Понятия трудовые ресурсы и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:49, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствование предприятие объективно становится основным звеном экономики. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующимся спросом на рынке, но и создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и т.д.
Выплачивая федеральные и местные налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Предприятие в условиях рынка. 5
§ 1.Сущность, задачи и функции предприятия. 5
§ 2. Внешняя и внутренняя среды предприятия. 9
§ 3. Классификация предприятий. 12
Глава 2. Анализ деятельности предприятия НТМК. 16
§ 1.Внутренняя и внешняя среды НТМК. 17
§ 2. Кадры предприятия и оплата труда. 24
§ 3.Экономические показатели деятельности предприятия. 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение . 38

Файлы: 1 файл

Контрольная экономика труда.docx

— 59.17 Кб (Скачать)


Министерство    общего  и профессионального  образования  Свердловской области

Департамент  образования       администрации  муниципального образования  «город Нижний Тагил».

 

 

 

 

Образовательное   учреждение  МОУ СОШ №  44  

 

Предмет  Экономика     

 

 

Предприятие – основное  звено  экономики.

 

Исполнитель:  учащаяся 11 «А» класса

  Плесовских Наталья    

 

Научный  руководитель: 

Горина Светлана Геннадьевна  

 

 

 

 

 

 

 

Г.  Н.Тагил

2006 г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  условиях  рыночной  системы  хозяйствование  предприятие  объективно  становится  основным  звеном  экономики.  Дело  в  том,  что  оно  не  только  производит  продукцию,  пользующимся  спросом  на  рынке,  но  и  создает  рабочие  места,  обеспечивая  занятость  населения, начисляет  заработную  плату  и т.д. 

Выплачивая  федеральные  и  местные  налоги,  оно  участвует  в  содержании  государственных  органов  и  поддержании  социальных  программ  (образование  и  здравоохранение,   культура  и просвещение и т.д.)  

Каждое  предприятие  самостоятельно  принимает  решение  в  части  того,  что,  сколько  и  как  производить  товаров  (оказывать  услуг),  где  и  как  их  реализовать  и, наконец,  как  распределять  полученный   доход  (фонды  возмещения,  оплата  труда,  накопления).  По  всем  этим  вопросам  оно  принимает  решение  в  соответствии   со  своими  интересами,  отвечая  своим  имуществом  за  ошибки  или  неправильно  выбранные  действия. 

В  работах  Грибова В.Д.,  Джухова В.М., Говорухиной С., описаны  основные  стадии  создания  и  развития   предприятия,  начиная  с  решений  по  выбору  правовой  формы,  размещению  и кончая формами  хозяйственной  кооперации  и  интеграции  с  другими  предприятиями.  Так,  анализируются  возможности  предприятий  при  различных  системах  хозяйствования,  естественно  основное  внимание   обращено  на  условия,  создаваемой  рыночной  экономикой.

Книга  Швайтцера  М., Дихтла  Э.  «Экономика  предприятия»  не  имеет аналогов  в России. Его отличают:

  • Широта  изложения  рассматриваемой  проблемы. Он  охватывает по  существу  все  вопросы  хозяйствования  на    предприятии  в  рыночных  условиях;
  • Комплексность  и  логическая    последовательность  изложения;
  • Широкое  использование  мирового  опыта  при  рассмотрении  проблем  совершенствования  деятельности  предприятий,  особенно  при  разложении  методов  хозяйствования.  Но в то  же  время  это – европейский учебник,  основанный  на  ценностях,  характерных  для  Европы  и, прежде  всего  для  Германии;
  • Оригинальность  изложения  материала.

Объектом  исследования  я  взяла  предприятие ОАО «НТМК», так  как  оно является одним  из  крупных  предприятий  в  России  и ежегодно   публикует   для  всеобщего  сведения  годовой  отчет, бухгалтерский  баланс, счет  прибылей  и  убытков. НТМК - крупнейшее  предприятие  по  производству металлопроката  для  железнодорожного  транспорта, строительства  и машиностроения. Для  тысяч  предприятий  России, стран  ближнего и дальнего  зарубежья   комбинат  является  надежным  поставщиком  высококачественной  продукции. На  сегодняшний  день  ОАО  «НТМК»  находится  на  стабилизационном (зрелом)  этапе  своего  развития,  и  поэтому  комбинат создает  комплекс  мероприятий  по улучшению реализации  своей продукции, то есть расширение  ассортимента (выпуск  труб).  В  исследовании  предприятия  НТМК  мне  помогли  следующие  издания:  «Хранители  “Старого  соболя”» - Васютинского В.Ф., «НТМК» – Внешторгиздат  и  «Тагильский рабочий». В  этих  работах  содержится  информация  о  перспективах  предприятия  НТМК  социально-экономического  развития, об  экономических  и  трудовых  показателях, о  структуре  предприятия  и  многое  другое.  

