Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Денежно – кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, проводимых правительством через Центральный банк, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики государства. Целью монетарной политики является достижение такого уровня производства, который обеспечивает полную занятость и отсутствие инфляции. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В России денежно-кредитную политику осуществляет Центральный Банк и Министерство финансов. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования. 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 11
Рефинансирование коммерческих банков. 12
Операции на открытом рынке. 14
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 16
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 17
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 20
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 20
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 22
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 24
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 30
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. 30
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 50
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 50
2. Литература 50
3. Информация в сети Internet. 50

Файлы: 1 файл

ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 183.25 Кб (Скачать)

    Банк  России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.

 

3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России

 

     Правовые  основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

- официальной денежной  единицей в нашей стране является  рубль;

- соотношение между  рублем и золотом Законом не  установлено, а курс рубля к  иностранным денежным единицам  определяется ЦБ РФ;

- исключительным правом  эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на  территории РФ обладает Банк  России, он отвечает за состояние  денежного обращения с целью  поддержания нормальной экономической  деятельности в стране;

- видами денег,  имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлическая  монета, которые обеспечиваются  всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом,  государственными ценными бумагам,  резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

- образцы банкнот  и монет утверждаются Банком  России;

- на территории  России функционируют наличные  деньги и безналичные деньги.

В целях организации  наличного денежного обращения  на территории РФ на Банк России возложены  следующие обязательства:

- прогнозирование  и организация производства, перевозка  и хранение банкнот и монет,  а также создание их резервных  фондов;

- установление правил  хранения, перевозки и инкассации  наличных денег для кредитных  организаций;

- установление признаков  платежеспособности денежных знаков  и порядка замены поврежденных  банкнот и монет, а также  их уничтожения;

- определение порядка  ведения кассовых  операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

Регулирование денежного  обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования  общепринятых  в рыночной экономике  инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных  организаций и предприятий  в  главных территориальных управлениях  Центрального банка, расчетно-кассовых центрах  имеются оборотные кассы  по приему и выдаче наличных денег  и резервные фонды денежных билетов  и монет.

      Резервные  фонды денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено,  т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г.  коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег  в операционной кассе на конец  дня для обеспечения своевременной  выдачи денег со счетов юридических  лиц, а также со счетов по вкладам  граждан.

Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в  обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых  купюр равна 22%, 500-рублевых – 54%, достоинством 100 рублей  - 18,5%,  50 рублей – 4,5%,  5 и 10 рублей -1% .

ЦБ РФ проинформировал  об увеличении на 9,3% денежной массы  в России за первые шесть месяцев  текущего года  до 1,75 трлн. руб. При  этом прирост безналичных средств  составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.). 

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

        В соответствии с этим документом  основной целью развития банковского  сектора на среднесрочную перспективу  (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

      Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.  

     На  рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

     Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

     Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

     Укрепление  номинального курса национальной денежной единицы  в 2006 г. стало важным сигналом участникам денежного рынка для  пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

     В условиях увеличения денежного предложения  ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

     Сохранение  действующей динамики скорости обращения  денег позволяет более точно  оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых  для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

     Тенденции к глобализации мирохозяйственных  связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это позволяет государству декларировать требование перевода с 2007 года российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

     Последовательное  снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

     Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

     О повышении  доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

     В плане  усиления эффективности регулирования  денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности  национальной валюты как средства сбережения.

     Развитие  банковского сектора в целом  характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а  также привлеченных средств, в том  числе вкладов населения.

Изменение структуры  совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового  сектора представляет собой долговременную тенденцию.

     Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что  особенно наглядно проявляется в  международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в  настоящее время - около(6 млрд. дол—США) 2, что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.

Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального  воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП страны. В России он примерно в 2 раза ниже.

Наши банки не выдерживают  сравнения не только в международном  плане, но и в сопоставлении с  крупными российскими промышленными  предприятиями или предприятиями  сферы обслуживания. Структура промышленного  производства и экспорта в России характеризуется достаточно высоким  уровнем концентрации, при котором  несколько десятков предприятий  обеспечивают очень большую долю товарных и финансовых потоков. Вследствие этого по объему реализации продукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли  многие ведущие промышленные предприятия  существенно превышают возможности  отдельных коммерческих банков

     Скорейшее восстановление и наращивание капитальной  базы банковской системы, а также  централизация и концентрация национального  банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Вакуум на российском банковском рынке рискует быть заполненным более мощными иностранными банками, присутствие которых в последнее время динамично растет как в розничном, так и в корпоративном сегментах рынка.

     Активная  роль государства в преодолении  системных банковских кризисов была заметна во всех странах. На восстановление платежеспособности и реструктуризацию ссудосберегательных банков США, к  примеру, были выделены суммы, превышающие 100 млрд. дол3. Санация французского банка «Креди Лионэ» стоила государству 20 млрд. дол.4 Это было сделано не потому, что французы не умеют считать, а потому, что, хорошо посчитав, сочли это выгодным. И главное - нашли деньги на это. В Российской денежно-кредитной политики последних пяти лет, данных о попытках централизованного восстановление платежеспособности  банка нет.

     Прямые  факторы, которые затрудняют процесс  реструктуризации банковской системы  — это и дискриминационное  налогообложение по сравнению с  международной практикой, так как  у нас из посленалоговой прибыли  идет значительное количество расходов, и дискриминационное налогообложение  доходов банков по более высоким  ставкам, чем облагаются другие предприятия.

     Долларизация  России исторически сложилась потому, что именно в долларах деноминировано до 2/3 ее внешнего долга и платежей по нему; долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований; в основном только в долларах оформляются  контракты на экспорт сырья.

     Такая долларизация с самого начала противоречила  не только национальным интересам, но и характеру внешнеэкономических  связей страны; сейчас она приходит в столкновение и с ведущими тенденциями  мировой валютной конъюнктуры. В  мире идет постепенный отказ от доллара, а его гипертрофия в мировой  валютной системе оборачивается  нестабильностью для его держателей, ибо: доля доллара в обслуживании 43 % мирового хозяйственного оборота  никак не соответствует реальной доли США в 20 % ВВП и 15 % оборота  мировой торговли. Поэтому она  постепенно и объективно снижается;  доля США во внешней торговле самой  России составляет не более 5 %, то есть рубль оказывается на 2/3 привязанным  к наиболее экономически удаленной от него валюте и к экономике страны, с которой у народного хозяйства России существует минимум взаимоотношений. Это противоречит хозяйственным критериям добровольного вхождения любой страны в определенную валютную зону и делает для России долларизацию скорее психологическим, чем экономически оправданным феноменом, то есть объективно ставит формирование обменного курса рубля на базу не реальных экономических сопоставлений, а спекулятивных ожиданий. Как следствие, рубль не раз оказывался недооцененным по отношению к доллару даже не в кризисное время, что вело к утере части национального богатства России при товарообмене и к занижению реальной стоимости ее активов, приобретаемых иностранными инвесторами при капиталовложениях в ее экономику и при приватизации. Таким образом, доходы нерезидентов при покупке российских Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) оказывались намного выше, чем казначейские обязательства других государств.

Информация о работе Денежно-кредитная политика