Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг на душу населения регионов Уральского ФО., и перспективы их сближения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
раскрыть сущность платных услуг как объекта исследования;
определить состав и структуру платных услуг населению;
Введение………………………………………………………………………2
1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА-----4
1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………. . 4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на изменение показателя объема платных услуг на душу населения ……………………………………….. 6
2. АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУБЪЕКТОВ РФ ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ УРАЛЬСКОГО ФО ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Динамика объема платных услуг населения………………………... 9
2.2.Анализ дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по величине объема платных услуг на душу населения..................... 11
3.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ УФО ПО ВЕЛИЧИНЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ------------------------------16
3.1 Краткая характеристика Уральского Федерального округа………….16
3.2 Краткая характеристика Курганской области----------------------------- 22
3.3 Пути сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.------------------------------------------------------------------------------------------------ 24
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 38
Список использованной литературы……………………………………… 41
транспорта: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный и воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт общего пользования в Курганской области представлен Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги. Протяжённость железнодорожных путей по Курганской области составляет 746 километров. Проходящая
через Курганскую область железная дорога является составной частью Транссибирской железнодорожной магистрали. Автомобильный транспорт Курганской области объединяет 177 тыс. автомобилей.
Более 400 хозяйствующих субъектов осуществляя перевозки пассажиров на основании лицензий, эксплуатируют 1990 автобусов.
Несмотря на достаточно удовлетворительные среди субъектов УФО показатели по плотности транспортных артерий из общего количества населённых пунктов, вне транспортной доступности остаются 429, в которых проживает около 11 % населения. Общее состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям развития экономики и не обеспечивает необходимое качество жизни населения области.
Дорожное хозяйство является важнейшей составляющей производственной и социальной инфраструктуры Курганской области. От его эффективного функционирования и стабильного развития в значительной степени зависит подъем экономики, улучшение условий жизни населения. Обеспеченность автомобильными дорогами с твёрдым покрытием на 1000 км² территории составляет 123,5 км, что значительно меньше минимально необходимого показателя. He удовлетворяет современным требованиям состояние автодорожных мостов: из 288 имеющихся мостов 44 требуют замены на капитальные. Ремонт существующей сети дорог с твердым покрытием обеспечивает 10% потребности, это означает, что не восстанавливается ежегодный износ автомобильных дорог. По удельному весу дорог с твердым покрытием и удельному весу населенных пунктов, имеющих устойчивую связь с районными центрами, Курганская область занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации. Развитие и модернизация железнодорожной инфраструктуры Курганской области предусматривает: строительство железнодорожного обхода на территории Республики Казахстан на участках Курган – Петропавловск – Исилькуль (Транссиб) по маршруту Петухово – Называевская с последующим обходом г. Омска до ст. Татарская. Протяжённость линии
по территории Курганской области составляет 153 км;
комплексная реконструкция и поддержание в безопасном состоянии путевого хозяйства, базовых локомотивных и вагонных депо, обновление устройств СЦБ и связи;
реконструкция железнодорожных вокзалов.
Развитие воздушного транспорта предусматривает:
развитие системы региональной авиации, предполагающей использование отечественных самолетов, возрождение инфраструктуры местных воздушных линий;
обеспечение прямых поставок авиатоплива от крупных нефтеперерабатывающих компаний в аэропорты, минуя посредников, для исключения неоправданного удорожания авиатоплива;
разработку механизма государственной поддержки (субсидирование из
федерального бюджета) социально значимых магистральных пассажирских перевозок и части социально значимых пассажирских перевозок в местном сообщении на направлениях, регион с центром страны;
реконструкцию и развитие аэровокзального комплекса аэропорта Курган;
реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Курган, свето-сигнального оборудования и систем безопасности полётов.
