Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Денежно – кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, проводимых правительством через Центральный банк, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики государства. Целью монетарной политики является достижение такого уровня производства, который обеспечивает полную занятость и отсутствие инфляции. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В России денежно-кредитную политику осуществляет Центральный Банк и Министерство финансов. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования. 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 11
Рефинансирование коммерческих банков. 12
Операции на открытом рынке. 14
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 16
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 17
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 20
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 20
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 22
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 24
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 30
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. 30
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 50
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 50
2. Литература 50
3. Информация в сети Internet. 50

Файлы: 1 файл

ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 183.25 Кб (Скачать)

План

Введение 3

Глава 1. Цели, объекты и  методы денежно-кредитного  регулирования 5

1.1. Цели денежно-кредитного регулирования. 5

1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 11

    Рефинансирование коммерческих банков. 12

    Операции на открытом рынке. 14

    Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 16

1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 17

Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 20

2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 20

2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 22

2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 24

Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 30

3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. 30

3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

Список использованной литературы 50

1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 50

2. Литература 50

3. Информация в сети Internet. 50 
 
 

 

Введение

 

    Денежно – кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, проводимых правительством через Центральный банк, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики государства. Целью монетарной политики является достижение такого уровня производства, который обеспечивает полную занятость и отсутствие инфляции. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В России денежно-кредитную политику осуществляет Центральный Банк и Министерство финансов. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

    Наряду  с денежно-кредитной политикой, важнейшим  инструментом макроэкономического  регулирования является налогово-бюджетная  (фискальная) политика, которая оказывает воздействие на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.  В зависимости от сложившейся макроэкономической обстановки, государство применяет те или иные методы как монетарной, так и фискальной политики. Как правило, методы денежно-кредитной политики оказывают влияние с меньшим временным лагом.

    Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а следовательно достаточно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и обратная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, смогут дать положительные результаты.

    Отцом кредитно-денежной политики принять считать выдающегося экономиста современности, лауреата Нобелевской премии, Милтона Фридмана. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена «Рэйганомика». Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом.

    Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. Задача это  достаточно сложная. Государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться  успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно они являются базой всей денежно-кредитной  системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

    Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в России в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть,  как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

    Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы, но на ключевые решения, принимаемые  этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость  и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и  более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

 

Глава 1. Цели, объекты и  методы денежно-кредитного регулирования

1.1. Цели денежно-кредитного регулирования.

      Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

      Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта  функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что  наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому  деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

      Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление  коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения  в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

      С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из уравнения обмена Фишера. Согласно нему, существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. 

    Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный  банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки и, в-третьих, нужно уменьшить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

    В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

    Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Информация о работе Денежно-кредитная политика