Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
охарактеризовать понятия фискальной и денежно-кредитной политики;
исследовать классическую концепцию фискальной политики;
изучить концепцию фискальной политики;
рассмотреть кейнсианскую модель денежно-кредитной политики;
проанализировать основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;
выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 6
1 Классическая и монетаристская концепции фискальной и
денежно-кредитной политики в модели IS-LM …………………….. 8
1.1 Понятия фискальной и денежно-кредитной политики ………… 8
1.2 Классическая концепция фискальной политики ……………….. 12
1.3 Классическая и монетаристская концепции денежно-
кредитной политики ………………………………………………….. 15
2 Кейнсианская концепция …………………………………………… 20
2.1 Концепция фискальной политики ……………………………….. 20
2.2 Кейнсианская модель денежно-кредитной политики ………….. 24
3 Эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в
Республике Беларусь ………………………………………………….. 28
3.1 Основные положения фискальной политики в Республике
Беларусь и пути ее совершенствования ……………………………… 28
3.2 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной
политики Республики Беларусь ………………………………………. 32
Заключение …………………………………………………………….. 34
Список использованных источников ………………………………… 36

Файлы: 1 файл

относительная эфф-ть фиск и ден-кред политики.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный технический  университет»

Факультет инновационной деятельности, экономики и финансов

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной  политики в модели IS-LM»

 

 

 

 

 

выполнил студент       

 

 

 

 

проверил 

старший преподаватель      

 

 

 

 

 

 

 

 

БРЕСТ 2012

Задание

 

 

Задание

 

 

Реферат

 

Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM: Курсовая работа: 1 - 25 01 07 / «БрГТУ»;

Кафедра ЭТ. – Брест, 2011. – 36 с.: 7 ил., 2 табл., 15 источн.

Ключевые слова: фискальная политика, монетарная политика, концепции, кейнсианская модель, анализ.

Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности  фискальной и денежно-кредитной  политики в модели IS-LM.

Предметами исследования является концепции модели IS-LM, фискальная и  денежно-кредитная политики.

Объектом исследования является макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь.

Содержит исследование классической, кейнсианской и монетаристской концепции фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM. Рассмотрены основные направления фискальной и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение ………………………………………………………………. 6

1 Классическая и монетаристская  концепции фискальной и 

денежно-кредитной политики в модели IS-LM …………………….. 8

1.1 Понятия фискальной  и денежно-кредитной политики ………… 8

1.2 Классическая концепция  фискальной политики ……………….. 12

1.3 Классическая и монетаристская  концепции денежно-

кредитной политики ………………………………………………….. 15

2 Кейнсианская концепция …………………………………………… 20

2.1 Концепция фискальной  политики ……………………………….. 20

2.2 Кейнсианская модель  денежно-кредитной политики ………….. 24

3 Эффективность фискальной  и денежно-кредитной политики  в 

Республике Беларусь ………………………………………………….. 28

3.1 Основные положения  фискальной политики в Республике 

Беларусь и пути ее совершенствования ……………………………… 28

3.2 Проблемы и перспективы  развития денежно-кредитной 

политики Республики Беларусь ………………………………………. 32

Заключение …………………………………………………………….. 34

Список использованных источников ………………………………… 36

 

 

 

 

 

Введение

 

Модель IS-LM впервые была предложена английским ученым Дж.Р. Хиксом в качестве наглядного способа изложения сути макроэкономической концепции Дж.М. Кейнса. Целью анализа экономики при помощи данной модели является объединение товарных и денежных рынков в единую систему. Модель позволяет найти такие сочетания ставки процента R и уровня национального дохода Y, при которых равновесие на товарном и денежном рынках достигается одновременно.

 Модель состоит  из двух кривых.

 Кривая IS (инвестиции = сбережения) характеризует равновесие  на рынке товаров. Ей соответствует множество парных значений уровня национального дохода и ставки процента, соответствующие равновесию на товарном рынке. Существуют различные способы построения кривой: графические и алгебраические. При алгебраическом выводе используется основное макроэкономическое тождество и функции потребления, инвестиций и чистого экспорта.

Кривая LM (спрос на деньги=предложению  денег) характеризует равновесие на денежном рынке и представляет собой  совокупность точек, каждая из которых  является комбинацией ставки процента и дохода, при которых существует равенство спроса на деньги и их предложения.  При построении кривой LM также может быть использован графический и алгебраический способ.