  • Цель: Проанализировать  результаты  деятельности  ОАО  «НТМК». 
  • Задачи:
  1. Выявить  задачи,  функции  и  сущность  предприятия;
  1. Исследовать  внутреннюю  и  внешнюю  среды  предприятия;
  2. Рассмотреть  классификацию  предприятия; 
  3. Провести  анализ  деятельности  предприятия  НТМК.

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие - основное  звено  экономики.

 

Глава 1.  Предприятие  в  условиях  рынка.

§ 1.Сущность,  задачи и  функции  предприятия.

 

Предприятие – независимый  экономический  субъект,  созданный  с  целью  ведения  бизнеса.  Является  юридическим  лицом  (за  исключением  полного  товарищества).1

Предприятие - это  самостоятельный  хозяйствующий  субъект,  созданный  для  производства  продукции,  выполнения  работ  и  оказание  услуг  с  целью  удолитворения  общественных  потребностей  и  получение  прибыли. 2

Производственное  предприятие  – это   обособленная  специализированная  единица,  основанием  которой  является  профессионально-организованный  трудовой  коллектив,  способный  с  помощью  имеющихся  в  его  распоряжении  средств  производства,  изготавливать  нужную  потребительскую  продукцию,  выполнять  работы,  оказывать  услуги. 

Предприятие  представляет  собой  производственно-технологическое,  организационное  и  экономическое  единство.  Организационно  оно  является  производственной  единицей.  Как  правило,  это завод,  фабрика,  шахта,  электростанция, предприятие  транспорта,  связи,  капитальное  строительство,  совхоз,  оно  может  включать  и  несколько  заводов  или  фабрик  (комбинат,  производственное  объединение,  концерн  и  т. д.).  Предприятие самостоятельно  осуществляет  свою  деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты  налогов, других  обязательных  платежей.  То есть оно является  самостоятельным товаропроизводителем. 

Предприятие  имеет  собственное  название,  фирменный  знак (марку),  самостоятельный  баланс,  расчетный  счет  в  банке. Оно  несет  имущественную  ответственность  по  своим   обязательствам,  т.е.  является  юридическим  лицом.  Часто  в  хозяйственной  практике  используется  понятие  «фирма».  Как  правило,  фирма  представляет  собой  объединение   однородных  или  смешанных  предприятий.

Каждое  предприятие  в  условиях  рынка  стремиться  производить  те  товары  и  услуги,  которые  дают  наибольшую  прибыль.  В  то  же  время  в  условиях  рынка  нет  гарантии,  что  предприятие  ее  получит.  Все  это  зависит  от  многих  обстоятельств:  правильного  определения  неудовлетворенных  желаний покупателей  и  ориентации  предприятия  на  их  производство,  уровня  издержек  производства,  которые  должны  быть  меньше,  чем доходы,  полученные  от  продажи  своей  продукции.  Последнее  зависит  от  производительности  системы,  НТП,  уровня  организации  производство  и  труда,  степени  конкуренции  и  т.д.   Это  требует  от  каждого  предприятия  поиска  своего  пути  развития,  системы  организации,  маркетинга,  своих  форм  хозяйствования. 1

Задачи  предприятия:

  • Получение  доходов  владельцам.
  • Обеспечение  потребителей   продукцией предприятия.
  • Обеспечение  персонала  предприятия заработной  платой,  нормальными  условиями  труда  и  возможностью  профессионального  роста. 
  • Создание  рабочих  мест  для  населения.
  • Охрана  окружающей  среды. 
  • Недопущение  сбоев предприятия.

Таким  образом,  задачи  предприятия  определяются интересами  владельца,  размерами  капитала,  ситуациями  внутри предприятия,  внешней  средой.  (Смотри  приложение №1).

Независимо  от   форм  собственности  предприятие  работает  на  условиях  полного  хозяйственного  учета,  самоокупаемости  и  самофинансирования.

Переход  к  рынку  влечет  за  собой  коренные  изменения  в  формах  хозяйствования,  отношениях  между  собственниками,  организаторами  производства и  наемными  работниками.  Путем  выплаты  налогов  оно  участвует в  реализации  государственных  программ,  развитии  экономики  страны. Это  означает, что  в  условиях  рыночных  отношений предприятие  есть  самоорганизующийся и  самовоспроизводящийся  социально-производственный  организм,  автономный  центр производственных,  хозяйственных и социальных  решений. 2 

Функции  производственного  предприятия:

  1. Изготовление  продукции  производственного  и личного  потребления;
  2. Продажа  и  поставка  продукции  потребителю;
  3. Материально-техническое  обеспечение  производства;
  4. Управление  и  организация  труда,  персонала  на предприятии;
  5. Всестороннее  развитие,  рост  объема  производства;
  6. Предпринимательство;
  7. Уплата  налогов;
  8. Соблюдение  стандартов,  нормативов,  государственных  законов.