Возможное развитие транспортной инфраструктуры Курганской области будет осуществляться на основе крупных транспортных узлов - кластеров регионального развития, которые "естественным" путем в силу географического положения и, сложившихся транспортных связей могут претендовать на роль транспортных логистических центров.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий
В Курганской области большое внимание уделяется внедрению в регионе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По национальному проекту "Образование" обеспечено подключение всех школ области к сети Интернет,
организовано 355 пунктов коллективного доступа в глобальную сеть, установлено около 1000 таксофонов с возможностью исходящих вызовов.
В области успешно развивается сотовая связь, представленная ведущими компаниями страны, услугами которых пользуются более 835 тыс. абонентов. Одной из проблем в сфере связи является недостаточный уровень цифровизации телефонной связи, особенно в сельской местности. Основным направлением развития связи в Курганской области на 2008 год и среднесрочную перспективу является построение современной региональной телекоммуникационной инфраструктуры с развитием новых технологий в сфере информатизации. Для решения приоритетных задач социально-экономического развития региона и совершенствования системы управления субъектом РФ будут широко использоваться информационные технологии.
Предстоит переход от отдельных усилий по частным направлениям развития коммуникационных средств к формированию единой телекоммуникационной системы, состоящей из тесно взаимодействующих сетей, узлов, станций, пунктов доступа, что приведет к трансформации природы существующих общественных процессов радикальным образом. Таким образом, мы будем иметь в дальнейшем рост объемов предоставляемых услуг связи, повышение их качества, конкурентоспособности, внедрение новых форм обслуживания населения.
Развитие агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс в Курганской области является важнейшей сферой деятельности. В 2006 году по оценке Департамента
сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта (ВРП) АПК занимал 18%, в том числе в сельском хозяйстве было создано 15% ВРП. В сельской местности проживает 43,3% населения области, где числится 252 тыс. человек трудоспособного населения, в сельском хозяйстве занято 73,3 тыс. чел.
АПК области лидирует в Уральском федеральном округе по самообеспеченности и занимает ведущие места в Российской Федерации по производству продукции сельского хозяйства на душу населения: по производству зерна – 5 место в России, овощей – 6, молока – 18, картофеля – 20, мяса – 36. Эффективность бюджетного финансирования
АПК Курганской области самая высокая в Уральском федеральном округе. Здесь на 1 рубль расходов областного бюджета в сельское хозяйство в 2007 году произведено сельхозпродукции на сумму 53 рубля, Челябинской области — 24, Свердловской — 13, а Тюменской области - всего 6 рублей. Природно-климатические условия Курганской области более благоприятны для ведения сельскохозяйственного производства по сравнению с соседними регионами Уральского федерального округа. Они позволят успешно развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить высококачественные, экологически чистые продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности.
В составе природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства основное
значение имеют сельскохозяйственные, и в том числе пахотные угодья. На конец 2007 года в области числилось 3962 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 2418,3 тыс. га пашни. На одного жителя области приходится 2,5 га пашни, в Челябинской области 0,8 га, в Тюменской – 0,4 га, в Свердловской – 0,2 га, пахотных земель составляют черноземы – 65%. Имеющиеся в Курганской области земельные ресурсы позволяют в полном объеме обеспечивать потребности населения в растениеводческой и животноводческой продукции, а отрасли перерабатывающей промышленности в необходимом сырье, а также вывозить часть производимой продукции за пределы области.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в последние годы в развитии агропромышленного комплекса, усиливается отставание АПК от других отраслей экономики. В 2006 году удельный весАПК в экономике Курганской области составил в основных фондах всего 6,6%, в
инвестициях в основной капитал 11,2%. В агропромышленном комплексе остается нерешенным ряд существенных проблем, сдерживающих ускоренное развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, сельских территорий.
Первая проблема – диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, высокие тарифы на электроэнергию. В 2007 году тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей возросли по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза. По состоянию на 1 июня 2008 года цены на приобретаемые минеральные удобрения увеличились к 1 июня 2007 года в 2 раза, горюче-смазочные материалы на 76%.
