Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:15, статья

Краткое описание

Основные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Денежно-кредитное регулирование экономики Казахстана.

Будюкина Н.Н.студентки очной формы обучения группы Фн10-22

 

Основные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики.       Одним  из  необходимых  условий  устойчивого  равновесного  развития народного хозяйства  в  рамках  смешанной  экономики  является  формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.                                                  Денежно-кредитная  (монетарная)   политика   государства -  очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику,  не  нарушающий суверенитета  большинства  субъектов  системы  бизнеса.  В  идеале  денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость  и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно -кредитная   политика   в   промышленно   развитых    странах рассматривается   как   инструмент    «тонкой    настройки»    экономической конъюнктуры,  как  оперативное  и  гибкое  дополнение  бюджетной   политики. Сложившаяся  мировая  практика  показывает,  что   через   денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные  ставки,  а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика базируется  на  принципах  монетаризма  и имеет  ряд  преимуществ  перед  фискальной  политикой.  Прежде  всего,   она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Национальным Банком, а  не  парламентом  страны,  то   в   значительной   мере   изолирована   от политического лоббизма. Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в  том, что она оказывает лишь косвенное  влияние  на  коммерческие  банки  с  целью регулирования  динамики  предложения  денег  и,  соответственно,  не   может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Национальный Банк свободно воздействует на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике они являются базой всей денежно-кредитной системы. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:

1.государственный контроль над банковской системой имеет цель управления ликвидностью кредитно-финансовых институтов, т.е укрепление их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (за счет регулирования учетной ставки, за счет изменения резервной нормы).

2. управление государственным долгом является направлением государственной регулировании в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста задолженности, в результате резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Национальный Банк использует различные методы управление государственным долгом ( покупает или продает государственные обязательства, различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

3.  регулирование объема кредитных операции и денежной эмиссий. Применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Денежно-кредитная политика приводит к  изменению  значений  основных макроэкономических  параметров:  ВНП,  инфляции,  уровня  безработицы.   Это происходит  потому,  что  посредством  монетарных  методов  можно   изменить предложение денег в экономической  системе.  Механизм  воздействия  денежно-кредитной политики на основные переменные  народно хозяйственного  комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы  и  состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской  теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.       В   качестве   проводника   денежно-кредитной   политики   выступает Национальный  эмиссионный  Банк  государства.  Такими   банками,   например, являются Национальный Банк Республики Казахстан, Банк  Японии,  Национальный  Банк  Молдовы.  В  некоторых  странах  функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США , например - Федеральная Резервная Система). Влияя  на  основной  объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый  орган  играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании  рыночной  экономики. Наделенный государством  эмиссионным  правом,   Национальный Банк  реализует политику    стабилизации     экономики,     достижения     товарно-денежной сбалансированности. Регулирующая деятельность Национального  Банка  основана  на  анализ динамики макроэкономических показателей, в том числе валового  национального продукта  и  национального  дохода,  индекса   цен,   дефицита   госбюджета, совокупного  фонда  заработной  платы.  Она  направлена   на   осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы  в  стране  и  имеет  своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая  наличный и  безналичный  компоненты,  путем  установления  границ  прироста  денежной массы.  Кредитно-денежная политика на макро уровне – это  совокупность  мер, проводимых Национальным Банком в  области  денежного  обращения  и  кредитных отношений для  придания  макроэкономическим  процессам  нужного  государству направления развития.  Механизм регулирования включает  методы,  инструменты  регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы  контроля  над динамикой  денежной  массы,  банковских   процентных   ставок,   банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.     

    Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении  объема  производства,  характеризующегося  полной   занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе  рациональная денежно-кредитная  политика   должна   минимизировать   инфляцию   и   спад производства,  не  допустить  роста  безработицы.  Несмотря   на   всю   ее скромность, задача эта достаточно сложная.
  Краткие итоги макроэкономического развития Казахстана в 2011 году
В 2011 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер. В первой половине 2011 года отмечалось некоторое ускорение темпов инфляции, связанное с рядом структурных проблем и факторов. Наиболее значимыми из них стали нестабильная ситуация на мировых товарных рынках, рост мировых цен на сырье и продовольствие, неэффективность механизма ценообразования, низкий уровень конкуренции на отдельных рынков товаров и услуг. Между тем, скоординированность и сбалансированность действий Правительства и Национального Банка в обеспечении стабильности цен позволила значительно замедлить темпы инфляции. В результате, по итогам 2011 года годовая инфляция сложилась в пределах целевого коридора 6-8% и составила 7,4%.
   По предварительной оценке платежного баланса Республики Казахстан профицит счета текущих операций в 2011 году составил 13,6 млрд. долл. США, увеличившись почти в 4,5 раза по сравнению с аналогичным показателем за 2010 год.
     Чистый экспорт за 2011 год, по оценке Национального Банка, сложился с положительным сальдо в 46,8 млрд. долл. США (рост на 61,9% в сравнении с 2010 годом), компенсировав нетто-отток ресурсов по операциям с международными услугами в 6,1 млрд. долл. США и возросшие до 24,1 млрд. долл. США доходы прямых иностранных инвесторов.
   По предварительной оценке, по счету финансовых операций за 2011 год сложился нетто-отток в 7,2 млрд. долл. США. Прямые иностранные инвестиции (нетто) в 2011 году составили 8,8 млрд. долл. США. Нетто-отток по портфельным инвестициям в 12,6 млрд. долл. США, в основном, обеспечен ростом иностранных активов Национального фонда на 11,4 млрд. долл. США.
  В 2011 году отмечалось постепенное снижение уровня безработицы. По итогам декабря 2011 года, по оценочным данным, он составил 5,4%, снизившись с 5,5% в декабре 2010 года.
     Поступления в государственный бюджет за 2011 год увеличились на 24,1% и составили 5444,6 млрд. тенге, расходы увеличились на 22,3% до 6013,2 млрд. тенге. В результате, в 2011 году государственный бюджет сложился с дефицитом в 568,6 млрд. тенге.
    Об официальной ставке рефинансирования
С учетом тенденций на финансовом рынке и замедления темпов годовой инфляции Правление Национального Банка Республики Казахстан постановило установить с 14 февраля 2012 года официальную ставку рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на уровне 7,0% годовых, что является исторически минимальным уровнем. В последний раз изменение официальной ставки рефинансирования произошло 9 марта 2011 года, когда она была повышена с 7,0% до 7,5% годовых.

