузиастов пытаются оживить спортивную жизнь в сельской местности. Важным этапом в этом нужном деле стало приведение в надлежащий вид спортивного зала в Пречистенском межпоселенческом доме культуры. На его ремонт из бюджетной казны потрачено всего 10 тысяч рублей – на цемент, штукатурку, краски. Все ремонтные работы с августа по октябрь проводились учителем физкультуры ПУ-47 Игорем Малышевым и подростками из военно-патриотического клуба «Защитник». Посильную материальную помощь оказала и директор клуба Валентина Елишева, пожертвовав на ремонт спортзала деньги, полученные от продажи поделок народных мастеров на различных ярмарках.
В отремонтированном зале в ноябре этого года открылись волейбольная и баскетбольная секции. Последнюю ведёт также на добровольных началах два раза в неделю Александр Васенко. Возобновили работу секции мини-футбола, аэробики. В спортзале уже проведены первые районные соревнования по волейболу. В них приняли участие 9 команд и более сотни спортсменов-любителей разных возрастов из посёлка Пречистое, сёл Коза и Семёновское, из Багряников. [25]
Развитие сельского спорта не может идти только лишь за счет увеличения количества спортивных школ. Необходимо создание доступных детских спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства. В настоящее время очень часто существующие спортивные клубы и секции в общеобразовательных школах и по месту жительства становятся платными. Сообщается о переводе на «самофинансирование» учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Все это серьезно ограничивает возможности сельской молодежи для занятий спортом. В результате в настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом. Отсюда и плохое здоровье детей.
Спортивные клубы должны быть в каждом районе, причем бесплатными и именно в них должны быть созданы условия для семейных занятий спортом. Надо организовать здесь прокат, обмен и хранение спортивного инвентаря для семей. Нужно, чтобы спортивное оборудование было доступным для всех категорий населения независимо от уровня их материальных доходов. Для достижения этого нужно внести соответствующие коррективы в положение о смотре-конкурсе на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства и учёбы. В нем должно учитываться не только наличие спортивного инвентаря и оборудования в спортивных клубах, но и возможности его проката для организации семейного спорта.
Главной задачей сельскогоспорта является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей и подростков. Для этого необходимо создание новой системы массового сельского спорта, гарантирующей общедоступные занятия и формирующей устойчивый интерес к регулярным тренировочным занятиям и здоровому образу жизни.
Составной частью данной системы должна быть информационно-образовательная деятельность, направленная на пропаганду детско-юношеского спорта и формирование навыков здорового образа жизни.
Подобная практика существует во многих странах. В США, Японии, Финляндии, Швеции можно приобрести видео-пособия для обучения и занятий всей семьей велоспортом, туризмом, катанию на роликах, бегу на лыжах, гольфу и многому другому. Надо изучать и использовать лучший зарубежный опыт формирования здорового образа жизни и развития семейного спорта. [26]
Диспансеризация школьников показала, что здоровье сельских детей хуже по сравнению с городскими детьми. Они живут в худших социальных условиях и имеют гораздо меньше возможностей для занятий спортом. Надо приложить усилия для исправления данного социального неравенства и больше строить в сельской местности универсальных физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, спортивных площадок. Прекрасный пример в этом отношении подает нам Липецкая область и Республика Мордовия, где для сельских детей строятся ледовые и плавательные спортивные комплексы. [26]
Для сельских детей нужны отдельные всероссийские соревнования. На первом этапе в рамках Всероссийских летних сельских спортивных играх следует предусмотреть соревнования для детей, подростков и сельских семей. Затем нужно проводить самостоятельные сельские спортивные игры детей по зимним и летним видам спорта.
Региональным и местным органам власти следует обеспечить работу детских спортивных секций и клубов на базе общеобразовательных школ в выходные дни. В эти дни должны проходить районные школьные соревнования. В 2012-м году будут проходить всероссийские соревнования среди команд общеобразовательных учреждений по игровым видам спорта. Необходимо, чтобы в них участвовали все российские школы. Каждая школа должна иметь сборную команду по основным видам спорта и, конечно же, используя эти всероссийские соревнования надо развивать в учебных заведениях зимние виды спорта. [24, с. 79]
В итоге всего сказанного можно сделать следующие выводы: чтобы разрешить проблему спорта и физической культуры в сельской местности нужно приложить много усилий властей, самих жителей. Пристальное внимание вышестоящих органов, увеличение финансирования, строительство стадионов, спортивных площадок, приобретение нового инвентаря, пропаганда здорового образа жизни, привлечение квалифицированных специалистов, строительство спортивных центров – все что будет способствовать и укреплять спорт в сельской местности.
Глава II. Практические исследования проблемы спорта в сельской местности Иркутской области.
§2.1. Программа исследования.
Рассматриваемая мною проблема является на сегодня актуальной, поскольку сельская молодежь практически не имеет возможности заниматься спортом, физически развиваться, посещать какие-либо секции, поскольку данная сфера в далеких глубинках нашей страны не развита. За чертой города отсутствуют необходимые специалисты в области физической культуры, тренеры, нет нужного для занятий инвентаря, порой и не находится соответствующего помещения. Следовательно, сельская молодежь не находит иного занятия как алкоголизм, наркомания и курение. То есть повышается в разы риск ведения молодыми людьми асоциального, девиантного поведения.
Данная проблема содержит в себе социальные противоречия, так как с одной стороны органы власти понимают суть данной проблемы, проводят в школах, училищах лекции о ведении здорового образа жизни, спортивные мероприятия, носящие разовый характер. Однако с другой стороны, с их стороны ничего не предпринимается для развития физической культуры, не строятся спортивные комплексы, отсутствует финансирование.
Информация о работе Проблема развития спорта среди сельской молодежи