Характеристика трудовых ресурсов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет (от древне-французского слова «бужетт» - кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата области, района, города, отдельной организации, населения на определённый период времени.

Файлы: 1 файл

основы зкономики.doc

— 103.00 Кб (Скачать)


   

Вопрос: №28

Понятие Государственного бюджета и его структура. Понятие, причины и характеристика бюджетного дефицита и государственного долга.

 

Бюджет (от древне-французского слова «бужетт» - кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата области, района, города, отдельной организации, населения на определённый период времени.

По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период.

Признание бюджета основным финансовым планом объясняет его важную роль в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.

Сущность бюджета каждой страны определяется природой и функциями государства. Через государственные бюджеты распределяется от 20% до 60% национального дохода.

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Во-первых, он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации).

В эпоху феодализма сводного финансового плана государства не существовало. Для каждого расхода изыскивался и закреплялся отдельный доход. В результате буржуазных революций глава государства утратил право бесконтрольно распоряжаться финансами. Ежегодное утверждение бюджета впервые было применено в Великобритании, которая первой встала на путь развития капитализма. С тех пор практически соблюдались важнейшие принципы построения бюджета: единства, полнота, реальности, гласности.         Принцип единства означает сосредоточение в государственном бюджете всех производимых расходов и получаемых доходов, государство должно иметь лишь один бюджет. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации и статистической отчетности. Единство обеспечивается и взаимодействием бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовую поддержку бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образование целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.

Требование единства дополняется принципом полноты что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо). Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В соответствии с ним определяются все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

Бюджет  должен быть реальным, соответствующим конкретной экономической и политической ситуации, учитывающим тенденции развития производства и общегосударственные потребности. Его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, соотносить с выводами глубокого анализа результатов исполнения бюджета и финансовых планов ведомств за прошедший период, а также с прогнозными оценками.

Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета и направления использования бюджетных ресурсов затрагивают интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Общество должно знать, каково содержание бюджета, что служит источником его формирования, каков порядок изъятия налоговых платежей и на какие цели идут бюджетные ассигнования. Бюджет и отчет о его исполнении за предшествующий период публикуются в печати, чем обеспечивается открытость информации об объемах доходов и расходов, основных источниках поступлений, направлениях расходов на текущий год.

Сущность государственного бюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

1.         перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет проходит распределение более половины национального дохода и ¾  денежных средств, что позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

2.         функция вмешательства в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики.

3.         осуществление государственной социальной политики, направленной на поддерживание социальной справедливости в обществе.

4.         обеспечение внутренней и внешней безопасности.

5.         содержание аппарата управления.

Структура государственного бюджета каждой страны отражает характер административной системы.

В  Великобритании государственный бюджет состоит из обычного бюджета и национального фонда займов. За счет первого финансируется текущие затраты государства на экономические, социальные цели, оборону, субсидии местным органам власти, на управление и утверждаются правительством ежегодно. Национальный фонд займов не рассматривается парламентом. Это выплаты по государственному долгу, взносы в бюджет ЕСС, расходы на содержание королевы и двора, жалованье генеральному прокурору.

Во Франции центральный бюджет состоит из общего (государственного), присоединенных бюджетов различных государственных организаций и специальных счетов казначейства (например, инвестиционно-дорожный, национально-спортивный ). В Японии наряду с центральным бюджетом существует инвестиционный счет и более 50специальных счетов.

В нашей  стране бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет  состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик (включая местные) и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами. В Республике Беларусь Государственный бюджет включает бюджет республики и местные бюджеты (областей, районов, городов, сельских советов). Составление и исполнение бюджета подчиняются определенным правилам. Прежде всего, устанавливается бюджетный год – период на который рассчитан данный бюджет. В Великобритании, Японии, и Канаде он начинается с 1 апреля, в Швеции и Норвегии – с 1 июля, в Беларуси начало бюджетного года совпадает с началом календарного года. Но во всех государствах он равняется 12 месяцам.

