Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком страны в два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е. на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее. Этот этап проходит в рамках банковской системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………..6

1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики……………………………………………………………………………6

1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………...9

1.3 Операции на открытом рынке…………………………………………10

1.4 Изменение учетной ставки…………………………………………….12

1.5 Изменение норм обязательных резервов…………………………….15

1.6 Ограничение кредитования……………………………………………17

2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010 ГОД……………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика РБ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    Продолжалось  совершенствование методологии  и практики банковского надзора. В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного и ликвидного функционирования с целью раннего выявления и предупреждения негативных тенденций и проблемных ситуаций в работе банков.

    Продолжалось  развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2010 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% - карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).

    Активно развивалось международное сотрудничество с центральными банками России, стран ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

    Углублялось сотрудничество с международными финансовыми  организациями - Международным валютным фондом и Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии указанных  организаций. В июне 2010 г. в Минске было проведено 9-е заседание бельгийской группы стран - членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала реализации программы “стенд-бай”.

    Анализ  состояния и динамики денежно-кредитной  сферы, валютного рынка и банковской системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

    В 2010 г. перед страной и банковской системой стоят масштабные, сложные, во многом качественно новые проблемы. Особенность предстоящего года - это работа в условиях углубляющегося мирового финансово-экономического кризиса, пик которого, как ожидается, придется именно на текущий год.

    Принимая  в расчет действие факторов, порожденных  мировым экономическим кризисом, следует решить главную стратегическую задачу, поставленную Главой государства: несмотря на все внешние отрицательные воздействия, необходимо обеспечить поступательное развитие национальной экономики и достижение целей по повышению жизненного уровня населения нашей страны, которые намечены на текущую пятилетку. Требуемые макроэкономические и финансовые условия для динамичного социально-экономического развития страны обеспечит выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 год. На это направлена проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной системы, всего банковского сектора страны в целом.

    В рамках курсовой политики реализуются  следующие меры. Со 2 января 2010 г. Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В 2010 г., особенно во второй половине, усилились взаимные колебания курсов основных мировых валют. В результате возникли нежелательные для населения и предприятий значительные изменения курса белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.

    Для компенсации этого эффекта в  Основных направлениях денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2010 год был определен более гибкий подход к курсовой политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины равными долями. Ее рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.

    При новом механизме снижение курса  белорусского рубля к одной из валют корзины может происходить  при ее усилении на мировом рынке  и будет компенсироваться укреплением  национальной валюты к другим иностранным валютам корзины. Стоимость корзины валют предусматривается стабильной. В 2010 г. ее колебания оцениваются в пределах ±5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, а также иных краткосрочных и долгосрочных факторов.

    Необходимо  отметить, что принятое решение отвечало рекомендациям Международного валютного  фонда и содействовало получению  нашей страной кредита от данной организации в размере около 800 млн. долл. США в январе текущего года. Общий объем кредита МВФ составит 2,5 млрд. долл. США. Получение остальной суммы предусматривается по частям в течение 2010 г. и первого квартала 2010 г. Достижение соглашения с МВФ является принципиальным фактором для развития финансовых взаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским союзом и другими государствами. В конечном счете это позволит сформировать финансовую “подушку безопасности” для нашего государства в целях дальнейшего повышения устойчивости белорусской экономики. В то же время разовая девальвация имела и ряд негативных последствий: возник повышенный спрос на иностранную валюту и потребительские товары длительного пользования, усилились девальвационные ожидания со стороны населения.

    В результате принятых Национальным банком совместно с Правительством мер к 20-м числам января текущего года отрицательные последствия разовой девальвации были минимизированы. Вместе с тем для этого в указанный период потребовались значительные валютные интервенции Национального банка. Новых разовых корректировок обменного курса Национальный банк проводить не будет. Более того, имеющиеся ресурсы позволяют надежно прогнозировать на I квартал текущего года колебания курса валютной корзины в пределах установленного коридора.

    Следующее по актуальности направление работы - процентная политика. Как уже указывалось, учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2010 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования. С 8 января текущего года она установлена на уровне 14% годовых. При прогнозируемом Министерством экономики уровне инфляции на 2010 г. (9-11% годовых) и исходя из допустимого изменения курса белорусского рубля к корзине валют, ставка рефинансирования к концу текущего года должна составить 10-12%, как это и определено в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2010 год. Вместе с тем Национальный банк может корректировать ставку рефинансирования в случае изменения Министерством экономики официальных прогнозов инфляции с учетом складывающихся реальных тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере. В 2010 г. Национальный банк будет поддерживать положительные в реальном выражении процентные ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке.

    Для обеспечения устойчивости нового курсового механизма и монетарной стабильности в целом Национальный банк предпринял ряд шагов в области процентной политики. В результате планомерного повышения основные процентные ставки находятся на положительном уровне в реальном выражении.

    По  итогам работы экономики в I квартале текущего года, в случае ее прогнозируемого  развития, представляется возможным  постепенное снижение уровня ставок с целью обеспечения большей  доступности кредитов для населения  и предприятий.

    В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики к концу 2010 г. процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору должны составить 13-15% годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10-12% годовых. В настоящее время под влиянием инфляционных и девальвационных процессов в экономике на рынке банковских услуг существенно поднялись процентные ставки по кредитам и депозитам. Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий период уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшего повышения.

    Проводимые  антиинфляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции. Осуществлен  переход к привязке белорусского рубля к валютной корзине, который  стабилизирует курсовые колебания. Необходимо постепенно перейти от роста процентных ставок на рынке депозитов и кредитов к их снижению и обеспечить выполнение прогнозных параметров Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 год.

    В 2010 г. Национальным банком будут проводиться мероприятия по обеспечению надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Продолжится совершенствование нормативно-правовой базы в области осуществления межбанковских расчетов и процедур надзора за платежной системой.

    Получит дальнейшее развитие национальная система  безналичных расчетов по розничным  платежам на основе электронных платежных  инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном  платежном обороте.

    В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2010 г. будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

    Продолжится совершенствование методологии  и практики банковского надзора  по ряду актуальных направлений. Среди  них можно отметить развитие систем, методов и инструментов управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления надзора за банковскими группами и банковскими холдингами и другие. [4] 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В курсовой работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

    От  денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

    В 2010 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее целей и задач.

    Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы. Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать средства нерезидентов и физических лиц.

    Сложность той ситуации, в которой находится  экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих  перед денежно-кредитной и в  целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

    Направления дальнейшего развития денежно-кредитной  сферы имеют целью улучшение  общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

    Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями. [10: с. 86-93]

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