Сдвиги кривой LM обусловлены  монетарной политикой. Сдвиги кривой IS обусловлены изменениями в бюджетной политике (рост государственных расходов или сокращение налогов). Таким образом, исследование поведения кривых в модели IS-LM является важным и актуальным аспектом изучения фискальной и денежно-кредитной политики.

Целью курсовой работы является исследование относительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM.

Предметами  исследования является концепции модели IS-LM, фискальная и денежно-кредитная политики.

Объектом исследования является макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:

  • охарактеризовать понятия фискальной и денежно-кредитной политики;
  • исследовать классическую концепцию фискальной политики;
  • изучить концепцию фискальной политики;
  • рассмотреть кейнсианскую модель денежно-кредитной политики;
  • проанализировать основные положения фискальной политики в Республике Беларусь и пути ее совершенствования;
  • выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Для достижения цели и  задач исследования применялись  различные методы исследования: алгебраический, табличный, графический и др.

Курсовая работа написана на материалах учебников по макроэкономике и экономической теории, публикаций в периодических изданиях.

 

 

 

 

 

 

1 Классическая  и монетаристская концепции фискальной  и денежно-кредитной политики  в модели IS-LM

1.1 Понятия  фискальной и денежно-кредитной  политики

 

Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Она основана на манипулировании доходной и расходной частями государственного бюджета. Одним из условий существования любого государства является обеспечение им  покрытия государственных расходов, осуществляемое путем реализации фискальной политики.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Расходы государства  на покупку  отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

  • сглаживанию колебаний экономического цикла;
  • повышению темпов экономического роста;
  • достижению высокого уровня занятости;
  • достижению умеренных темпов инфляции [1].

Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных  органов власти страны, поскольку  именно они контролируют налогообложение  и расходование этих средств.

Средством достижения целей  фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который включает совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством для реализации стабилизационной политики, а также ее институциональное оформление. Правительства в зависимости от экономических условий и этапа развития национальной экономики выбирают формы бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.

Прямая форма  регулирования предполагает использование в основном инструментов бюджетного регулирования, среди которых – субсидии, субвенции, дотации отдельным предприятиям и отраслям, регионам; целевые кредиты; государственные закупки товаров и услуг; государственные инвестиции.

Косвенная форма регулирования основывается на сочетании бюджетных и налоговых регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и др. Среди косвенных форм регулирования – налоги и налоговые льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и др. [3]

Правительства с целью  реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или сдерживающего воздействия на экономику используют многообразные методы бюджетного регулирования:

  • налоги и налоговые льготы;
  • прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых
  • рабочих мест, финансирования фундаментальных научных исследований и др.);
  • субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;
  • субсидирование цен (льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и др.);
  • выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий, проводящих конверсию;
  • создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддержания предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов);
  • предоставление государственных инвестиций отсталым регионам, используемым для размещения предприятий национализированных отраслей, строительства производственных зданий широкого назначения;
  • введение надбавок за каждое вновь созданное рабочее место с целью поощрения создания новых высокотехнологичных производств, а также надбавок к инвестициям для поощрения вложений в отсталые регионы;
  • социальное регулирование для обеспечения социальных гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, создание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);
  • экологические сборы, используемые на охрану окружающей среды;
  • оказание помощи (технической, в размещении рекламы, реализации продукции, экспорте) частным предприятиям [13].

Правительства используют также огромный арсенал методов налогового регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых выделяются:

  • методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов;
  • манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
  • методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, научных исследований и др. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой базы расходов на научные исследования; льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, а также предприятиям, создающим рабочие места, иностранным инвесторам в оффшорных зонах, налоговых гаванях и др.);
  • методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов) [4].

Таким образом, фискальная политика предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения  различных социальных задач.

Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Различают три основных составляющих денежно-кредитной политики: эмиссия новых денег; прямой контроль над массой денег в денежном секторе; операции на открытом рынке.

Тактическими  целями (целевыми ориентирами) денежно-кредитной   политики центрального банка могут  выступать:

1) контроль за предложением денег (денежной массы),

2)  контроль за уровнем ставки  процента,

Информация о работе Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM