Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Файлы: 1 файл

Тарынина.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Введение

     Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  в рамках смешанной экономики  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень  демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

     В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный  банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

     Цель: определить основные особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

     Задачи: изучить методы, инструменты и типы денежно-кредитной политики, их преимущества и недостатки. Выявить макроэкономические результаты денежно-кредитной политики и ее особенности проведения в Республике Беларусь.

    В работе были использованы периодическая  литература, учебные пособия. 
 

 

      1. Сущность денежно-кредитной  политики

     1.1 Определение и основные цели денежно-кредитной политики.

     Денежно-кредитная  политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

     Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для  доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.

     В зарубежной литературе денежно-кредитная  политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.[9, с.54]

     Реализация  мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно-кредитной политики приводится Макконнеллом К. Р. и Брю Л.С.. По их мнению, основополагающей целью денежно-кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно-кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс. [9,с.54]

    Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - это  совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. [8, с.462]

     Разработкой денежно-кредитной политики  в Республике Беларусь занимается  Национальный банк Республики  Беларусь совместно с  Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.

     Идея  центрального банка зародилась  в  условиях относительно развитых  рыночных отношений, когда стало ясно, что  дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования невозможно.

     Первоначально термин центральный  банк подразумевал самый крупный  банк, находящийся  в центре банковской системы. Затем  центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

     Вместе  с тем их сущность  в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.

     Разрабатывая  и реализуя денежно-кредитную  политику, центральный банк выполняет  ряд важных функций, к которым  относятся:

  • эмиссия кредитных денег;
  • надзор и контроль за деятельностью банковских учреждений;
  • управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
  • выполнение роли "кредитора последней инстанции";
  • установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки
  • центрального банка по кредитам;
  • хранение обязательных резервов коммерческих банков;
  • определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики их реализации;
  • кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
  • формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики;
  • хранение официальных золотовалютных резервов;
  • проведение научных исследований и др. [10: с. 266]

    Какие бы функции не возлагались на центральный  банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.

    Денежно-кредитное  регулирование осуществляется центральным  банком страны в два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е. на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее. Этот этап проходит в рамках банковской системы. На втором этапе измененные финансовые  параметры передаются в сферу производства, способствуя его развитию либо сдерживая его.

      Денежно-кредитная  политика центрального  банка является составной частью единой государственной  экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.

     Существуют  долгосрочные и краткосрочные цели.

     Долгосрочные:

  • Экономический рост
  • Обеспечение полной занятости
  • Обеспечение стабильного уровня цен
  • Сбалансированный платежный баланс

     Краткосрочные:

  • Изменение денежного предложения
  • Изменение процентной ставки

     Осуществляет  денежно-кредитную политику центральный  банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

     Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет се проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

     Углубить  представление о денежно-кредитной  политике можно с помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения (модели AD-AS). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной, ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения.

     Другими словами, причинно-следственная связь, представленная на рис.3, исходит из того, что денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD-AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.

     

     Рис.3. Денежно-кредитная политика и модель AD-AS.

     Определяя положение данной кривой совокупного  спроса, предполагаем, что денежное предложение фиксировано. Расширение денежного предложения смещает кривую совокупного спроса вправо. Большое денежное предложение позволяет экономике достигнуть большого реального объема производства при любом данном уровне цен. Сокращение денежного предложения, наоборот, сдвигает кривую совокупного спроса влево.

     Таким образом, можно заметить, что, если экономика  находится в состоянии спада и характеризуется почти горизонтальным кейнсианским отрезком кривой совокупного спроса, политик "дешевых денег" сместит кривую совокупного спроса из положения ADl в положение AD2 и сильно повлияет на реальный объем производства и занятость. Однако оно вызовет существенное повышение уровня цен. На рис.3 это показано смещением совокупного спроса из положения AD3 в положение AD1 на классическом, или вертикальном, отрезке кривой совокупного предложения. Само собой разумеется, что политика "дешевых денег" явно неуместна, когда экономика достигла или близка к состоянию полной занятости. Рисунок 3 указывает причину: она привела бы к высокой инфляции.  

     1.2 Представления о денежно-кредитном  регулировании экономики различными  экономическими школами

     Неоклассическая школа.

    Экономисты  классической (неоклассической) школы  последней трети XIX — начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

    Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.                     

    Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

    Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