Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком страны в два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е. на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее. Этот этап проходит в рамках банковской системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………..6

1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики……………………………………………………………………………6

1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………...9

1.3 Операции на открытом рынке…………………………………………10

1.4 Изменение учетной ставки…………………………………………….12

1.5 Изменение норм обязательных резервов…………………………….15

1.6 Ограничение кредитования……………………………………………17

2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010 ГОД……………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика РБ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

    1 СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………..6

    1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики……………………………………………………………………………6

    1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………...9

    1.3 Операции на открытом рынке…………………………………………10

    1.4 Изменение учетной ставки…………………………………………….12

    1.5 Изменение норм обязательных резервов…………………………….15

    1.6 Ограничение кредитования……………………………………………17

    2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010 ГОД……………………………………..19

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. [7: с. 462]

    Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с  Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей  развития, которые утверждаются специальной программой развития.

    Идея  центрального банка зародилась в  условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что  дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового в частности, без  центрального банка как органа государственного контроля и регулирования невозможно.

    Первоначально термин центральный банк подразумевал самый крупный банк, находящийся  в центре банковской системы. Затем  центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

    Вместе  с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных  потоков в стране.

    Разрабатывая  и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся:

    • эмиссия кредитных денег;

  • надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;
  • управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
  • выполнение роли "кредитора последней инстанции";
  • установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки 
    центрального банка по кредитам;
  • хранение обязательных резервов коммерческих банков;
  • определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики их реализации;
  • кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
  • формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики;
  • хранение официальных золотовалютных резервов;
  • проведение научных исследований и др. [6: с. 266]

    Какие бы функции не возлагались на центральный  банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого  банка и государственного ведомства.

    Денежно-кредитное  регулирование осуществляется центральным банком страны в два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е. на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее. Этот этап проходит в рамках банковской системы. На втором этапе измененные финансовые  параметры передаются в сферу производства, способствуя его развитию либо сдерживая его.

    Денежно-кредитная  политика центрального банка является составной частью единой государственной  экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются  показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.

    Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Задача эта достаточно сложная. При разработке и проведении оптимальной денежно-кредитной политики возникает целый ряд  проблем и ограничений. Сложность состоит  в том, что достижение хороших результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. В частности, стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов обычно также сопровождается ростом цен. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией, ухудшают показатель занятости населения. [6: с. 265]

    Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие, правовая основа, цели и задачи денежно-кредитной политики

    Согласно  статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть  единой государственной экономической  политики.

    Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. [1: ст. 4]

    Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

    Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год  включают в себя:

    • краткую характеристику состояния  экономики Республики Беларусь;

    • важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

    • основные параметры и инструменты  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

    • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

    • мероприятия Национального банка  на очередной год по совершенствованию  банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь. [1: ст. 27]

    Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной  политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

    Процесс формулирования целей денежно-кредитной  политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются  конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

    На  втором этапе устанавливаются промежуточные  цели денежно-кредитной политики в  форме конкретных количественных денежно-кредитных  показателей. К числу важнейших  денежно-кредитных показателей в  Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

    На  третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др).

    На  четвертом этапе производится отбор  инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и  объекта регулирования, степени  зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков [9: c. 28].

    Согласно  Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 - 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

    В рамках общей государственной экономической  политики конечной целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение  с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов, в 2015 году - не более 3 процентов. [2: п. 4.3]

    В качестве стратегических задач денежно-кредитной  политики можно выделить:

    • поддержание долговременного и  устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

    • достижение и сохранение на должном  уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

    • сохранение доверия населения к  национальной банковской системе;

    • поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