Обязательной является и бюджетная классификация. Для расходов:

Ведомственная – расходы распределяются в зависимости от министерств и ведомств.

Функциональная – распределение происходит в соответствии с функциональным назначением (государственное управление, международная деятельность, наука)

Экономическая – отражает расходы по целевому назначению (капиталовложения, оплата труда, кредиты, субсидии, дотации)

Смешанная – расходы распределяются по министерствам ,  а внутри их – по предметам

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством. Бюджеты стран с рыночной экономикой формируются главным образом за счет налогов, которые обеспечивают до 90% поступлений. Кроме того, доходную часть госбюджета образуют различные сборы и государственные займы. Основным источником финансовых ресурсов государства, являются денежные доходы сферы материального производства и услуг. В формировании доходной части госбюджета главную роль играют такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль, акцизы. Далее по значимости идут таможенные пошлины и сборы.

Доход классифицируется по следующим признакам:

Источники (форма изъятия платежа, субъект уплаты, объект обложения, отрасль).

Виды (налоги, доходы от государственных предприятий).

Способ взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы).

Порядок и условия зачисления (закрепленные – доходы которые направляются в конкретный бюджет в зависимости от принципа подчиненности с учетом территориального признака поступлений средств; регулирующие доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти делятся между выше- и нижестоящими бюджетами обеспечивают сбалансированность местных бюджетов; собственные – заработанные доходы; заемные – доходы привлекаемые в случае временной недостаточности собственных средств, для покрытия запланированных расходов, включающие процентные и беспроцентные ссуды от других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные  и муниципальные займы)

В Республике Беларусь финансами управляют Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов. Кассовое исполнение Государственного бюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими Советами депутатов. В Республике Беларусь Государственный бюджет включает бюджет республики и местные бюджеты (областей, районов, городов, сельских советов).

Доходы бюджета, его расходы и объем национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объем национального продукта, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономики. 

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный год расходы правительства превышают доходы. По международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5% суммы валового внутреннего продукта.

Причины бюджетного дефицита:

1.         Низкий уровень доходов в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то уменьшение налоговых поступлений вследствие понижения доходов при относительно постоянной величине государственных расходов (государственных закупок и социальных выплат) ведет к росту бюджетного дефицита. Следовательно, спады деловой активности вызывают увеличение дефицита госбюджета.

2.         Рост государственных закупок. Хотя увеличение закупок повышает уровень доходов и, соответственно, налогов, однако сумма налоговых поступлений всегда оказывается меньше, чем прирост закупок.

3.         Превышение сбережений над инвестициями. Бюджетный дефицит зависит от разницы между сбережениями и инвестициями.

              В зависимости от причины возникновения различают структурный и циклический дефициты.

Если правительство сознательно закладывает в основной финансовый план (госбюджет) превышение расходной части над доходной, то речь идет о структурном бюджетном дефиците. Он возникает, таким образом, в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие структурного бюджетного дефицита осуществляется главным образом за счет внутренних источников финансирования: выпуска государственных казначейских обязательств, кредитов национального банка, а также за счет внешних займов.

Если в ходе выполнения госбюджета образуются положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетными дефицитами, то возникает циклический бюджетный дефицит. Причина его образования – изменения в промышленном цикле. Это дефицит государственного бюджета, возникший в результате падения деловой активности и, как следствие, сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступления в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов.

По характеру различают общий и первичный  бюджетный дефицит. Общий дефицит равен фактическому, а первичный – это фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Операционный дефицит  - это общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности ( выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит, существующий на ряду с официальным, - это скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг.

Государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия расходов путем выпуска правительственных займов.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически сбрасываются встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружения, содержания военнослужащих). Поскольку военный сектор является сектором, который только потребляет,  правительство изыскивает средства для его финансирования.

Информация о работе Характеристика трудовых ресурсов предприятия