Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
Денежно – кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, проводимых правительством через Центральный банк, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики государства. Целью монетарной политики является достижение такого уровня производства, который обеспечивает полную занятость и отсутствие инфляции. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. В России денежно-кредитную политику осуществляет Центральный Банк и Министерство финансов. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Введение 3
Глава 1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования 5
1.1. Цели денежно-кредитного регулирования. 5
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 11
Рефинансирование коммерческих банков. 12
Операции на открытом рынке. 14
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. 16
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 17
Глава 2 Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 20
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 20
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России 22
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 24
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 30
3.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ. 30
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованной литературы 50
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 50
2. Литература 50
3. Информация в сети Internet. 50
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
Статус, задачи, функции,
полномочия и принципы организации
и деятельности Банка России как
публично-правовой организации законодательно
определяются Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "О
Центральном Банке Российской Федерации
(Банке России)" и другими федеральными
законами. Согласно Конституции Российской
Федерации главной задачей
Принцип независимости
– ключевой элемент статуса Центрального
Банка Российской Федерации –
проявляется, прежде всего, в том, что
Банк России не входит в структуру
федеральных органов
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России
консультирует Министерство финансов
РФ по вопросам графика выпуска
государственных ценных бумаг
и погашения государственного долга
с учетом их воздействия на состояние
банковской системы и приоритетов
единой государственной денежно-
Денежно-кредитная
политика государства осуществляется
через
Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Главной
задачей денежно-кредитной
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
Обязательные
резервы. Политика минимальных резервов
впервые была опробована в США
в 30-е годы, и сразу после второй
мировой войны ее внедрили в практику
центральные банки всех ведущих
капиталистических стран. Минимальные
резервы - это вклады коммерческих банков
в центральном банке, размер которых
устанавливается
Другая
функция подобного
Норма обязательных резервов
широко используется государством для
увеличения или уменьшения свободной
денежной массы. Естественно, увеличение
нормы обязательного
Нормы
обязательных резервов устанавливаются
в процентах от объемов депозитов.
Они различаются по величине в
зависимости от видов вкладов (например,
по срочным они ниже, чем по вкладам
до востребования). В современных
условиях обязательные резервы выполняют
не столько функцию страхования
вкладов (эту функцию выполняют
специализированные финансовые институты,
которым банки отчисляют
Банки
могут хранить и избыточные резервы
– некоторые суммы сверх
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,
где Ms – предложение денег,
cr - коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ),
rr – норма резервирования ( резервы – депозиты ),
MB –
денежная база.
На
практике нормы обязательных резервов
пересматриваются довольно редко, поскольку
сама процедура носит громоздкий
характер, а сила воздействия этого
инструмента через
Рефинансирование банков.
Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. - Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.