Вторая проблема – недостаточный уровень государственной поддержки
агропромышленного комплекса, слабое государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов для села, опережающий рост импорта продовольствия. В 2007 году на развитие сельского хозяйства из бюджетов всех уровней выделено 634,4 млн. руб., или всего 3,2 коп в расчете на 1 рубль произведенной продукции.
Третья проблема – низкая конкурентоспособность продукции, низкий уровень производительности труда, неравные условия конкуренции для товаропроизводителей Курганской области на рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия Российской Федерации. Несмотря на сокращение агропромышленного производства за период рыночных преобразований АПК Курганской области в настоящее время имеет значительные земельные, трудовые, материальные ресурсы.
Агропромышленный комплекс Курганской области имеет возможность более полно использовать свое основное конкурентное преимущество – плодородную землю. В среднем на одного жителя в Курганской области имеется сельскохозяйственных угодий в 2,8 раза больше, чем в Челябинской области, в 3,6 раза больше, чем в Тюменской области, в 5,1 раза больше, чем в Свердловской области.
Развитие сельского хозяйства будет основываться в первую очередь на среднем и умеренно крупном по размерам производстве. Наиболее перспективными формами будут те, которые соединят высокую и постоянно растущую производительность труда, эффективность, конкурентоспособность с адекватной социальной направленностью их
деятельности. В агропромышленном комплексе Курганской области могут быть сформированы следующие агропромышленные кластеры: производство зерновых и зернобобовых культур и продуктов их переработки (муки, круп, комбикормов);
производство молока-сырья в северо-западной зоне и цельномолочной продукции на Шадринском молочном комбинате. По природно-климатическим, экономическим зонам (районам) Курганской области в северо-западной зоне следует развивать в первую очередь молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство, производство зерна, картофеля и овощей. В центральной зоне, в пригородных районах – молочное скотоводство и птицеводство, а также производство картофеля и овощей. В восточной зоне - зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры, мясное скотоводство, свиноводство и овцеводство, рыбоводство. В южной зоне - зерновые и зернобобовые, технические культуры, молочное скотоводство, овцеводство.
В модернизации сельскохозяйственного производства основные усилия будут направлены на интенсивное технологическое обновление отрасли и создание новых высокотехнологичных производств: будет проведена полная замена устаревшей техники и технологий в сельскохозяйственном производстве в основном на новые высокопроизводительные, многофункциональные комплексы, доля которых составит более 60%. Энергообеспеченность отрасли будет доведена до нормативного уровня. Курганская область имеет благоприятные перспективы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Улов рыбы в водоемах области к 2020 году должен возрасти в 2,0 раза, что позволит увеличить производство товарной пищевой рыбной продукции. Стратегическими направлениями развития пищевой и перерабатывающей промышленности является повышение эффективности использования сырьевых ресурсов, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных мощностей, производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, как одного из приоритетов развития АПК области, внедрение инновационных технологий переработки сырья, продвижение продукции АПК на рынки других регионов и международные рынки. Ускоренными темпами будет развиваться производство пищевых продуктов с применением нанотехнологий с заданными оздоровительными свойствами
Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство – одно из самых крупных отраслей в экономике Курганской области. Общая площадь жилья - 19,1 млн.кв.м., в том числе в муниципальной собственности около 3 млн.кв.м. Для развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения Курганской области жильем путем увеличения объемов строительства жилья, обеспеченного необходимыми объектами коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
- создание условий для приведения существующего жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг для населения Курганской области на уровне, соответствующем его платежеспособности и существующим стандартам обеспечения жилыми помещениями.
Строительный комплекс
Строительный комплекс Курганской области – одна из важнейших сфер
деятельности. От нее в решающей степени зависит развитие всех отраслей производства, дальнейший подъём уровня жизни и культуры населения. Сейчас особенно остро стоит вопрос подготовки кадров не столько для предприятий стройиндустрии, сколько для строительных и проектирующих организаций, подготовка кадров среднего звена.
Информация о работе Перспективы сближения регионов по обороту розничной торговли на душу населения