Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:18, реферат
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
Введение……………………………………………………………….………….3
1. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты.……...4
2. Уровень образования трудовых ресурсов..............…………………………..5
3. Возрастная структура населения……………………………....……………..6
4. Проблема занятости населения………...……………………………………..7
5. Трудовые ресурсы России………………………………………………….....8
6. Отраслевая структура занятости……………………………………………...9
7. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы………...9
8. Экономические последствия миграции рабочей силы…………………….11
9. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы……...13
Заключение…...…………………………………………………………….…...14
Список литературы………………..……...………………..15
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты.……...4
2. Уровень
образования трудовых ресурсов..............……………………
3. Возрастная
структура населения……………………………....…………….
4. Проблема
занятости населения………...…………………………………….
5. Трудовые
ресурсы России………………………………………………….....
6. Отраслевая структура занятости……………………………………………...9
7. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы………...9
8. Экономические последствия миграции рабочей силы…………………….11
9. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы……...13
Заключение…...…………………………………………
Список
использованнной литературы…………
Введение.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
Трудовыми
ресурсами и движением
Уровень жизни оценивают также по показателям: состояние трудовых ресурсов, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения и уровень квалификации трудовых ресурсов.
Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.
Управление
трудовыми ресурсами включает проблему
технико-технологической вооруженности
живого труда, поскольку повышение уровня
фондовооруженности способствует росту
производительности труда и обеспечивает
наиболее эффективное использование рабочего
времени.
1. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты
Вопросы народонаселения в целом, воспроизводства рабочей силы увлекают к себе растущее внимание специалистов, политиков и общественности. Причины этого заключаются в том, что демографическая ситуация, положение с использованием рабочей силы, складывающиеся в удельных странах и регионах, во многом влияют на состояние и перспективы их экономического и социального развития, на расстановку экономических и политических сил в региональном и мировом масштабе.
Рост населения испытывает сильное влияние социальных, культурных и экономических факторов, и сам заметно воздействует на них.
Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, т.к. остальное трудоспособное население учится, занято домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д.
Экономически активное население мира в 1997г оценивалось в 2784млн. человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины-60%, женщины-40%.
В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию – 35%, Южную Азию – 20%, Тропическую Африку – 10%.
Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:
-
общей численностью
-
количеством рабочего времени,
которое отрабатывает
Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:
-состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
-качеством
трудоспособного населения с точки
зрения уровня общеобразовательной и
профессионально-
Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную, а качественный аспект - интенсивную составляющую.
Важнейшей
проблемой наличных трудовых ресурсов
является Их полная занятость и эффективное
использование, обеспечивающее экономический
рост и на этой основе - повышение уровня
жизни населения.
2. Уровень образования трудовых ресурсов.
Для развития большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятого населения. В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определено не только наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 90-х годов к общей численности населения составлял: мужчины-78,4% и женщины-60,3%. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки.
Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительности труда, что ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.
Качество трудовых ресурсов (человеческий капитал) имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Они воплощаются в деятельностном, производительном потенциале.
Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяют социально-экономическим уровнем развития основных подгрупп мирового хозяйства и отдельных стран.
Каждая из характеристик важна сама по себе. В основе всех их лежат физические качества человека, определяющего его способность к труду.
Образование
повышает производительность труда, что
способствует росту доходов. Проведенные
в середине 1980-х годов исследования
показали: увеличение обучения рабочей
силы на один год может привести
к 3%-ному увеличению ВВП.
3. . Возрастная структура населения
Возрастная структура населения мира влияет на долю и численность экономически активного населения. Выделяются два основных типа возрастной структуры.
Первый тип, который характерен для большинства развивающихся стран, отличается очень высокой долей детских возрастов и большой долей людей пожилого возраста.
Второй тип, характерный для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой, отмечен, наоборот, пониженной долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей.
Как демографическое омоложение населения (I тип воспроизводства), так и демографическое старение (II тип воспроизводства) влекут за собой ряд негативных последствий для динамики трудовых ресурсов. Ввиду чрезвычайно высокой доли детей и подростков в населении развивающихся стран для них характерен низкий удельный вес лиц трудоспособного возраста. Так, в Нигерии из общей численности населения на лиц трудоспособного возраста приходилось по данным переписи в 1991г. 48,4%, а на детей и подростков моложе 15 лет – 47%. Индия, где на долю детей в 1995г. приходилось 35,2% населения, не в состоянии ежегодно строить 130 тыс. новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать 5 млн. рабочих мест.
Напротив, в индустриальных странах, а также в странах с переходной экономикой усиливается демографическое старение населения. В соответствии с критерием ООН, население считается демографически старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению. Эта доля достигла в Швеции 22,1%, в Германии - 20,1%, Япония – 19,9%, России – 16,6%.
Демографическое
старение населения увеличивает
экономическую нагрузку на большинство:
во многих развитых странах численность
трудоспособного населения лишь
ненамного превышает число
4. Проблема занятости населения.
Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Проблема недоиспользования трудовых ресурсов приобрела глобальный характер. В мире насчитывается не менее 186млн безработных, 90млн были заняты неполный рабочий день. Опыт минувших десятилетий свидетельствует о том, что безработица приобрела постоянный характер.
К безработным, согласно рекомендациям Международной организации труда, относятся лица 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались поисками ее и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Уровень безработицы в промышленно развитых странах в 1998году к экономически активному населению в США составлял 4,5%, в Японии – 4,3%, в Великобритании – 6,2%, в Германии – 10,9%, во Франции – 11,8%, в Италии – 12%, в Испании – 18,8%.
В странах с переходной экономикой в 90-х гг безработица проявлялась в открытой форме и в ряде стран достигла высокого уровня. В 1998г составила в Словении – 14,3%, в Словакии – 13,5%, в России – 9,3%, в Румынии – 8,7%, в Чехии – 6,1%.
Безработица
является проблемой, т. к. она напрямую
вызывает экономические, социальные и
психологические последствия.