Предприятие  является  коммерческим,  то  есть  направленное  на  получение  прибыли организации.  Коммерческая  деятельность  предприятия   охватывает  вопросы  изучения спроса  населения и рынка  сбыта  товаров, выявления  и  изучения источников  поступления и  поставщиков  товаров, организации  рациональных  хозяйственных  связей  с  поставщиками,  включая  разработку  и  представление  им  заявок и заказов   на товары,  заключения  договоров  на  поставку  товаров,  организации  учета  и контроля  за выполнением  поставщиками  договорных обязательств.

Процесс  производства  рассматривается  как   преобразование  ресурсов  в  продукты. Содержание процесса   производства  заключается  в  том,  что   в  процессе  производства  происходит процесс преобразования  ресурсов  в  экономические  блага  производственного  и  потребительского  назначения.  Три  основных  фактора  производства – труд,  земля,  капитал – участвуют  в  процессе создания  экономических  благ.  Технология  отражает  форму  устойчивой  взаимосвязи  факторов  производства. Для  производителя  важна  не  только  технология,  но  и  комбинация  факторов  производства. 1

Цель  предприятия. В  зависимости  от цели  деятельности  различают коммерческие и некоммерческие  организации.  Коммерческие  организации  ориентированы  на  получение  и  использование  прибыли.  Некоммерческие  организации  (потребительские  кооперативы,  общественные  и  религиозные  организации  и т.п.)  не  должны  быть ориентированы  на  получение  и  распределение  прибыли.  Однако  они  вправе  заниматься  предпринимательской деятельностью  при условии,  что  она  служит  достижению  целей  организации  и  соответствует  ее  характеру.  

Чем  лучше  удовлетворяется спрос  за  счет  предложения, тем эффективнее  выполняет  предприятие  свое  предназначение. Поэтому  лица,  принимающие  решения,  применяют  адекватные  методы  и  производят  соответствующие  блага.  Кроме  того,  они  ставят цели (формальные)  таким  образом,  чтобы  повысить  экономическую  эффективность  производства.  Для  обеспечения  определенного   стандарта   продукции, произведенной  программы  и  технического  потенциала  дополнительно  ставятся  технические  цели.  К  ним  относятся,  прежде  всего,  разработка   продуктов, соответствующих  своему назначению, обеспечение  определенного стандарта качественных  характеристик,  а также сохранение  производственного потенциала.  Для занятых на  предприятии и их  семей,  а также всего общества  в целевой системе предприятия формируют социальные  цели.  Для охраны  окружающей  среды  и  обеспечения  здоровой  среды  обитания  реализуются  определенные  экологические  цели. 1 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Внешняя  и  внутренняя   среды  предприятия.

В  деятельности  предприятия  изучают  внутреннюю  и  внешнюю  среды.

Под  внешней  средой  предприятия  понимается - все  условия  и  факторы  окружающей  среды,  которые  -  воздействуют  на  деятельность  предприятия и  требуют  его   соответствующее  реагирование. Сложность  внешней  среды  в  том, что она  выражается  в  количестве  и  разнообразии  ее  характеристик, которые  должны  учитываться  при принятии  решений. Внешняя  среда делится  на  микросреду  и  макросреду.

Микросреда – это  среда  прямого  воздействия  она  содержит  факторы,  которые  влияют  на  предприятие:

  1. Законодательные  акты;
  2. Учреждения  государственного  регулирования – контролирующие  органы,  осуществляющие  контроль;
  3. Трудовые  ресурсы;
  4. Поставщики - они  обеспечивают  предприятие  необходимыми  ресурсами;
  5. Конкуренты – воздействуют  на  выбор формирования  ассортимента.  Их  наличие  заставляют  предприятие  изучать,  что   потребители  приобретают  охотнее  всего;   
  6. Потребители.
  • Потребительский  рынок;
  • Рынок  производителей – организации  приобретающие  товары  и  услуги  для  использования  их  в  процессе  производства;
  • Рынок промежуточных  продавцов – организации  и   лица  приобретающие  товары  и  услуги  для  последующей    их  перепродажи  с  предприятия  для  себя;
  • Рынок  государственных  учредителей – государственные  организации,  приобретающие  товары  и услуги либо  для  последующего  их  использования  в  сфере  коммунальных  услуг,  либо  для  передачи  тем,  кто  в них  нуждается  (армия,  школы);
  • Международный  рынок -  покупатели  за  рубежными  странами.1

Информация о работе Понятия трудовые ресурсы и их характеристика