Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Денежно – кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, проводимых правительством через Центральный банк, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики государства. Целью монетарной политики является достижение такого уровня производства, который обеспечивает полную занятость и отсутствие инфляции. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В России денежно-кредитную политику осуществляет Центральный Банк и Министерство финансов. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования. 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 11
Рефинансирование коммерческих банков. 12
Операции на открытом рынке. 14
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 16
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 17
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 20
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 20
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 22
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 24
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 30
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. 30
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 50
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 50
2. Литература 50
3. Информация в сети Internet. 50

Файлы: 1 файл

ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 183.25 Кб (Скачать)

      Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что  в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг  используются обращающиеся государственные  ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в  национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также  некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

  Операции на открытом рынке.

      Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

      Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

      Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

      По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

      Операции  на открытом рынке различаются в  зависимости от:

    • условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – операции РЕПО;
    • объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
    • срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
    • сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
    • способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.

    Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

  Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

      Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

      К ним относится, например, использование  количественных кредитных ограничений.

      Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

      Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

      Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

      При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

      Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

1.3 Основные  типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих  денег).

      Выше  уже были упомянуты политика дорогих  денег (рестрикционная) и политика дешевых  денег (экспансионистская). В этом разделе  рассматриваются механизмы реализации основных типов денежно-кредитной политики. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

      Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

      В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается  в  поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

      Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

      Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

      Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

      Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

 

Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной  политики

2.1. Сущность  и функции Центрального Банка  РФ

 

    Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.

Информация о работе Денежно-кредитная политика