Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:33, контрольная работа
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Глава
1
1.1 Структура
и особенности кредитно-денежной системы
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий,
регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);
в) ассоциация (союз) коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:
поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.
Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений активно используемых государством в целях регулирования экономики.
В современной кредитно-
- Центральный банк;
- коммерческие банки;
- специализированные
кредитно-финансовые институты.
Центральный
банк
Главенствующее положение в кредитно-денежной системе занимает
Центральный банк, который называют «банком банков». В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков, как главные эмиссионные центры, т.е. государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот. Некоторые из Центральных банков были сразу учреждены как государственные институты (Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии), другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов). Некоторые Центральные банки до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности (например, Федеральная
резервная система США, возникшая в 1913 г.). Центральный банк России был создан в 1991 г. и действует в соответствии с Законом о Центральном банке.
Центральные банки выполняют
ряд важных функций, среди
— эмиссию банкнот;
— хранение государственных
— хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
— денежно-кредитное
— поддержание обменного курса национальной валюты;
— кредитование коммерческих банков и осуществление кассового
обслуживания государственных учреждений;
— проведение расчетов и
— контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Коммерческие
банки
Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры
кредитно-денежной
системы. Современный коммерческий
банк является кредитно-финансовым
учреждением универсального характера.
На ранних этапах развития банковского
дела коммерческие банки обслуживали
преимущественно торговлю, кредитовали
транспортировку, хранение и
другие операции, связанные
с товарным обменом.
В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг.
Конституирующие операции коммерческих банков подразделяются на:
- пассивные (прием депозитов,
т. е. привлечение средств
- активные (выдача кредитов, т. е. размещение средств).
Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов,
получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов,уплачиваемых ими по депозитам.
Кроме того, коммерческие банки осуществляют денежные платежи и
расчеты, могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе), к которым относятся, например, обязательства по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий. Банки также осуществляют доверительные операции (т. е. банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). В последние десятилетия важной тенденцией в развитых странах стало дерегулирование финансовых рынков, выразившееся в смягчении или полной отмене ограничений и запретов в области
финансовой деятельности. В частности, были отменены ограничения на
территориальную
экспансию банков, на предельный уровень
ставок и тарифов по различным операциям,
появилась возможность использования
новых финансовых инструментов и новых
видов обслуживания. Все это привело к
резкому усилению конкуренции в банковском
секторе экономики.
3. Специализированные
кредитно-финансовые институты
Особое место в современной рыночной экономике занимают
специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала. Суммарные активы всех этих специализированных кредитно финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.
Таким образом, ведущую роль в
кредитно-денежной системе занимает
Центральный банк, который относительно
независим, но согласует
с
правительством
проводимую кредитно-денежную политику,
является монополистом в вопросах
эмиссии денег и регулирует деятельность
как коммерческих банков, так
и специализированных кредитно-финансовых
институтов.
Особенности кредитно-денежной политики
Денежно-кредитная
политика базируется на принципах монетаризма
и имеет ряд преимуществ перед фискальной
политикой. Прежде всего, она обладает
быстротой и гибкостью, а поскольку проводится
Центральным Банком, а не парламентом
страны, то в значительной мере изолирована
от политического лоббизма.
Сильные
стороны кредитно-денежной
политики:
• Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться.
• Слабая зависимость от политического давления. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
• Монетаризм.
Большинство экономистов считают как
фискальную, так и кредитно-денежную политику
действенными инструментами стабилизации,
существуют монетаристы, которые полагают,
что изменение денежного предложения
– ключевой фактор определения уровня
экономической активности и фискальная
политика относительно неэффективна.
Отрицательные
моменты денежно-кредитной
политики заключаются в том, что она
оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие
банки с целью регулирования динамики
предложения денег и, соответственно,
не может напрямую заставить их сократить
или расширить кредиты .
Недостатки и проблемы
кредитно-денежной политики:
• Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
• Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
• Влияние
инвестиций, то есть действие кредитно-денежной
политики может осложниться и даже временно
затормозиться в результате неблагоприятных
изменений расположения кривой спроса
на инвестиции. Например, политика сужения
кредитоспособности банков, направленная
на повышение процентных ставок, может
оказать слабое влияние на инвестиционные
расходы, если одновременно спрос на инвестиции,
вследствие делового оптимизма, технологического
прогресса или ожидания в будущем более
высоких цен на капитал растет. В таких
условиях для эффективного сокращения
совокупных расходов кредитно-денежная
политика должна поднять процентные ставки
чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный
спад может подорвать доверие к предпринимательству,
и тем самым свести на нет всю политику
дешевых денег.
1.2 Цели и инструменты кредитно-денежной
политики
Основополагающей
целью денежно-кредитной
Государственное
регулирование денежно-
Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.