Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:33, контрольная работа
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
2
Политика обязательных
резервов
В настоящее
время минимальные резервы - это
наиболее ликвидные активы, которые
обязаны иметь все кредитные учреждения,
как правило, либо в форме наличных денег
в кассе банков, либо в виде депозитов
в центральном банке или в иных высоколиквидных
формах, определяемых центральным банком.
Норматив резервных требований представляет
собой установленное в законодательном
порядке процентное отношение суммы минимальных
резервов к абсолютным (объемным) или относительным
(приращению) показателям пассивных (депозитов)
либо активных (кредитных вложений) операций.
Использование нормативов может иметь
как тотальный (установление ко всей сумме
обязательств или ссуд), так и селективный
(к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций .
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами .
В последние
полтора-два десятилетия
Понижение
нормы денежных резервов приведет к
увеличению денежного мультипликатора,
а следовательно, увеличит объем той денежной
массы, которую может поддерживать некоторое
количество резервов. Если центральный
банк увеличивает норму обязательных
резервов, то это приводит к сокращению
избыточных резервов банков и к мультипликационному
уменьшению денежного предложения.
Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот
инструмент является наиболее мощным,
поскольку он затрагивает основы всей
банковской системы. Он является настолько
мощным, что в действительности его применяют
раз в несколько лет, а не каждый день,
как в случае с операциями на открытом
рынке
3
Операции на открытом
рынке
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме
проведения рыночные операции центрального
банка с ценными бумагами могут быть прямыми
либо обратными. Прямая операция представляет
собой обычную покупку или продажу. Обратная
заключается в купле-продаже ценных бумаг
с обязательным совершением обратной
сделки по заранее установленному курсу.
Гибкость обратных операций, более мягкий
эффект их воздействия, придают популярность
данному инструменту регулирования. Так
доля обратных операций центральных банков
ведущих промышленно-развитых стран на
открытом рынке достигает от 82 до 99,6%".
Если разобраться, то можно увидеть, что
по своей сути эти операции аналогичны
рефинансированию под залог ценных бумаг.
Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким
образом, операции на открытом рынке, как
метод денежно-кредитного регулирования,
значительно отличаются от двух предыдущих.
Главное отличие - это использование более
гибкого регулирования, поскольку объем
покупки ценных бумаг, а также используемая
при этом процентная ставка могут изменяться
ежедневно в соответствии с направлением
политики центрального банка. Коммерческие
банки, учитывая указанную особенность
данного метода, должны внимательно следить
за своим финансовым положением, не допуская
при этом ухудшения ликвидности.
4
Ограничение кредитования
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также
Центральный Банк может устанавливать
различные нормативы (коэффициенты),
которые коммерческие банки обязаны
поддерживать на необходимом уровне. К
ним относятся нормативы достаточности
капитала коммерческого банка, нормативы
ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие
нормативы. Перечисленные нормативы обязательны
для выполнения коммерческими банками.
Также
Центральный Банк может
При нарушении
коммерческими банками
Очевидно,
что использование
Кроме четырех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний .
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание: брать потребительский кредит, повысить ставку процента по нему или предписать делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство
в лице центрального банка может влиять
на банки путем словесного убеждения.
Могут быть политические заявления, общие
решения, просто призывы к тому или иному
действию. Государство обращается к чувству
общественного долга банкиров. В общей
форме могут быть сделаны предупреждения
относительно доступности кредита в будущем.
Иногда увещевания оказывают определенное
воздействие.
Таким
образом, в заключении данной главы
можно сделать следующие выводы: денежно-кредитная
политика – важнейший метод государственного
регулирования общественного воспроизводства
с целью обеспечения наиболее благоприятных
условий для развития рыночной экономики.
Главной целью денежно-кредитной политики
является помощь экономике в достижении
объема производства, характеризующегося
полной занятостью, отсутствием инфляции
и ростом. Основными инструментами кредитно-денежной
политики являются: рефинансирование
коммерческих банков, операции на открытом
рынке, политика обязательных резервов,
ограничение кредитования