Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Денежно-кредитная политика государства и основы ее формирования……………………………………………………………….........5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики государства………………5
1.2 Концепции денежно-кредитной политики ……………………………….. 8
1.3 Особенности формирования денежно-кредитной политики в России….12
Глава 2. Инструменты государственной денежно-кредитной политики их специфика действия…………………………………………………………….15
2.1 Методы денежно-кредитной политики …………………………………...15
2.2 Характеристика инструментов денежно-кредитной политики …………17
Заключение …………………………………………………..………………….24
Библиографический список……………………………………………………26
Антициклическая денежно - кредитная политика должна сглаживать отрицательные проявления в ходе той или иной фазы экономического цикла (уменьшать денежную массу при росте цен и увеличивать ее при падении). Так, в формировании главной цели денежно - кредитной политики Банк России исходит из того, что достижение низкого уровня инфляции является наилучшим вкладом денежно - кредитной политики в развитие экономики, т.е. проводит достаточно активную антициклическую политику.
Относительная непредсказуемость денежно - кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в области денежно - кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Например, целью денежно - кредитной политики является стабилизация уровня цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.
Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной антициклической меры и ее воздействием на экономические показатели, которое усложняется непредсказуемостью в поведении экономических субъектов. [7, c.121]
Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно - кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в России большое влияние оказывают структурные и административные факторы (например, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Банк России с помощью мероприятий денежно - кредитной политики может «сгладить» «шок» в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом.
Проблемы денежно - кредитной политики тесно переплетаются с проблемами инфляции. Таргетирование инфляции может стать основной целью денежно - кредитной политики. Средством достижения этой цели может быть прямое регулирование денежной массы со стороны центрального банка, а именно проведение жесткой рестрикционной денежно - кредитной политики. Но применение центральным банком жестких монетарных мер может вызвать замедление темпов роста экономики, более или менее продолжительную рецессию. Кроме того, необходимо знать причины инфляции.
Если она вызывается в основном немонетарными факторами (резкое подорожание услуг жилищно-коммунального хозяйства, активная социальная политика государства, вызвавшая опережающий спрос населения на товары и услуги, избыточный рост денежного предложения в результате рекордных мировых цен на нефть, политика естественных монополий и т.п.), то, по сути, центральный банк может только «сгладить» некоторые отрицательные последствия роста цен, но не устранить причины инфляции.
Повышение цен на энергоносители, попытки государства переложить рост затрат в сфере жилищно-коммунального хозяйства на другие отрасли экономики и население приводят к необходимости увеличения денежной массы в обращении для удовлетворения минимальных потребностей населения в денежных средствах и предотвращения кризиса неплатежей у предприятий.
1.3 Особенности формирования денежно-кредитной политики в России
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
При формировании концепции и определении целевых ориентиров денежно-кредитной политики Банк России базируется на анализе развития экономики за предшествующий период и ее прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны на средне-срочную перспективу, текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета.
Банк России и Правительство Российской Федерации в 2011 году и в период 2012 и 2013 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. [14]
В ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно - кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.[3]
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы.
Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО. Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Согласно прогнозу социальноэкономического развития Российской Федерации, в 2011 году темпы экономического роста могут быть ниже, чем в 2010 году, что отразится на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте.
Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 в 2011 году на 19 - 28%. В 2012 и 2013 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16 - 25% в 2012 году и 14 - 22% в 2013 году.
В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2011 году может составить 14 - 22%, в 2012 году – 12 - 20%, в 2013 году – 9 - 17%. Принципиальное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов.[3 c.26]
Глава 2. Инструменты государственной денежно-кредитной политики их специфика действия
2.1 Методы денежно-кредитной политики
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.
Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. [11, c.75] Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.
Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются. [10, c.98]
Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.
Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования. [11, c.23]
Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д, [8, c.145] Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.
2.2 Характеристика инструментов денежно-кредитной политики
Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального Банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
2) процентная политика Центрального Банка;
3) операции на открытом рынке;
4) установление ориентиров роста денежной массы;
5) валютные интервенции;
6) рефинансирование кредитных организаций;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Обязательные резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. [6, c.210]
Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".