Денежно-кредитная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Денежно-кредитная политика государства и основы ее формирования……………………………………………………………….........5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики государства………………5
1.2 Концепции денежно-кредитной политики ……………………………….. 8
1.3 Особенности формирования денежно-кредитной политики в России….12
Глава 2. Инструменты государственной денежно-кредитной политики их специфика действия…………………………………………………………….15
2.1 Методы денежно-кредитной политики …………………………………...15
2.2 Характеристика инструментов денежно-кредитной политики …………17
Заключение …………………………………………………..………………….24
Библиографический список……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая по денежно-кредитной политике.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. [6, c.215]

Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.

Однако сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применя­емый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кре­дитной сферы.

Процентная политика Центрального Банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регули­рования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика Центрального Банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования - это про­цент, под который центральный банк предоставляет кре­диты финансово устойчивым коммерческим банкам, высту­пая как кредитор в последней инстанции.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому Цен­тральный Банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Определение размера учетной ставки - один из наи­более важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изме­нений в области кредитно-денежного регулирования. Раз­мер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию боль­шое влияние. Когда Центральный Банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он сни­жает или повышает учетную (процентную) ставку.

Операции Центрального Банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный Банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе госу­дарственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регу­лирования кредитных вложений и ликвидности коммерче­ских банков.

Операции Центрального Банка на открытом рынке ока­зывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соот­ветственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, ЦБ снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Управление наличной денежной массой (агрегатом МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным Банком.

Современная деятельность Центрального Банка в обла­сти регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непо­средственно связана с вхождением России в международ­ное экономическое сообщество и содействием с его сто­роны развитию российской экономики.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирова­ние валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др.

Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных пред­ложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. [2, c.46] Она заключается в том, что Цент­ральный Банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения - скупает ее в обмен на национальную валюту. [4, c.54]

Центральный Банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально при­близить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между инте­ресами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экс­портеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса нацио­нальной валюты заинтересованы предприятия, получа­ющие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной.

Наряду с валютной интервенцией Центральный Банк может предпринять ряд административных мер, позволя­ющих регулировать валютный курс в направлении, отвеча­ющем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отно­шений. [10, c.214] Например, введение «валютного коридора» способ­ствует регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финан­совое положение предприятий, осуществляющих внешне­экономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Центральные Банки придерживаются в основном сис­темы плавающего обменного курса, ограничивая интервен­цию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они рассматривают политику в области обмен­ного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ денежно - кредитной политики государства показывает, что центральным звеном  является Центральный Банк (Банк России). Именно он своими действиями и проводит денежную политику.

Также Центральный Банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.

В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

Ожидается, что в 2011 году и в период 2012 и 2013 годов внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Снижение темпов роста производства товаров и услуг в мире, начавшееся в 2010 году, по прогнозам, продолжится в 2011 году. Ожидаемое в 2011 году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также обусловленное тенденциями в мировой экономике возможное снижение цен на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции. В 2012 и 2013 годах темпы роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2011-2013 годов они окажутся ниже, чем в 2010-2010 годах. Снижение инфляции в группе стран – ведущих поставщиков товаров в Россию в 2012 и 2013 годах, по прогнозам, продолжится.

В условиях кризиса на финансовых рынках центральные банки ведущих развитых стран осуществили в 2010 году снижение процентных ставок. Соответственно, их среднегодовой уровень в 2011 году будет  ниже, чем в предыдущем году. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время остается высоким риск оттока капитала из России вследствие нестабильности на мировых финансовых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.             Федеральный закон РФ «О центральном банке РФ (Банка России) от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

2.             Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1.

3.             Положение о порядке предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов обеспеченных активами (утв.ЦБ РФ 12.11.2009 № 321-П).

4.             Центральный Банк России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов».

5.             Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит – М: Дашков и К, 2011.

6.             Деньги кредит банки: учебник/ под ред. проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт, 2010.

7.             Деньги кредит банки: учебник/ под ред. Лаврушина О.И. – М.: финансы и статистика, 2010

8.             Организация деятельности центрального банка/ под ред. Г.Г. Фетисова – М.: Кронус, 2011

9.             Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы. Деньги кредит банки:  уч. пос. – Спб: ИВЭСЭП.Знание, 2009.

10.        Соколов Б.И., Иванов В.В. Деньги кредит банки: учебник. М.: проспект, 2010.

11.        Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: уч. пос. – М.: Март, 2009.

12.        Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги кредит банки: уч. пос. – М.: Владос, 2010.

13.        Татаринова Л.Ю. Деньги. Кредит. Банки: уч.-мед. пос. – Абакан: ХГУ, 2009.

14.        Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования: учебник – М.: Высшая школа, 2011.

15.        Челноков В.А. Деньги кредит банки: уч. пос. – М.: Юнити, 2008.

16.        www.rbc.ru

17.        www.bankir.ru

 

 

 

 

 



Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