Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Денежно-кредитная политика государства и основы ее формирования……………………………………………………………….........5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики государства………………5
1.2 Концепции денежно-кредитной политики ……………………………….. 8
1.3 Особенности формирования денежно-кредитной политики в России….12
Глава 2. Инструменты государственной денежно-кредитной политики их специфика действия…………………………………………………………….15
2.1 Методы денежно-кредитной политики …………………………………...15
2.2 Характеристика инструментов денежно-кредитной политики …………17
Заключение …………………………………………………..………………….24
Библиографический список……………………………………………………26
4
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Денежно-кредитная политика государства и основы ее формирования………………………………………………
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики государства………………5
1.2 Концепции денежно-кредитной политики ……………………………….. 8
1.3 Особенности формирования денежно-кредитной политики в России….12
Глава 2. Инструменты государственной денежно-кредитной политики их специфика действия…………………………………………………………
2.1 Методы денежно-кредитной политики …………………………………...15
2.2 Характеристика инструментов денежно-кредитной политики …………17
Заключение …………………………………………………..………………….2
Библиографический список……………………………………………………26
Введение
На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
В промышленно развитых странах, в странах со смешанной экономикой вмешательство государства в экономику далеко не одинаково. Оно различается по масштабам регулирования, методам и формам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь.
По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции;
перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
предпринимательская деятельность;
стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении, как еденное целое образуют денежно-кредитную политику государства.
Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических особенностей кредитно-денежной политики
Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики государства;
2) Изучить Концепции денежно-кредитной политики;
3) Проанализировать особенности формирования денежно-кредитной политики в России;
4) Выделить методы денежно-кредитной политики;
5) Дать характеристику инструментов денежно-кредитной политики.
В данной курсовой работе использованы научные труды, статьи и монографии как классических исследователей, так и современных экономистов.
Глава 1. Денежно-кредитная политика государства и основы ее формирования
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики государства
Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.
Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики. Так, условия послекризисного развития предопределили на 1999 г. такие макроэкономические цели, как максимальное ограничение спада ВВП (в пределах 3%) и сдерживание инфляции (на уровне до 30% в год). Тенденция экономического роста, наметившаяся в 1999 г., и реальное снижение инфляции в качестве основных ориентиров макроэкономической политики на 2000 г. позволили определить дальнейшее снижение инфляции до 18% и обеспечение роста ВВП на 1,5%. [5, c.46]
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 7,0 - 8,5%,
в 2012 году – 5,5 - 7,0%, а к 2013 году выйти на уровень инфляции 5,0 - 6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,2 - 8,0% в 2011 году, 4,5 - 6,2% в 2012 году и 4,5 - 6,1% в 2013 году.[3]
В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей, подсистемой государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.
Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому цели денежно-кредитной политики ранжируются. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и денежное таргетирование, и стабилизация валютного курса. [12, c.31]
Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные стратегические задачи, например, на регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование), регулирование курса национальной валюты (таргетирование валютного курса), достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции) и т.п.
Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, - учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.
Выбор и достижение поставленных промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке подвижно, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.
При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Население стремится уменьшить свои денежные запасы, не приносящие процентов, покупкой других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте. При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента. [12, c.33]
Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег может быть скорректирован центральным банком, т.е. для того чтобы не вызвать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.
В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, и он нежелательный, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.
1.2 Концепции денежно-кредитной политики
В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно- кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно - кредитной политики:
политика кредитной экспансии, или «дешевых»
денег;
политика кредитной рестрикции, или «дорогих»
денег. [8, c.92]
Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.
Практические аспекты формирования денежно - кредитной политики предполагают разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:
выбор конкретной тактической цели денежно-кредитной политики, «работающей» наиболее эффективно на достижение стратегической цели;
выбор приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег;
насколько независим центральный банк в разработке
и проведении денежно-кредитной политики;
будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики;
будет ли политика проциклической или антициклической;
как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;
как проведение денежно-кредитной политики влияет
на инфляционные тенденции. [11, c.32]
Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.
Выбор правильной концепции денежно - кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно - кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации.[7 с.131]
В соответствии с основными и промежуточными целями денежно-кредитной политики центральный банк в целях стабилизации экономики должен проводить антициклическую политику. Проциклическая денежно-кредитная политика усиливает тенденции в экономике (например, способствует повышению цены в условиях тенденции к их росту и снижению - в условиях тенденции к их снижению). Такая политика будет ошибочной и не отражает активной роли денежно - кредитной политики в экономике.