  Инфляция
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в январе 2012 года инфляция сложилась на уровне 0,3% (в январе 2011 года – 1,7%). Цены на продовольственные товары выросли на 0,5% (на 3,0%), на непродовольственные товары – на 0,3% (на 0,5%) и на платные услуги – на 0,1% (на 1,2%).
  На рынке продовольственных товаров в предыдущем месяце в наибольшей степени подорожали яйца на 1,4%, мясо и мясопродукты – на 1,4%, в том числе свинина – на 2,2%, баранина и говядина – по 1,6%, конина – на 1,0%, фрукты и овощи – на 0,7%, молочные продукты – на 0,5%. Цены на крупы снизились на 4,4%, муку и сахар – по 2,1%, масло подсолнечное – на 1,5%.
  В группе непродовольственных товаров цены на одежду и обувь повысились на 0,5%, посуду и столовые приборы – на 0,6%, медикаменты – на 0,3% и на дизельное топливо – на 0,2%.
  Международные резервы и денежные агрегаты.
  В январе 2012 года произошло увеличение международных резервов Национального Банка. Валовые международные резервы Национального Банка выросли на 13,1% до 33,2 млрд. долл. США. Чистые международные резервы Национального Банка увеличились на 15,2% и составили 33,1 млрд. долл. США. Обслуживание внешнего долга Правительства и пополнение активов Национального фонда со счетов золотовалютных резервов были более чем компенсированы поступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке и ростом остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке. В результате чистые валютные запасы (СКВ) за январь 2012 год выросли на 14,3%. Активы в золоте выросли на 20,6% в результате проведенных операций и роста его цены на мировых рынках.
За январь 2012 года международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительным данным 45,5 млрд. долл. США), выросли на 7,7% до 78,7 млрд. долл. США.
За январь 2012 года денежная база расширилась на 19,3% и составила 3384,1 млрд. тенге. Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 15,6% до 3167,7 млрд. тенге.
За декабрь 2011 года денежная масса выросла на 1,5% до 9751,1 млрд. тенге (с начала года – рост на 15,0%). Объем наличных денег в обращении вырос на 10,6% до 1365,7 млрд. тенге (с начала года – рост на 18,9%), депозиты в банковской системе – на 0,2% до 8385,4 млрд. тенге (с начала года – рост на 14,3%).    Опережающие темпы роста наличных денег в обращении по сравнению с ростом объема депозитов обусловили снижение доли депозитов в структуре денежной массы с 87,1% в ноябре 2011 года до 86,0% в декабре 2011 года.
Валютный рынок
В январе 2012 года курс тенге к доллару США изменялся в диапазоне 148,08–148,61 тенге за 1 доллар США. За январь 2012 года тенге ослаб на 0,1%, и на конец месяца биржевой курс тенге составил 148,56 тенге за доллар США.
В январе 2012 года объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с учетом сделок на дополнительных торгах снизился по сравнению с декабрем 2011 года на 42,3% и составил 3,2 млрд. долл. США. На внебиржевом валютном рынке объем операций снизился на 32,0% и составил 1,5 млрд. долл. США.
В целом объем операций на внутреннем валютном рынке снизился на 39,3% и составил 4,7 млрд. долл. США.
Девальвация 2009 года: результаты
В феврале 2009 года Национальным Банком была проведена одномоментная девальвация тенге. Данная мера позволила значительно стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддержать конкурентоспособность отечественных производителей, улучшить состояние платежного баланса страны и сохранить золотовалютные резервы. Формирование обменного курса тенге в 2009-2011 годах происходило на фоне высоких мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта.
  В результате, за период с октября 2008 года, когда начали усиливаться кризисные явления и снижаться мировые цены на энергоресурсы, тенге ослаб по отношению к доллару США на 23,8%.
  В этот период отмечался высокий уровень волатильности обменных курсов иностранных валют по отношению к доллару США. При этом изменчивость тенге по отношению к доллару США была незначительной.
  В результате проведенной в феврале 2009 года девальвации индекс реального эффективного обменного курса (РЭОК) тенге к концу 2009 года был в пределах базового уровня конкурентоспособности 2000 года, превысив его всего на 0,3%. При этом, в декабре 2009 года индекс РЭОК был на 10,2% ниже уровня февраля 2009 года.
   Депозитный рынок
Общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях за декабрь 2011 года повысился на 0,2% до 8385,4 млрд. тенге (рост с начала года на 14,3%). Депозиты юридических лиц понизились за месяц на 1,6% до 5661,2 млрд. тенге (рост с начала года на 10,2%), физических лиц – повысились на 4,1% до 2724,2 млрд. тенге (рост с начала года на 24,1%).
В декабре 2011 года объем депозитов в иностранной валюте уменьшился на 5,3% до 2629,7 млрд. тенге (рост с начала года на 2,8%), а в национальной валюте повысился на 2,9% до 5755,7 млрд. тенге (рост с начала года на 20,5%). Удельный вес депозитов в тенге увеличился за месяц с 66,8% до 68,6%.
Вклады населения в банках (с учетом нерезидентов) повысились за декабрь 2011 года на 4,1% до 2758,6 млрд. тенге (за 2011 год – рост на 22,6%, за 2010 год – рост на 16,2%, за 2009 год – рост на 29,1%). В структуре вкладов населения тенговые депозиты увеличились на 6,3% до 1598,0 млрд. тенге, депозиты в иностранной валюте повысились на 1,3% до 1160,6 млрд. тенге. В составе вкладов населения удельный вес депозитов в тенге увеличился за месяц с 56,7% до 57,9%. В декабре 2011 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц составила 2,7% (в ноябре 2011 года также 2,7%), а по депозитам физических лиц – 8,4% (8,6%).
   Таким  образом,  денежно-кредитная  политика  -  один  из  мощнейших инструментов   экономической   политики,    находящихся    в    распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы,  изменение учетной  ставки  и  операции  на  открытом  рынке,  Центральный  Банк  может оказывать определяющее воздействие на  денежное  предложение,  а  через  его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.  Результаты  монетарного  регулирования  по-разному  расцениваются  в кейнсианской  и  монетаристской  теориях,  а  также  в  теории  рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что  дискретная  денежно-кредитная  политика, уступая  фискальной  по  силе  воздействия,  тем  не  менее  эффективна  для сглаживания   колебаний   экономической   активности,   цен   и   занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила  и  отказ  от  дискретной денежно-кредитной  политики.  Приверженцы   теории   рациональных   ожиданий утверждают, что монетарная  политика  вообще  не  оказывает  воздействия  на реальный ВНП. Денежно-кредитная политика  во  многом  определяет  валютные  курсы, влияя тем самым на  эффективность  внешнеторговых  операций  по  экспорту  и импорту. Ее можно использовать не только для изменения  основных  внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.      

    Без  верной  денежно-кредитной  политики,   проводимой   Центральным Банком,  экономика  не   может   эффективно   функционировать.   В   периоды экономического спада и роста безработицы,  падения  производства  необходимо увеличивать    денежное    предложение,    чтобы    стимулировать    процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а  также  потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период  экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег.  Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.       Денежно-кредитная  политика   -   чрезвычайно   мощный,   а   потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти  из  глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление  сложившихся в рыночной системе негативных тенденций.    Лишь очень  взвешенные  решения, принимаемые  на  высшем  управленческом  уровне  после  серьезного   анализа ситуации, рассмотрения альтернативных  путей  воздействия  денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результат. В  нашей  стране  на  данном  этапе  рациональная  денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад  производства,  не  допустить роста безработицы. Я полагаю,  что  государству  необходимо    регулировать   денежную политику,  но  в  рамках  разумного,  необходимо  произвести   либерализацию государственного регулирования в банковской системе.

 



Информация о работе Денежно-кредитная политика