Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
Денежно – кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, проводимых правительством через Центральный банк, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики государства. Целью монетарной политики является достижение такого уровня производства, который обеспечивает полную занятость и отсутствие инфляции. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В России денежно-кредитную политику осуществляет Центральный Банк и Министерство финансов. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Введение 3
Глава 1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования. 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 11
Рефинансирование коммерческих банков. 12
Операции на открытом рынке. 14
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 16
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 17
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 20
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 20
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 22
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 24
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 30
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. 30
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 50
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 50
2. Литература 50
3. Информация в сети Internet. 50
Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.
В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Девизные
операции (валютные интервенции) –
это покупка и продажа
За последние десятилетия
взгляды экономистов на валютные
интервенции претерпели существенные
изменения. Администрация президента
США Р.Рейгана считала их дорогими
и неэффективными инструментами
денежно-кредитной политики. В Европе
же после образования так
Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.
«Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.
«Сглаживание» - интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается – то к торможению роста.
«Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».
Доли успешных и провальных интервенций за период с января 1997 года по июль 2000 года отражены в диаграммах.
По
результатам анализа можно
До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).
После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась.
По значениям третьего
критерия можно сделать вывод, что
в России не смогли «перебороть» рынок
и осуществить разворот тренда. С
такой низкой эффективностью в периоды
финансовых потрясений ЦБР не сможет
исключительно силами одних интервенций
противостоять валютному
Но
эти выводы отнюдь не свидетельствуют
о низком профессионализме Центрального
банка. Международные исследования
обнаружили, что эффективностью обладают
лишь интервенции центральных банков
США, Японии и Германии. Большинство
же центральных банков в этом преуспело
мало. Например, слабое влияние валютных
интервенций на курс национальной денежной
единицы отмечено в таких развитых
странах, как Швеция и Канада.
Операции
на открытом рынке – покупка и
продажа государственных ценных
бумаг с целью увеличения или
уменьшения средств коммерческих банков.
Путем изменения объема купли-продажи
ценных бумаг и уровня цен, по которым
они продаются или покупаются,
центральный банк может осуществлять
гибкое и быстрое воздействие
на кредитную активность коммерческих
банков. Операции на открытом рынке
– третий способ контроля над денежной
массой. Он широко используется в странах
с развитым рынком ценных бумаг и
затруднен в странах, где фондовый
рынок находится в стадии формирования.
Этот инструмент денежного регулирования
предполагает куплю – продажу
Центральным банком государственных
ценных бумаг (обычно на вторичном рынке,
так как деятельность Центрального
банка на первичных рынках во многих
странах запрещена или
Когда
ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого
банка, он увеличивает сумму на резервном
счете этого банка (иногда на специальном
счете коммерческого банка в
Центральном Банке для подобных
операций), соответственно в банковскую
систему поступают
Таким
образом, воздействуя на денежную базу
через операции на открытом рынке, Центральный
Банк регулирует размер денежной массы
в экономике. Часто подобные операции
осуществляются Центральным Банком
в форме соглашений об обратном выкупе
(РЕПО). В этом случае банк, например,
продает ценные бумаги с обязательством
выкупить их по определенной (более
высокой) цене через некоторый срок.
Платой за предоставленные взамен ценных
бумаг денежные средства служит разница
между ценой продажи и ценой
обратного выкупа. Соглашения об обратном
выкупе широко распространены в деятельности
коммерческих банков и фирм.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
Центральный
банк — это банк, возглавляющий
банковскую систему страны, имеющий
монопольное право эмиссии
Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.
При этом кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.
Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.
Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:
1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
2) устанавливают
тот минимум гарантий прав
и интересов участников
3) создают
базу для единообразного
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.
Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.
Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:
— золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
— иностранная валюта;
— векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;
— государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.
Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).
Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются: