Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:15, статья
Основные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитное регулирование экономики Казахстана.
Будюкина Н.Н.студентки очной формы обучения группы Фн10-22
Основные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Денежно -кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Национальным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма. Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Национальный Банк свободно воздействует на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике они являются базой всей денежно-кредитной системы. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:
1.государственный контроль над банковской системой имеет цель управления ликвидностью кредитно-финансовых институтов, т.е укрепление их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (за счет регулирования учетной ставки, за счет изменения резервной нормы).
2. управление государственным долгом является направлением государственной регулировании в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста задолженности, в результате резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Национальный Банк использует различные методы управление государственным долгом ( покупает или продает государственные обязательства, различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.
3. регулирование объема кредитных операции и денежной эмиссий. Применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народно хозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Национальный эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются Национальный Банк Республики Казахстан, Банк Японии, Национальный Банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США , например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Национальный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности. Регулирующая деятельность Национального Банка основана на анализ динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы. Кредитно-денежная политика на макро уровне – это совокупность мер, проводимых Национальным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля над динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
Краткие итоги макроэкономического развития Казахстана в 2011 году
В 2011 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер. В первой половине 2011 года отмечалось некоторое ускорение темпов инфляции, связанное с рядом структурных проблем и факторов. Наиболее значимыми из них стали нестабильная ситуация на мировых товарных рынках, рост мировых цен на сырье и продовольствие, неэффективность механизма ценообразования, низкий уровень конкуренции на отдельных рынков товаров и услуг. Между тем, скоординированность и сбалансированность действий Правительства и Национального Банка в обеспечении стабильности цен позволила значительно замедлить темпы инфляции. В результате, по итогам 2011 года годовая инфляция сложилась в пределах целевого коридора 6-8% и составила 7,4%.
По предварительной оценке платежного баланса Республики Казахстан профицит счета текущих операций в 2011 году составил 13,6 млрд. долл. США, увеличившись почти в 4,5 раза по сравнению с аналогичным показателем за 2010 год.
Чистый экспорт за 2011 год, по оценке Национального Банка, сложился с положительным сальдо в 46,8 млрд. долл. США (рост на 61,9% в сравнении с 2010 годом), компенсировав нетто-отток ресурсов по операциям с международными услугами в 6,1 млрд. долл. США и возросшие до 24,1 млрд. долл. США доходы прямых иностранных инвесторов.
По предварительной оценке, по счету финансовых операций за 2011 год сложился нетто-отток в 7,2 млрд. долл. США. Прямые иностранные инвестиции (нетто) в 2011 году составили 8,8 млрд. долл. США. Нетто-отток по портфельным инвестициям в 12,6 млрд. долл. США, в основном, обеспечен ростом иностранных активов Национального фонда на 11,4 млрд. долл. США.
В 2011 году отмечалось постепенное снижение уровня безработицы. По итогам декабря 2011 года, по оценочным данным, он составил 5,4%, снизившись с 5,5% в декабре 2010 года.
Поступления в государственный бюджет за 2011 год увеличились на 24,1% и составили 5444,6 млрд. тенге, расходы увеличились на 22,3% до 6013,2 млрд. тенге. В результате, в 2011 году государственный бюджет сложился с дефицитом в 568,6 млрд. тенге.
Об официальной ставке рефинансирования
С учетом тенденций на финансовом рынке и замедления темпов годовой инфляции Правление Национального Банка Республики Казахстан постановило установить с 14 февраля 2012 года официальную ставку рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на уровне 7,0% годовых, что является исторически минимальным уровнем. В последний раз изменение официальной ставки рефинансирования произошло 9 марта 2011 года, когда она была повышена с 7,0% до 7,5% годовых.
Инфляция
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в январе 2012 года инфляция сложилась на уровне 0,3% (в январе 2011 года – 1,7%). Цены на продовольственные товары выросли на 0,5% (на 3,0%), на непродовольственные товары – на 0,3% (на 0,5%) и на платные услуги – на 0,1% (на 1,2%).
На рынке продовольственных товаров в предыдущем месяце в наибольшей степени подорожали яйца на 1,4%, мясо и мясопродукты – на 1,4%, в том числе свинина – на 2,2%, баранина и говядина – по 1,6%, конина – на 1,0%, фрукты и овощи – на 0,7%, молочные продукты – на 0,5%. Цены на крупы снизились на 4,4%, муку и сахар – по 2,1%, масло подсолнечное – на 1,5%.
В группе непродовольственных товаров цены на одежду и обувь повысились на 0,5%, посуду и столовые приборы – на 0,6%, медикаменты – на 0,3% и на дизельное топливо – на 0,2%.
Международные резервы и денежные агрегаты.
В январе 2012 года произошло увеличение международных резервов Национального Банка. Валовые международные резервы Национального Банка выросли на 13,1% до 33,2 млрд. долл. США. Чистые международные резервы Национального Банка увеличились на 15,2% и составили 33,1 млрд. долл. США. Обслуживание внешнего долга Правительства и пополнение активов Национального фонда со счетов золотовалютных резервов были более чем компенсированы поступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке и ростом остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке. В результате чистые валютные запасы (СКВ) за январь 2012 год выросли на 14,3%. Активы в золоте выросли на 20,6% в результате проведенных операций и роста его цены на мировых рынках.
За январь 2012 года международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительным данным 45,5 млрд. долл. США), выросли на 7,7% до 78,7 млрд. долл. США.
За январь 2012 года денежная база расширилась на 19,3% и составила 3384,1 млрд. тенге. Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, расширилась на 15,6% до 3167,7 млрд. тенге.
За декабрь 2011 года денежная масса выросла на 1,5% до 9751,1 млрд. тенге (с начала года – рост на 15,0%). Объем наличных денег в обращении вырос на 10,6% до 1365,7 млрд. тенге (с начала года – рост на 18,9%), депозиты в банковской системе – на 0,2% до 8385,4 млрд. тенге (с начала года – рост на 14,3%). Опережающие темпы роста наличных денег в обращении по сравнению с ростом объема депозитов обусловили снижение доли депозитов в структуре денежной массы с 87,1% в ноябре 2011 года до 86,0% в декабре 2011 года.
Валютный рынок
В январе 2012 года курс тенге к доллару США изменялся в диапазоне 148,08–148,61 тенге за 1 доллар США. За январь 2012 года тенге ослаб на 0,1%, и на конец месяца биржевой курс тенге составил 148,56 тенге за доллар США.
В январе 2012 года объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с учетом сделок на дополнительных торгах снизился по сравнению с декабрем 2011 года на 42,3% и составил 3,2 млрд. долл. США. На внебиржевом валютном рынке объем операций снизился на 32,0% и составил 1,5 млрд. долл. США.
В целом объем операций на внутреннем валютном рынке снизился на 39,3% и составил 4,7 млрд. долл. США.
Девальвация 2009 года: результаты
В феврале 2009 года Национальным Банком была проведена одномоментная девальвация тенге. Данная мера позволила значительно стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддержать конкурентоспособность отечественных производителей, улучшить состояние платежного баланса страны и сохранить золотовалютные резервы. Формирование обменного курса тенге в 2009-2011 годах происходило на фоне высоких мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта.
В результате, за период с октября 2008 года, когда начали усиливаться кризисные явления и снижаться мировые цены на энергоресурсы, тенге ослаб по отношению к доллару США на 23,8%.
В этот период отмечался высокий уровень волатильности обменных курсов иностранных валют по отношению к доллару США. При этом изменчивость тенге по отношению к доллару США была незначительной.
В результате проведенной в феврале 2009 года девальвации индекс реального эффективного обменного курса (РЭОК) тенге к концу 2009 года был в пределах базового уровня конкурентоспособности 2000 года, превысив его всего на 0,3%. При этом, в декабре 2009 года индекс РЭОК был на 10,2% ниже уровня февраля 2009 года.
Депозитный рынок
Общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях за декабрь 2011 года повысился на 0,2% до 8385,4 млрд. тенге (рост с начала года на 14,3%). Депозиты юридических лиц понизились за месяц на 1,6% до 5661,2 млрд. тенге (рост с начала года на 10,2%), физических лиц – повысились на 4,1% до 2724,2 млрд. тенге (рост с начала года на 24,1%).
В декабре 2011 года объем депозитов в иностранной валюте уменьшился на 5,3% до 2629,7 млрд. тенге (рост с начала года на 2,8%), а в национальной валюте повысился на 2,9% до 5755,7 млрд. тенге (рост с начала года на 20,5%). Удельный вес депозитов в тенге увеличился за месяц с 66,8% до 68,6%.
Вклады населения в банках (с учетом нерезидентов) повысились за декабрь 2011 года на 4,1% до 2758,6 млрд. тенге (за 2011 год – рост на 22,6%, за 2010 год – рост на 16,2%, за 2009 год – рост на 29,1%). В структуре вкладов населения тенговые депозиты увеличились на 6,3% до 1598,0 млрд. тенге, депозиты в иностранной валюте повысились на 1,3% до 1160,6 млрд. тенге. В составе вкладов населения удельный вес депозитов в тенге увеличился за месяц с 56,7% до 57,9%. В декабре 2011 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц составила 2,7% (в ноябре 2011 года также 2,7%), а по депозитам физических лиц – 8,4% (8,6%).
Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен. Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП. Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки. Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результат. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Я полагаю, что государству необходимо регулировать денежную политику, но в рамках разумного, необходимо произвести либерализацию государственного регулирования в банковской системе.